Что-то происходит в России: подпольный Петрозаводск вчера, сегодня и всегда
18 сентября 2014

Sadwave запускает серию материалов «Что-то происходит в России», в которых мы будем рассказывать об андеграундных местах, группах и людях, живущих в разных городах нашей необъятной. В первом выпуске неочевидный Петрозаводск, его прошлое, настоящее и вечное.

Петрозаводские панки всех возрастов. Центр города, 90-е.

Петрозаводские панки всех возрастов. Центр города, 90-е.

Во времена не столь далекие в фэнзинах часто встречались обзоры сцен тех или иных городов, деревень и сел. С приходом в каждый дом современных технологий у нас появилась возможность сделать и опубликовать их до того, как все указанные в этих репортажах группы распадутся, а их участники поправеют, поседеют, потолстеют и найдут себе занятия поинтереснее. Если вы хотите рассказать о группах, клубах, сквотах и прочих независимых социально-культурных инициативах того места, где вам повезло родиться, пишите на what@sadwave.com. Договоримся.

А пока слово составителю Sadwave-афиши Петрозаводска Сане Кускову:

Петрозаводск небольшой город на cеверо-западе России, население примерно 270 тысяч человек. Расположен недалеко от Санкт-Петербурга (430 километров), столица республики Карелия, которая из всех субъектов РФ имеет самую протяженную границу с Евросоюзом, а именно с Финляндией. От города до границы всего 3-4 часа на автомобиле. Эти сухие географические факты, возможно, имеют непосредственное отношение к той музыкальной сцене, которая здесь сформировалась. С одной стороны, это медвежий угол, удаленный от столиц, а с другой — культурологический заповедник со своим очень странным духом, этакий Твин-Пикс, если угодно.

Петрозаводск вчера

 

grisha

Саня Кусков
(группы Antimelodix,
«Дорогие товарищи»)

Местное андеграундное движение уходит корнями в конец 80-х – начало 90-х, когда появилась масса совершенно безумных коллективов, и начали проводиться подпольные и открытые концерты, причем в самых неожиданных местах.

Эпицентром движения середины 90-х и начала нулевых был легендарный клуб «Дискосад», фактически дом для широких кругов молодежи, которая не соответствовала общепринятым стандартам. Расположен он был в здании старого детского сада, а клуб был организован музыкантами экспериментально-хардкоровой группы Дискоцид, отсюда и название клуба.

Там совершенно спокойно уживались панки и рейвереры, металлисты и джазмены, психобиллы и кришнаиты. Совершенно крейзовый дизайн и теплая атмосфера легкого безумия; попробуйте скрестить журнал «Птюч» и зин «Ножи и Вилки» и вы получите представление о том, как выглядел клуб «Дискосад». Своими выступлениями там отметились такие распрямившиеся во весь рост панки, как «Assenizator’ы», «Хаос», «Гной» и другие. Но в силу ряда причин, клуб прекратил свое существование в 2000 году, и это до сих пор является большой утратой в культурном пространстве города.

Следующая волна концертной активности накрыла Петрозаводск уже в начале нулевых, и тут уже немалую роль сыграл интернет и упрощение визового режима. Началась экспансия европейских и прежде всего финских панк-групп. Их заезды стали настолько регулярными, что сложно вспомнить всех, кто сюда приезжал, коллективов было просто десятки. Важно отметить, что большинство подобных привозов осуществлялись силами местных активистов, без участия столичных букинг-контор и иных посредников. Между тем, и местные панк-группы не сидели сложа руки, предпринимая набеги на сопредельные территории. Так, в самом начале нулевых турами по Финляндии отметились ска-корщики «Assenizator’ы», наладились крепкие мосты любви дружбы между финскими и местными панками.

«Диктатор Дубов», одна из наиболее знаковых петрозаводских андеграундных групп 90-х.

В середине нулевых в городе появилось несколько свежих панк- и хардкор-групп, среди которых стоит выделить такие имена, как Only One Truth, «Волоса», Minuala, B.I.C.S., «Пип-Шоу». Практически все они активно, а кто фрагментарно, гастролировали на северо-западе РФ, а кое-кто заезжал и дальше. В городе концерты случались как масштабные, в огромных залах с мощным звуком, так и совсем небольшие, например, в баре SWAN. Там, кстати, отметилась целя плеяда российских групп — Distress, «Учитель Труда», «Коматоз», Crowd Control и многие другие. Заезжали туда и бразильцы No Rest и литовцы Bora, шведы M:40. По-прежнему не прекращался вал забугорных артистов покрупнее, вспоминаются американцы Terror, а некоторые концерты собирали до тысячи человек, в частности, первый приезд в страну итальянцев Los Fastidios наделал немало шума.

