Мультики и музыка: 18 смешных, странных и страшных рисованных клипов
28 августа 2015

Большой любитель мультиков и комиксов Александр Бессмысленный подготовил для нас исчерпывающий гид по рисованным клипам. Панк-поделки, арт-эксперименты, горячечный бред и местами настоящее искусство в роликах OFF!, Napalm Death, «Аукцыона» и других.

OBITUARY

Кадр из клипа Orbituary «Violence»

Текст: Александр Бессмысленный

Мультики всегда были в каком-то смысле прибежищем аутсайдеров. Не каждый захочет просиживать дни, недели и месяцы, вырисовывая на бумаге то, что можно за полчаса зафиксировать на видеокамеру. Если ты популярный, загребаешь лопатой деньги, наслаждаешься мартини с кумкватовым соком сверху и подводным минетом от накокаиненной телочки снизу одновременно – ты снимаешь кино. Если ты никому не нужен, сидишь по подвалам, пьешь дрянной кофе (в лучшем случае) и постоянно думаешь, где бы взять бабла тупо на хлеб – ты рисуешь мультики. Конечно, речь не о «Диснее» и паре других международных анимационных корпорациях, которые тратят миллионы на то, чтобы высосать последнее из мозгов маленьких деточек и заодно – все содержимое кошельков их родителей. Мы говорим о тех святых энтузиастах, которые подчас в одиночку пытаются донести свои идеи через одно из самых потогонных видов киноискусства. В этом смысле музыкальный андерграунд и некоммерческая мультипликация как братья-близнецы: никто не знает, зачем люди занимаются и тем, и другим. Результат извращенного соития этих братьев-близнецов – анимационные клипы, которые поражают воображение либо красотой и оригинальностью, либо тупизной и отвратным качеством.


 

Старые и недобрые

Впервые андеграундные музыканты начали экспериментировать с мультипликацией в 1990-е годы, когда Интернет был, прямо скажем, не в каждом доме даже в передовых США. Поэтому большинство самых нездоровых анимированных клипов вскоре после окончательного монтажа отправлялись прямиком на ТВ. Это сослужило хорошую службу альтернативному металу и гранжу: ролики злых гитарных команд все, кому надо, посмотрели в то прекрасное время, когда телек еще не окончательно превратился в машину для промывания мозгов.

Tool – «Sober»

Оккультные прог-рокеры Tool сняли свой первый мультипликационный клип потому, что хотели найти себе занятие получше: начать работать в киноиндустрии (да-да, как раз с теми подводными минетами и мартини). В 1991 году гитарист Адам Джонс создал пугающие куклы, нечто среднее между живыми мертвецами и роботами, а к 1993-му двигаться на пленке их заставил начинающий режиссер Фред Стур. В итоге мрачный видеоряд с видоизмененными телами людей и зверей в помещениях, напоминающих психушку, стали визитной карточкой Tool. Клип на песню «Sober», в свою очередь, превратился в классику, до которой, пожалуй, до сих пор не дотянулся ни один кукольный музыкальный видеоклип. Особенно цепляет сцена с мягкими податливыми внутренностями, текущими по водопроводной трубе.

«Ва-Банкъ» — «Кислое вино»

Нельзя не вспомнить пару отечественных клипов, которые задали тон постосоветскому рок-н-роллу и панку и их последующей клинической смерти. В 1990-е на обломках советской мультипликационной традиции были сняты пара оригинальных анимированных клипов, добротных и оставляющих после просмотра щемящее ощущение примерно такого же свойства, как после посещения подмосковной общественной бани. Клип на песню «Кислое вино» ВИА «Ва-Банкъ» 1994 года выпуска — как раз из таких. Здесь вроде все, что нужно для хорошего панк-видео. И недурная композиция молодого, еще не свихнувшегося на патриотическом угаре Александра Ф. Скляра, и мультипликационные бухло, сиськи и письки от отличных наших мультипликаторов Дмитрия Резчикова и Александра Ратновского. Но подача уникально советская.

