Музыка и котлеты: колонка Алексеева
18 июля 2012

Наконец, и у нас появился свой штатный музыкальный критик. Отныне водитель Газели Смерти, путешественник и поклонник нойз-кора до мозга костей Денис Алексеев будет вести на Sadwave колонку о музыке и котлетах. Без них никуда.

Текст: Денис Алексеев

ЖЖшечка мертва, писать в фейсбук длинное неинтересно (покажите мне идиотов, которые читают рубрику “notes”?), а писать длинное вообще чертовски интересно, потому что это как в шахматах: “меньше фигур — легче играть” только наоборот: “больше букв — меньше смысла”, а смысла, говорил герой Мамонова в фильме “Пыль”, нет его. Есть только протоны и нейтроны. И даже их нет, но об этом — тсссс. Редакция Sadwave любезно предложила мне вести колонку о музыке или о котлетах, на что я с радостью и благодарностью согласился, потому что ЖЖшечка мертва, писать в фейсбук длинное неинтересно, покажите мне идиотов.


TV Smith “Useless, The Very Best Of TV Smith” CD (Jochens Kleine Plattenfirma, EastWest 2001)

По-русски это так: “Я не долго ждала пресловутого приказа “беги!”. У меня нет угла, но я умею нарезать круги”. Line up with a losers you feel so useless. TV Smith был вокалистом в Adverts, но без Adverts он сто крат круче. И под гитарку, а особенно с группой. Один из тех персонажей в панк-роке, про которых я ни капли не стесняюсь сказать, что я их 120% фанат. Круто быть сначала скучающим тинэйджером и петь о всякой херне (или о чём там пели Adverts?), а потом вредным старикашкой и спуску всякой херне не давать. А когда наоборот — не круто.

Ещё мне нравится история про то, как ТВ Смит выступал в Тампере и какой-то местный рок-журналист написал, что он как Боб Дилан, а местные панк-рокеры потом долго возмущались: как их можно вообще сравнивать? Как вокалист ТВ Смит в тыщу раз круче Боба Дилана! Но, самое главное, Боб Дилан как раз пример обратного: сначала спуску не давал, а потом стал скучным и запел о всякой херне. Короче, рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет. Или наоборот — пока не разобрался.


Дина Верни “Блатные Песни” Tape (Отделение Выход)

Постирал единственную куртку, пока она делала вид, что сохнет, носил зековский ватник, стёганый. “Эй, молодчики-купчики, ветерок в голове! В пугачёвском тулупчике я иду по Москве!”. Продавщица в магазине удивилась чистоте русской речи, но это её, должно быть, сапоги мои смутили (а я имею право держать руки в карманах и ноги в тепле аваланшей холода и льда, “не чувствую ног”-тура с Jars и перекрытых снежными завалами трасс с Aussitot Mort; хотя бы когда хожу пешком). Балда, Магадан, меж тем, долго был культурной столицей нашей родины.

“Из колымского белого ада шли мы в зону в морозном дыму” — выносит сходу, ну, может, только меня.

PS Юз Алешковский, автор песен “Окурочек” и “Товарищ Сталин”, является также автором прекрасной авантюрной повести “Кенгуру”, которую высоко ценил за язык Бродский, а я просто всем рекомендую.


Torment “Round The World” CD (Nervous Records, 1989)

Величайшая сайкобилли группа c британских островов. Саймона Бренда выперли из Frenzy, и слава богу, потому что в Torment он дурью не маялся, а сочинял совершенно нетипичные для жанра умные тексты, положенные на довольно мрачную и безысходную музыку. Жизнь Саймон Бренд закончил печально: допекла экс-супруга, родители отправили в психушку лечиться от депрессии, где он и повесился.

Люблю от данного ансамбля всё безоговорочно.