Ближе к концу первого десятилетия XXI века появилось относительно нормальное заведение, клуб «Поршень», там регулярно выступали коллективы самой разной панк- (и не только) направленности. Открыли его музыканты, немного далекие от панк-движа, но хотя бы более-менее врубающиеся в, то, что нужно для организации концертов. Там успели засветиться практически все местные группы, существовавшие на тот момент, а так же легендарные финны Terveet Kadet, их более молодые коллеги Unkind и Delta Force 2, шведы Massgrav, и еще много кто… Но в итоге клуб закрылся, хозяевам помещения нужны стабильные деньги, а уставшая от концертов публика уже не могла покрывать все затраты. Сегодня в этом помещении располагается шиномонтаж.

Новое заведение, куда переехали организаторы клуба «Поршень», называлось «Завод». Как не трудно догадаться, оно находится в помещении бывшего тракторного завода, это практически центр города. Периодически там случаются разные концерты, микрорейвы и прочее веселье, но условия там не самые лучшие, есть лимит по времени на проведение концертов, аренда и прочее. Частенько все это заставляет искать другие варианты. Тем не менее, на «Заводе» случались концерты и финских панк-ветеранов Kohu-63, и англичан Active Minds.

Несколько последних лет бары сами активно приглашают выступать группы, особенно в этом преуспел «Зигмунд Фрейд». Куча групп переиграла там концерты. Самым известным гостем «ЗФ» стал старина TV Smith, но прошлой весной это заведение закрылось. Видимо, хозяев интересовало исключительно бабло, а контингент посетителей, мягко говоря, был не самый респектабельный и платежеспособный.

Также стоит рассказать о заведении «Арт-кафе FM». Оно находится в самом сердце города, там по понедельникам случаются бесплатные концерты, играют самые разные банды. Наиболее интересным, с моей точки зрения, был концерт финнов I Walk The Line. Вообще на протяжении двух-трех лет я наблюдаю падение интереса людей к концертам, публика за последние 10 лет сильно избаловалась обилием мероприятий, концерты стали какой-то рутиной, нет былого энтузиазма и задора, вместо концертов предпочтение отдается панк-рок-дискотекам. Оно и понятно, ведь это проще осуществить и население такое лучше хавает.

Сейчас можно смело констатировать, что в городе нет стабильной концертной площадки с приемлемыми для DIY-концертов условиями, но с другой стороны этих концертов было столько, что, возможно, пора ввести на них мораторий, санитарный год, пусть люди соскучатся по «старым добрым денечкам» и «тому самому» духу. Однако в городе по-прежнему полно групп, и они регулярно появляются. То же можно сказать о публике, на концертах я постоянно вижу много новых лиц. Частенько бывает, что на репетиционных базах невозможно выкроить свободное время, все занято, хотя студий нынче много.

Стоит рассказать также о регулярно проводившихся в последние годы оупен-эйров. В первые выходные июля уже в пятый раз состоялся панк-сабантуй под названием Karelian Attack, мероприятие ориентировано на стритпанк, oi! и тому подобную музыку. Фестиваль был организован силами музыкантов Unity of Inferrior и «Ничего хорошего», проходил неподалеку от города, на берегу Онежского озера. Скорее напоминал панк-пикник; люди тусовались, выпивали, купались, плясали… белые ночи, ирокезы, лысины, комары, красота. Плохо, что из года в год мероприятие почти не прогрессирует, не наполняется смысловой нагрузкой, ну и, как мне показалась, теряет публику. Karelian Attack сложно назвать фестивалем или оупен-эйром, скорее, это массовый выезд на природу с громкой музыкой, весельем, выпивкой, случайным сексом в палатках и кустарниках. А что еще нужно для незатейливого карельского панк-досуга?

Еще один трехдневный панк-марофон случается во вторые выходные августа, он называется «Карельский мор». Тут представлена более широкая палитра музыки, хоть и чувствуется упор на краст-публику. Тем не менее, музыкальный формат тут более чем широкий, да еще и международный. Этот фест кочующий, в этом году он сменил локацию. Одна из проблем мероприятия – количество групп явно превышает вместимость фестиваля, по этой причине проходят сбои в расписании, что изматывает как музыкантов, так и зрителей. Ну и проблемы со звуком — это по настоящему больной момент. Кстати, зрителей год от года прибавляется, в последний раз их было несколько сотен. Неплохо организовано питание, уборка мусора и другие правильные вещи.

Помимо фестивалей уже дважды проходила выставка панк-арта «Очаг». Она была организована под крышей скейт-парка на территории бывшего радиозавода. Индустриальные пейзажи некогда секретного объекта, рампы и пулы полные людей, рассматривающих развешенные на стенах работы современных панк-художников со всей России и не только — и все это под звуки гараж-рока или дроуна (вторую выставку оформляли своими звуками финны Sink) – довольно мощный коктейль. В данный момент выставка (как и скейт-парк) ищет новую площадку.