Pearl Jam – «Do the evolution»

Клип на песню «Do the evolution» уже раскрученных к 1999 году гранжеров Pearl Jam первым доказал, что комиксный видеоряд может гораздо доходчивее донести до зрителя, в общем-то, банальное антикапиталистическое высказывание. Возможно, причина в режиссерах. Видео сняли Тодд Макфарлейн, автор комикса «Spawn» и один из главных рисовальщиков марвеловской серии про Спайдермена, а также Кевин Альтиери, специализирующийся на мультсериалах о супергероях. Здесь есть и танцующая на черепах Девушка-смерть, и дубасящие друг друга обезьяны, и бомбы над Вьетнамом, и штрих-коды на лбах. Все сделано чисто, броско и мощно – как завещали классики американских экшн-комиксов.

Tequilajazzz – «Тишина и волшебство»

Спустя 4 года после клипа для «Ва-Банка», в 1998 году, Дмитрий Резчиков в соавторстве с Дмитрием Саковым снял один из самых авторитетных российских мультипликационных клипов для питерцев Tequilajazzz. Режиссеру удалось уйти от советского багажа и создать самобытный видеоряд, не похожий на западную анимацию. Во многом это было связано с тем, что на излете 90-х у российских мультипликаторов не было денег примерно ни на что, и приходилось выкручиваться. В «Тишине и волшебстве» нехватка средств чувствует в каждом кадре, однако даже постоянно повторяющиеся сцены и вечномерцающий Валдис Пельш не нарушают зловещей атмосферы клипа (особенно не нарушает, конечно же, Пельш).


 

Панк-cамоделкины

Компьютеры и Интернет сделали мультипликацию доступным видом самовыражения. Эту возможность быстро взяло в оборот панк-движение. С современным софтом плохенький, но клип может сделать каждый. Это по диайваю. Кроме того, если у тебя в голове возникла по-настоящему шикарная идея (скажем, взорвать земной шар, поцеловать себя в локоть или заставить Путина пукнуть), то мультипликация позволит реализовать ее с гораздо меньшими затратами, чем съемка кинофильма со спецэффектами.

OFF! — «Death trip on the party train»

Это видео — самый яркий пример диайвай-подхода к мультипликационным клипам. Один из фанатов OFF! Энди Баркер недавно снял ролик на их песню и прислал его Киту Моррису и компании. Тем понравилось, и они объявили это видео официальным. Все остались довольны. Несмотря на то, что автор, очевидно, начинающий мультипликатор, в клипе есть энергия. Довольно примитивный видеоряд отлично сочетается с панковским драйвом и очень точно иллюстрирует текст песни.

Obituary – «Violence»

«Крестные отцы флоридского дэт-метала», как называют себя Obituary, сами попросили венгра Балаша Грофа, который выкладывает свои сатирические клипы (типа нашей Масяни) в Интернет, снять и для них смешной клип. Obituary хотели немного разбавить свой серьезный имидж и показать, что и они могут посмеяться над собой. Сценарий музыканты придумали сами. Возможно, как раз поэтому клип какой-то не смешной даже в тех местах, которые точно должны выстреливать. Вроде все на месте – злые музыканты, кокетливые зомби, боязливые старухи с лифчиками и Годзилла. Но как-то не прет. С другой стороны, парням из Obituary и Грофу результат понравился – что еще надо? Как говорят на диком Западе, иногда ты любишь «Масяню», а иногда «Масяня» любит тебя.

Municipal Waste – «You’re сut off»

Этот клип прекрасно демонстрирует, как мультипликация помогает экономить миллионы. Сколько бы пришлось заплатить музыкантам Municipal Waste реальным актерам, гримерам и декораторам за съемки одного из самых жутких клипов про драку в баре с таким невероятным количеством расчлененки, ментов, перестрелок и бутылок со странной светящейся зеленой жидкостью? А мультяшный клип вышел недорогим, предельно жестоким и дико смешным. Для тех, кто понимает, конечно.