AmebixWinter” 7inch (Spiderleg Records, 1983)

Мне совершенно пофигу, что Amebix стали дико популярны, записали непотребный новый альбом, да и всё начиная с “Arise” было хуже, чем первые семёрки. Потому что первые семёрки — это такие плоские-плоские Killing Joke и Hellhammer: странная, но охуенная смесь, от которой просто веет отчаянием. Даже так: ОТЧАЯНИЕМ. Холод, голод, ветер, смерть. Героин, ядерная угроза, холодные сквоты, завтра не будет. Без иллюзий, без каких-либо связей социальной гравитации, только чума и лёд. Просто пей, и будь счастлив, если получится. Завтра мы все равно умрём. Охуенно. Это ценней всего т.н. «кразда» вместе взятого. Никчёмный одномерный самодеятельный рок, но какой силы. Феноменально.


Paintbox Trip, Trance & Traveling” double LP (Prank, 2009)

«Trip, Trance & Traveling» — последний альбом Paintbox, кажется, он вышел уже после смерти гитариста Челси. И если до него было какое-то, условно, противостояние Forward против Paintbox, Исия против Челси (оба из Deathside), то после — всё, точка. Во-первых, один умер, а во-вторых, “Trip, Trance & Traveling” — это такой апперкот, после которого не подымаются. Это уже даже не хардкор, это фиг знает что вообще. Но я всё равно напишу так: присмертный хардкор — он такой грустный и светлый и оптимистичный.


Osasto 11 / Valse Triste split 10inch (Lahna Records)

Пиво и рвота (*) — основа, прочный фундамент финского хардкора. Монолит, на котором тот зиждется. Osasto 11 — чуть ли не самый мой любимый импорт оттудова на данный момент. Valse Triste — классное старичьё, зашкаливающее по уровню своей невменяемости (я знаю, потому что ездил с ними в тур). Двое оттуда делают фестиваль Puntala rock, ходили в самом начале восьмидесятых на Dead Kennedys и растят внуков. Они ещё и женаты бог знает сколько лет!

Osasto 11 из Йювяскуля и нахрен никому не нужны. Вот такое надо к нам в Россию c гастролями, если меня спрашивать!

(*) Oxota (финн.)- рвота, блевота; Охота (рус.) — марка блевотного пива.


Kyklooppien Sukupuutto s/t LP (Spild Af Vinyl, Hate Records, Tuska & Ahdistus)

Финский хардкор, техничный и шумный. Ещё один мой любимый на данный момент импорт из страны Суоми. Барабанщик Йонне приезжал в Россию в составе Yhdeksas Surmanluoti (если кто помнит те легендарные концерты с Колесом Дхармы), а потом просто так, покататься на велосипеде. Говорят, что питерский концерт Сурманлуоти был похож на первые концерты Sex Pistols: минимум людей в зале, но каждый потом под влиянием собрал свою банду (Опарыш Осознал, Zorka и т.д.). Во время австралийского тура Kyklooppien Sukupuutto имела место какая-то страшная ссора, группа распалась и долгое время даже мысль о ре-юнионе была невозможна. Однако в этом году их имя мелькало на фестивальных афишах, чему лично я безмерно рад.

Сейчас Йонне живёт в Канаде и играет в международной панк-хк группе Illegal, с песнями на испанском языке.


Lars Hollmer “XII Сибирска Суклар (Silence, 1981)

Если в рок-н-ролле и есть какая-то “ось”, то проходит она через три “точки”: Фрэнк Заппа/Капитан Бифхарт -> Samla Mammas Manna -> Smell&Quim/Milovan Srdenovic. Потому что рок-н-ролл это дурь и цирк. Иначе вообще никак.

«Cибирска Cуклар», несомненно, является одной из высочайших вершин оппозиционного рока — слушаю лет десять и до сих пор восхищаюсь. Лассе Холлмер (клавишник Samla Mammas Manna, подписант первого и единственного настоящего манифеста Rock In Opposition) уверенно валял дурку на протяжении всей своей карьеры рок-баяниста, и всем нам следует брать с него пример. Да, первый альбом Самлы-Мамлы был записан в курятнике на ферме родителей кого-то из участников, и, чёрт, это *слышно*! Я вообще одобряю, когда рок-группы педалируют тему сельской живности: козлов, гусей, индо-уток и свиней. Овощные культуры тоже годятся в качестве тем для рок-хитов: морковь, кабачки, сельдерей и свёкла, например. Не говоря о том, что звучит всё это великое дело как кривой-кривой VDGG. Дурь, цирк и сельская ярмарка!