 

Петрозаводск сегодня

 

grisha

Саша Немец (DJ NEMEC)
о дюжине наиболее активных
панк-групп Петрозаводска

Assholes Syndicate

Группа создана бывшими участниками Assenizators и «Волоса», играет панк-рок с влиянием Dropkick Murphys, Cock Sparrer и Lars Frederiksen & the Bastards, имеет за плечами 2 полноценных альбома (сейчас готовят третий) и активно гастролирует по северо-западу и центральному округу страны.

«Чокнутый Пропеллер»

Школьные товарищи, которые начали играть чуть ли не 10 лет назад. Сначала это был стрит-панк/хардкор, а ныне они бороздят просторы панк-н-ролла и делают кавера на Social Distortion. Ребята любят сидеть в студии, поэтому в их арсенале целых 5 альбомов. Имеют свою публику в городе, кроме того, освоили часть Финляндии и Прибалтики.

«Материк»

Трио ребят, воспитанных на творчестве Nirvana, Sonic Youth и французского скримо-хардкора. Играют они при этом нечто на стыке панка и нойз-рока (хотя и это не будет точным описанием их творчества). Пожалуй, одна из самых самобытных и интересно звучащих групп города. Успели выступить вместе с канадцами Japandroids, финнами Echo is your love, французами Baton Rouge и многими группами из России и ближнего зарубежья. Ныне (своими силами и с помощью нескольких лейблов) готовят к выпуску дебютную пластинку.

Steamboats

Молодые и амбициозные парни играют нечто на стыке поп-панка и хардкора. Не стесняются своей любви к творчеству Title Fight, делают на них кавера и во многом ориентируются на звук своих американских коллег. Тексты (как водится) на английском. За плечами демка, EP, выезды в столицы с концертами, привоз в Петрозаводск Man overboard и совместные гиги с множеством групп (от Scarlet Pills до «Маррадеров»). Кстати, в связке со Steamboats часто играют их еще более юные и еще более сладкие поп-панк друзья Downwards.

Deadly Vipers

Наследие двух распавшихся гараж-роковых групп Сoral Milky Caps и Plain Drifters, и если первые успели съездить в несколько мини-туров и наделать шуму на площадках разных городов, то кажется исчезновение вторых никто так и не заметил. Зато PD, в отличие от СMC, оставили после себя альбом. Deadly Vipers примечательны, скорее, тем, что в рамках этого проекта музыканты стали больше запариваться со звуком и теперь вместо каверов, да и собственных песен в духе Ramones и Buzzcocks, выдают очень красиво звучащую музыку, в которой можно различить фузовый рок аля Queens of the Stone Age, стадионный рок вроде Arctic Monkeys, и все это под сладким соусом современных серф-заигрываний, типа как у Raveonettes. Лирика, как не трудно догадаться, на английском языке, преимущественно романтическо-мечтательной направленности, и, вероятно, навеяна творчеством Элвиса Пресли.

Unity of Inferior /«Ничего хорошего»

Наше все для карельских (и многих российских) ирокезных и лысых парней, соответственно. Составы этих групп периодически меняются, зато гимноподобные песни – нет. Неизменной остается и любовь этих ребят ездить по стране и в недалекое зарубежье. О студийной активности Unity of Inferior ничего не слышно, а вот «Ничего хорошего» подготовили материал для третьего альбома, но все никак его не выпустят.

Antimelodix

Самая мощная формация онежского побережья. До предела металлизированный панк с максимально озлобленными текстами. За плечами у ребят и перемены состава, и альбом (выпущенный целой плеядой отечественных лейблов), две виниловые семерки (выпущены несколькими лейблами из разных стран), полноценные евро-туры, участие в панк-фестивалях России и зарубежья. Сейчас коллектив отдыхает от концертной деятельности и работает в студии над новым материалом. Кроме того, двое из состава Antimelodix участвуют в проектах Ork Bastards и Omega SS.

Ork Bastards

Трэш/блэк с сильным панк-бэкграундом (присутствуют кавера на «Гражданскую оборону» и Discharge), отмечены как группа недели в блоге Фенриза из Darkthrone и имеют среди релизов кассету, выпущенную индонезийским хардкор-лейблом.

Omega SS

Смертельный метал, переполненный ненависти ко всему вокруг. Стали одним из открытий первого фестиваля «Карельский мор». Недавно вышла их сплит-семерка с группой Totentanz. У этих ребят есть еще один проект Meti Bhuvah, но это совсем теневой блэк-метал, записи выходят крайне редко, а первый концерт за многолетнюю историю коллектива и вовсе прошел только этим летом, все в той же Финляндии. Помимо этого, в составе Antimelodix ныне играют двое из трех участников Minuala.