Frenzal Rhomb – «When my baby smiles at me I go to rehab»

Этот клип сняли те же ребята, что и опубликованное выше видео Municipal Waste. Художники из IMOV Studios специализируются на скейтерской и панковской эстетике, поэтому им что трэш-метал, что поп-панк — все близко и дорого. В ролике Frenzal Rhomb все как в традиционном веселом панковском клипе, повествующем о жизни группы. Вот музыканты рубят на концике, вот они бухают, вот они голые в автобусе, вот они в реабилитационном центре. Однако отличная визуальная составляющая выводит клип на новый уровень, он прекрасно запоминается и долго не выходит из головы.


 

Типа искусство

Возможности мультипликации привлекают и тех, кто на сложных щах. Тех, кто большие художники, концептуалисты и всякие прочие. Казалось бы, здесь должно быть одно говно. Но нет, и среди искусства попадается кое-что стоящее.

METZ – «Get off!»

Немудрено, что канадские нойз-рокеры METZ решили далеко не ходить и скооперировались со своим соотечественником, художником и музыкантом Чедом Ван Гааленом. Ван Гаален снял для парней сносящий башню клип на «Get off!», который начинается еще более или менее на панк-теме: здесь фигурирует чувак на крутой тачке, который приезжает на свалку. Но стоит ему только открыть багажник…

Chad VanGaalen – «Molten light»

Ван Гаален вообще довольно самобытный артист. Его образы слишком монструозны, чтобы быть мейнстримом, но музыка — вполне себе модный фолк с элементами электроники. В итоге эти вещи довольно причудливо сочетаются в видео «Molten light». Самое интересно здесь то, что трэшовый мульт про труп тетки, мстящий своим убийцам, и печальная минималистичная песня про примерно то же самое по отдельности создавали бы совершенно разное настроение. Сочетание музыки и видеоряда, между тем, рассказывает совсем другую историю, чуть ли ни с третьим смыслом. Если отбросить смертоносные лучи из вагинообразной раны на груди живого трупа и священника-карлика с пирамидой на голове, происходящее на экране очень трогает. Очень жалко всех.

Portishead – «We сarry on»

Одно из самых жутких видео подборки. И без того мрачные бристольские трип-хоперы и электронщики Portishead откуда-то откопали садовника и мультипликатора-самородка Ника Уффа, который своими карандашными набросками добавил к их музыке предельно давящую картинку. Уфф сделал для Portishead два клипа, на «The rip» и «We carry on». Второе видео поражает тем, что создает физическое ощущение присутствия чертовщины в любой комнате, где бы ты ни посмотрел этот клип. Причем совсем не той, какую мы привыкли видеть в мейнстримовых клипах – не красненькой, с кокетливым хвостиком и трезубчиком. Чертовщины еврейской древности, тяжелой как смертный страх и липкой как ночной кошмар.

Thee Oh Sees – «The Lens»

Гаражные рокеры Thee Oh Sees обратились к художнику и дизайнеру Алексу Теодоропулосу для того, чтобы снять нежнейший мульт под их нежнейшую песню. Техника Теодоропулоса чем-то напоминает работы французских психоделических комиксистов 60-х и 70-х годов. Возможно, диковатые калифорнийские музыканты решили просто закосить под утонченных европейцев.

«Аукцыон» – «Жидоголонога»

Кстати, об утонченных европейцах. Много бухающая, холодная и грязнющая культурная столица Российской Федерации Санкт-Петербург произвела на свет не только «Аукцыон», но и художника Артура Молева, который с середины 1990-х числится в группе на правах официального художника. Можно любить или ненавидеть весь этот питерский авангард, но мало кто способен так тонко передать глубину и неказистость детского рисунка, как художник Молев. Клип «Жидоголонога», в целом, раскрывает тему и питерского авангардного рока, и инфантильых штудий Молева.