Wretched “1983 – 1986” CD (s/r 1987)

Если рок-н-ролл это дурь и цирк, то хардкор это, определённо, невменоз, и какими способами он достигается — абсолютно неважно. Жаль, что об этом как-то позабыли. Wretched — это абсолютная, радикальная и полная невменяемость, вот почему это одна из лучших хардкор-групп ever. Обидно, что потом они приуныли (да и вообще все итальянцы начала 80-х), но самые ранние их записи и сейчас, спустя 30 лет, что называется “шибают”!

PS Их барабанщик Замбо играл, возможно, в первой нойзкор группе в мире — Agonia, свой единственный лонг-плей “Nessuna Agonia Ci Farà Morire” она записала в 1985 году.


Raw “What Is Noise?” Tape (s/r 1989)

Хардкор — это невменоз, а RAW — лучший импорт из Франции, наряду с RAPT и VNA. Ценители со всего мира справедливо задаются вопросом — почему это сокровище до сих пор не переиздали?


Exterminio Brutal “Corrosao Radioativa” Tape (s/r 1991)

И ещё Exterminio Brutal — тоже совершенно непонятно, почему их до сих пор не переиздали. Возможно, это АБСОЛЮТНЫЕ чемпионы по скорости. В два раза быстрее любой песни со “Scum” Napalm Death! 18 секунд на YouTube достаточно, чтобы проникнуться трепетом, а у меня ещё и концерт где-то имеется.


Sekunda “Piikkilankamalli” CD (BV2 Produktions, 2007)

Или вот такой вариант невменоза — финская Sekunda. Сначала это, кстати, была также и дурь, которая со временем приобрела какую-то бронебойную интенсивность. Те, кто внимательно слушал “Piikkilankamalli”, не мог не заметить, как криво и круто они гоняют рок-н-ролльный квадрат. Harsh rock-n-roll, не иначе. Хотя бытует мнение, что за прошедшие 30 лет группа изменилась чрезвычайно сильно и ей стоило бы сменить название, я одобряю как раннюю “мы не умеем настраивать инструменты” так и позднюю “ебашь! ебашь! ЕБААААШЬ!!!” ипостаси. Long live rock-n-roll! Зверо-хардкор at its best, VITTU!


Cornelius Cardew “We Sing For The Future!” CD (New Albion, 2001)

Я, кажется, уже всех заебал Корнелиусом Кардью (ex-AMM), но он такой крутой, что нет слов. Когда-то давно я дал послушать этот диск Глебу Лисичкину, и он потом рассказывал, что самоприжёгся сигаретой, когда его слушал, потому что залип, и это, типа, характеризует музыку с хорошей стороны. А что, я согласен. Я считаю, что музыка должна быть травмоопасной, а какие травмы можно получить, условно, в консерватории? Только сигаретные. А ещё музыка должна быть как-то связана с огненной стихией… Вот тур Aussitot Mort, например, начался с пожара, и это круто. Так что всё сходится.

“Мы поём будущему”. За роялем — Фредерик Ржевски.


Rot / Putrefação Humana split CDr (s/r, ???)

Помимо прекрасного финского зверо-хардкора есть ещё такой феномен, как современный бразильский хардкор. Это явление настолько охуенное, что цель должна быть однозначной и сомнений не вызывать: Оптималинию-2 (*) провести в Киеве, 3 — в Белграде, а 4 — в Сан-Паулу. После этого можно будет выпить стакан водки и закусить гайками и дождевыми червями. Потому что интенсивность и невменоз. Rot, вроде как, давно развалились, а Putrefação Humana продолжают активно действовать.