Minuala

Коллектив, переживший множество смен состава, и всю дорогу довольно сильно экспериментирующий со звучанием. Если 10 лет назад группа начинала с шумных построк/инди-рок заигрываний, то со временем сильно утяжелилась – краст, дарк-хардкор, металкор, вот через что прошли ребята. Из достижений – несколько полноформатных альбомов, совместные туры в Европу с Antimelodix, тур по стране с Dottie Danger (в штатах сейчас готовиться к выходу их совместная сплит семерка), выступление на одной сцене с кумирами из Tragedy.

«СатанаКозел»

Этот коллектив не играет панк, но не рассказать о нем нельзя. «СатанаКозел» — это разухабистый, веселый (и не очень) фолк-метал с использованием народных инструментов. Панками полюбились за стабильный угар на живых шоу, незамысловатыми, но полными иронии песнями, наличием в составе своих ребят (двое участников Antimelodix) и за отсутствие каких-либо порочащих честь связей. Группа покорила обе столицы, выпустила 2 диска (один на финском лейбле), этой осенью едет в обширный Евротур (правда, без одного из основателей коллектива – вокалист-гитарист Вася Козлов уехал жить в глухую карельскую деревню).

Есть в Петрозаводске пара-тройка независимых рекорд-лейблов, но остановлюсь на одном – Headnoise records, который несколько лет успешно выпускает краст, правильный хардкор, мрачнопанк, как самостоятельно, так и в кооперации с коллегами со всего света. Так же Headnoise — это еще солидное дистро с массой позиций, всегда можно прикупить винил, кассетки, диски, мерч.

Кроме этого в городе есть активисты различных гражданских инициатив, назвавшие себя «Бюро добрых дел». Эти ребята периодические устраивают выезды в приюты для животных, помогают там накормить-выгулять-вымыть четвероногих питомцев, несколько раз в год устраивают фримаркеты и каждую неделю кормят всех желающих, проводя акции «ФНБ». Вообще, «Еда вместо бомб» проводится в Петрозаводске в течении последних 10 лет, но за это время акция успела сменить несколько дислокаций и огромное множество активных участников. Кстати, эти же ребята сейчас занимаются кухней на местных панковских оупенэйрах.


Петрозаводск в целом

 

grisha

Илья
(группа Deadly Vipers)

Детские штанишки, ботиночки 24-го размера, игрушечная железная дорога… Придя в «Детский мир», глупо искать там выходной костюм для центрового «Чикаго Буллз». Вот примерно так же и с Петрозаводском. Поймите правильно, я не об уровне таланта местных музыкантов, а обо всех других «декорациях». Вроде бы как все есть: и репетиционные базы, и студии звукозаписи, и концертные площадки, и еще что-то. Но.

Полноценный альбом в Петрозаводске записать не получится, придется довольствоваться лишь демо. Ибо «хороший студийный аппарат» и «запись звучит хорошо» не одно и то же. Отыграть концерт, с которого слушатель уйдет восторженным не только от песен, но и от звука — тоже вряд ли.

В общем-то, это вполне объяснимо. Своеобразная иллюстрация закона о том, что спрос рождает предложение. Население города меньше 300 тысяч человек — спрос изначально небольшой. Смотреть на то, что Финляндия рядом, и думать, что мелодичный ветер Европы сдувает с нас пыль, не стоит — все мы до поры до времени жили (да и местами продолжаем жить) с шорами на глазах: от технических составляющих музыки до эстетических (в общем-то, это касается не только нашего города, но и многих других).

Наверстать все за пару лет невозможно, как ни старайся. У кого-то получается быстрее, а у кого-то медленнее, но суть одна — пока что Европу фиг догонишь. В этот момент сквозь все должен прорезаться вопрос: «А надо ли? А как же самобытность?!». Так вот, отвечаем: «Надо!». И самобытность тут ни при чем — у всего есть традиции, история и так далее. Музыкальный мир — это не только музыканты. А порой даже и не столько музыканты, а, скорее, звукоинженеры, промоутеры, организаторы концертов.

В общем, все вроде как есть, но при этом особо и нет. И живется при этом почти всем нормально. Кому-то даже сказочно. Какой спрос — такое и предложение. Очень просто. Петрозаводск, он как любимые джинсы, которые вам когда-то купили родители. Они тебе очень нравятся, но в определенный момент из них надо вырасти.

Отзывов (9)

Добавить комментарий для Ivan Antonuyk Отменить ответ