The White Stripes – «Fell in love with a girl»

Понятно, что нынче ни один проект Джека Уайта уже точно нельзя назвать андерграундом. Но, во-первых, так было не всегда. Во-вторых, клип на «Fell in love with a girl», который был одним из шагов гаражного рок-героя к мировой славе, просто нельзя обойти вниманием. Видео снял французский режиссер Мишель Гондри, который всегда любил создавать странноватые фильмы с большим количеством замысловатых мультипликационных элементов. У него и мышки из бумаги бегают, и целлофан как вода льется, и винтики со шпунтиками по бульварам гуляют. Вот и для простой балладочки о любви к девочке «Fell in love with a girl» Гондри придумал по-детски трогательный ход. Вместе со своим сыном он сложил видео из кубиков лего.


 

Приключения электроников

Мир электронной музыки всегда был несколько сомнительным. Нейлоновые леггинсы забиваются в попку. Химические наркотики не экологичны, пот после них растворяет леопардовые куртки из кожзама и бретельки лифчиков. Пластиковые очки кислотных цветов задевают за углы и портят зрение. Но если подумать, то все вышеперечисленное – это как раз сильная сторона электронной сцены. Особенно если ты видишь весь этот трэш на экране ноутбука, в прикольной восьмибитной графике и хорошем разрешении, сидя у себя дома в мягком халате и бабушкиных тапочках.

Flairs – «Truckers delight»

Один из самых возмутительных мультипликационных клипов, раскрывающих одновременно тему старых компьютерных игр и потных похотливых дальнобойщиков. Французский мультипликатор Жереми Перин снял на композицию электронщиков Flairs гомерически смешную и женоненавистническую историю о том, как жирный коротышка-дальнобойщик пытается догнать сексуальнейшую блондинку и присунуть ей. Во время дорожной погони ему постоянно сыпятся бонусы – то огромный язык, прилипающий к телкам, то помпа, вставляющаяся в жопу и превращающая его в великана. Все это выполнено в прекрасной 16-битной ретро-графике.

Perturbator – «She is young, she is beautiful…»

Еще один француз под псевдонимом Perturbator использует электронное звучание и 16-битную графику в непривычном контексте — чтобы нагнать мрачняка. Для одного из его тревожных треков «She is young, she is beautiful, she is next» финны Яркко Киннунен и Сами Рэмэ создали видео под стать саунду. Прекрасная воительница в коже на тачке едет сразить мировое роботизированное зло. Действие разворачивается на фоне кладбищ, пентаграмм, разрушенных небоскребов и трупов китов. В качестве бонуса – кошечка на надгробном камне. Внимание, спойлер! Кошечка тоже киборг.


 

Два плохих клипа

К сожалению, ни в какую другую категорию эти видео не лезут. И заголовок получше никак не придумывается. Даже ветераны панка и грайндкора не застрахованы от неудачных заигрываний с мультипликацией.

Napalm Death – «Smash a single digit»

Этот клип Napalm Death должен был быть примитивным и бьющим прямо по голове зрителя своей социальной критикой. Как кувалда. Но в итоге то ли художнику Лисбет Фредслунд не хватило времени, то ли у режиссера Майкла Пандуро не хватило терпения или художественного вкуса. В итоге недолгий трек «Smash a single digit» обзавелся по-плохому тупым и пресным видеорядом, который выглядит как слабая пародия на тот же «Sober» от Tool. Помимо человечка, который так сильно дергает за рычаг, что падает замертво от истощения, почему-то постоянно мелькает разъяренное и гораздо лучше прорисованное лицо вокалиста Napalm Death Барни Гринуэя. В целом, видео больше похоже на черновик клипа, над которым нужно еще очень хорошо поработать.

NOFX – «Franco Unamerican»

За более чем 20-летнюю карьеру панк-рокеры NOFX почему-то так и не научились подавать политический протест не в тошнотворном формате. Клип на их «Franco Unamerican» громит политику американского президента Джорджа Буша-младшего, капитализм и гамбургеры чередой эпилептически-ярких изображений, которые настолько банальны, что не понимаешь: они это серьезно или все-таки издеваются? Проведя небольшое журналистское расследование, мы выяснили, что NOFX все-таки не издеваются. Ребята просто незамутненные.

Отзывов (5)

Добавить комментарий