(*) Optimalinija (лит.) — самое дешёвое и паршивое литовское пиво, напиток бомжей и художников, а также название международного нойзкор-нойзграйнд фестиваля, первая часть которого состоялась в Москве, но потом мы почему-то на него забили.

P.S. Чешский корреспондент Sadwave Збинек Винтр большой друг ребят из ROT (фото прилагается).

Збиня (снизу) и ROT (вокруг)

Хотите знать, как стать своим среди грайндкорщиков? Ознакомьтесь с нашим мастер-классом по общению с грайнд-группами.


Test “Jesus Doom Web” Web EP (2010)

Мне кажется, что если где-то и жив дух того старого невменозна в панк-хардкоре, за который мы полюбили эту музыку, то в первую очередь в Сан-Паулу и прочих городах внешней Бразилии. Играть *вот так* просто на тротуаре?! —


Nick Cave And The Bad SeedsYour Funeral… My Trial” LP (Mute, 1986)

“Вот это настоящий хардкор! А не то, что вы играете, дети!!”, — кричал мой друг ковбоец Сами Карттунен на молодёжь из Valse Triste, когда я поставил в машине кассету Birthday Party, здорово меня тем самым обрадовав (группы Сами Aortaorta, Kapykaarti и другие я начал воспринимать совсем по-другому после этого). Когда я поставил раннего Ника Кейва немцам из We Will Fly, они удивились: “Что это?”. Тоже мне, немцы называется. И хотя это совсем не “хардкор” уже, но всё равно, какая мощь, а? А вопль: “TUPELO!!!” сопоставим лишь с воплем: “БАЦИЛЛЫ!” по силе своего воздействия (см. роман “Школа для дураков” Саши Соколова). Поэтому, всё-таки, это чуть-чуть хардкор. Всё вплоть до “Your Funeral…” хорошо, “The Carny” — убийственно. В 97-ом это звучит уже не так страшно, как в 86-м, но я всё равно не понимаю, как мог предпочесть их концерт концерту Smashing Pumpkins в своё (в то) время (денег было только на один, требовалось выбирать)? Дурья бошка! Что ещё забыл сказать в данной связи? Вот что: хочу обнять Сами Карттунена со страшной силой, как только и возможно обнимать таких ковбойцев. Равно как и молодёжь из Valse Triste и We Will Fly, хоть нынешняя молодёжь и никуда не годится, в общем и целом, давайте признаем это. Она, например, понятия не имеет, как носить костюм, а та её часть, которая носит — какие-то уебаны, простите. Во-первых, два разреза сзади — это просто кошмар. А во-вторых — широкие галстуки ещё хуже. Рок-н-ролльщики вслед за своим любимым Куртом Кобейном влезли в безразмерные шмотки, выглядят как ПТУшники и держат себя хуже обезьян. В то время как рок-н-ролльщик должен быть джентльменом, вот в чём я твёрдо убеждён. Он, конечно, может быть полным панк-рокерским отребьем, но костюм на нём должен сидеть. Быть к лицу. А секрет, на самом деле, прост: костюм должен быть немного больше, даже не на размер, а, скажем, на полразмера. И никаких, блядь, двух разрезов сзади. За это вообще пожизненный бан чем-нибудь тяжелым по голове. Про ботинки я вообще молчу. Вот эти парни разбираются, что к чему.


Nation Of Ulysses “Plays Pretty For Baby” CD (Dischord Records, 1992)

Нация Улиссов ещё разбиралась, как носить костюм, но какие это всё годы, эх!

В рамках программы “стыдно проёбывать Дискорд”, да и просто — какая же всё-таки пиздатая группа, от (музыки) и до (названия)!


Holy Moses “Finished With The Dogs” CD (Aaarrg Records, 1987)

Сабина — королевна метала, чёрный ферзь. В голове не умещается, как можно быть такой крутой. Девки из Xenolith Oger или No Sense/Purulence, которые говорят “окей, мы будем играть по вашим правилам, мужыки, потому что нам нравится ваш метал, но мы будем делать это лучше вас” в миллион раз ценней всех этих кисейных барышень за анархо-панк, анти-сексизм, безопасные пространства и вообще инди-рок. Потому что никакие скидки что баба им в принципе не нужны, а самому последнему метал-долбоёбу делается понятно, что женщина, она не только для того годится, чтобы борщи мужу варить. А Феликс Хавок неправ, когда пеняет металистам, что те не создали для девок условий и на сцену их якобы не пускают. Потому что в этом требовании “создать условия” сексизма и презрения гораздо больше, чем в жёстком, но совершенно справедливом правиле: “хочешь играть? докажи что можешь”. И никто потом не пишет “женский метал”, потому что нет никакого женского метала, а то что бабы — так они небось гордятся этим. И имеют право, надо сказать. Любой мужик хотел бы быть вот такой бабой, потому что слов нет, какая она крутая.


No Sense “Out Of Reality” 7inch (Fucker Records, 1991)

Марли Кардосо — чёрная прынцесса дез/нойз/грайнда и единственная вокалистка, исполняющая музыку в данном стиле в Бразилии. Это не совсем по теме невменозного современного бразильского панк-хк, но как же круто, блеать.

Группа Purulence, кажется, всецело состояла из тёток.

Владею семёрками обоих коллективов, о чём сообщаю не без гордости.

Кстати, No Sense снова функционируют.


Леонид Фёдоров “Лиловый День” CD (Геометрия, 2003)

Я помню момент, когда вышел “Лиловый День”. В редакции журнала Rockmusic.Ru, где мы все тогда работали, он появился немного раньше официального выхода, и все ахнули (от слова “ахуй”). Я не помню, кто писал рецензию, точно не я, и слава богу, что не я, но диск в итоге осел на моих полках. Пользуясь случаем, восполняю. Это тогда было общим местом: ЧТО ВООБЩЕ ПРО ЭТО МОЖНО НАПИСАТЬ?! А написать можно буквально следующее: “Я ставлю Фёдорову лайк. Ведь что такое лайк? Лайк это ёбанное сердечко или большой палец в жопу. Моё ёбанное сердечко съеживается, когда я слушаю эти песни, а слушаю я их обычно в голове, когда смотрю через вот такое мутное лобовое стекло на вот такие светающие пасмурные города. А ещё лайк — это знак внимания, и я внимаю этим песням, когда их поёт Лёня. И вы не знаете, про кого думаю я, когда слушаю эти песни через мутные пасмурные города, и я не знаю, про кого думаете вы, когда я слушаю через светающее лобовое стекло эти песни, но каждый из нас хотел бы, чтобы кто-то иногда думал про него. Потому что мы — человечество. А если слушая песню ты ощущаешь себя частью человечества — это хорошая песня. И поэтому большой палец в жопу Фёдорову, заслужил”.


The Ex And Tom Cora “Scrabbling At The Lock” CD (RecRec, 1991)

Это в рубрику “монументальные панк-бэнды” (к ним относятся группы, наплодившие обширную и влиятельную дискографию, достойную пристального и пристрастного изучения). Несколько соображений на этот счет: 1) очень жаль, что в России нет ни одной панк-группы, которая могла бы играть с Владимиром Волковым; 2) институция евросквотов дала миру немало в культурном плане, и вообще, если где-то существовала богема в исконном значении слова начиная с 70-х, то прежде всего там. Старый мир исчезает, и канувшие в лету евросквоты и панк-богему мне бесконечно жаль, равно как и наш восточноевропейский панк соц.лагеря, которого больше нет и никогда не будет. Аминь. RIP. Холодные польские сквоты — последний оплот старого мира, цитадель, символ веры, соль земли, базис панк-рока и башня из слоновой кости, несмотря на всю свою внешнюю (и внутреннюю) вшивость, разбитые унитазы, сорванные краны и ржавые подтёки на расколотом кафеле общественных душевых. Это то, что мы не отдадим ни за какие коврижки и лучше замёрзнем насмерть, чем позволим им исчезнуть с лица земли под натиском людоедов из европарламента.


Dezerter Underground Out of Poland” LP (Nikt Nic Nie Wie, 2010)

Окей, все и без меня знают и эту группу, и запись “Андеграунд Из Польши” и хит “Спроси Мента”, но, продолжая рубрику “монументальные панк-бэнды”, я не могу обойти её стороной. Кассета Dezerter, выданная нам с одноклассниками панком Рингером из московского рок-магазина “Культура”, была первой панк-записью, которую я услышал в жизни. А в 2010 году Dezerter были хэдлайнерами на фестивале Puntala rock, и мы выскочили голыми на сцену, дабы поддержать поляков, откуда нас выпиздил дорогой мой и любимый ковбоец Сами Карттунен, которого я тогда ещё не знал лично. Даже спустя год он возмущался: “Бля! Танцевать голыми на сцене нормально в течение 15 секунд, а не как вы, ребята, две песни! Я хотел убить вас! Я был в бешенстве!”. “А мы были в восторге”, — хотел бы написать я, но это неправда: просто мы были пьяными в дупу, то есть, чуть больше, чем смертельно. И не спрашивайте, как выступала группа, с кассеты которой для меня начался панк-рок. Я не помню. Говорят, скучно. В хулиганской выходке принимала участие половина группы Yleislakko, которая выступала, кажется, в тот же день, и наши жёны. Вообще, чертовски жалко, что традиция скакать голыми на панк-концертах без всякой сексуальной подоплёки и причины канула в лету: в 90-х это было нормальное явление. Всё меняется, старый мир исчезает. Ещё десять лет назад Польша занимала, кажется, первое место по производству DIY-кассет, по которым мы осваивали азбуку панк-рока. Котлеты по-ковальски весили полкило и капали соком на брюки, а шлюхи стояли вдоль дорог совершенно голые. Куда всё это делось после вступления Жечпосполиты Польской в Евросоюз? Да будет он проклят! Польша без котлет, кассет и шлюх это как Венгрия без колбасы, Сербия без буреков или лебедь без хвоста — сплошное уебанство, смесь гигантской стройки и гипермаркета. Эх ты, мать-старушка Европа… Где твои фабрики из красного кирпича и доки? Боевые профсоюзы? Шахтёры с самодельными татуировками “Marx”? Одичавшие словацкие сады? Разрушенные хорватские костёлы с надписями глаголицей? Печальные голые шлюхи и панк-кассеты?!!

…по завершении фестиваля мы кричали “Wiecej! Wiecej!”, и Dezerter сыграли ещё две песни. Пару недель своей жизни я провёл в тюрьме во Вроцлаве, откуда знаю несколько польских слов, в основном непристойных.


The Stalin “Mushi” CD (Tokuma Japan Communications, 2003)

Идеальный панк должен звучать именно так, если вы спросите меня. Мрачно и не очень быстро. Даже совсем не быстро. Скорость в панке — она вообще от лукавого. На мой вкус, одна из лучших групп и лучших записей из страны Ниппон. В 1990-ом году они притащили в Японию Dezerter, кстати — вот это был прорыв (коммунистический режим пал в 1989-ом)!


Ят-Ха “Yenisei-Punk” CD (Global Music Centre, 1995)

Енисей-панк. Однажды я брал интервью у Алика Кувезина , но в упор не помню, какие были вопросы и ответы, помню только, что он заболел в Москве от влажности, накидался пивом пока мы беседовали, а суть интервью сводилась к тому, что “горловое пение — это нормально”. Потому что любое пение, в сущности, суть горловое, а в Туве все так исполняют, что русские, что тувинцы, а те, кто стесняются — они только на трезвую голову стесняются, а по пьяни — нет. Ят-Ха играли тогда с тяжёлыми гитарами, и хотя звучали они ближе к Led Zeppelin, чем к Sex Pistols, это всё равно Енисей-панк, или не панк — какая хуй разница, потому что круто.

P.S. Кавер на “Love Will Tear Us Apart” они классно играют.


Отзывов (5)

Добавить комментарий для siggi Отменить ответ