«А где же поиск хоть какой-то?»: Андрей Кагадеев из «НОМА» посмотрел клипы отечественных DIY-групп
10 октября 2013

Ветераны чернушно-сатирического фронта из группы «НОМ» презентуют в Москве DVD со своим последним фильмом «Звездный ворс». Sadwave попросили лидера проекта Андрея Кагадеева, который вот уже 25 лет снимает DIY-ролики, прокомментировать клипы отечественных панк-групп.

НОМ-1

Андрей Кагадеев (источник: http://vk.com/club88410)


Беседовал:
Максим Подпольщик

Едва ли есть в нашей стране музыканты, которым удалось достичь больших успехов на ниве снятых собственными силами видео, чем группе «НОМ». Абсурдные и страшные, смешные и жуткие, ультраконцептуальные и ни на что не похожие видеоработы Королей Санкт-Петербурга играют в многолетней истории и мифологии коллектива никак не меньшую роль, чем, собственно, музыка. Мы попросили Андрея Кагадеева поделиться своими впечатлениями о клипах современных российских панк- и хардкор-групп, снятых, безусловно, с несколько иной задачей, чем у «НОМА», но уж точно со схожим подходом. На суд мастера были представлены ролики групп Ted Kaczynski, 210, «Ураганы», «Маррадеры», «Siberian Meat Grinder» и «AWOTT».

— Как вам клип на песню «Время увечий» от Теда Качинского?

— Вы знаете, на самом деле, я не очень понимаю, почему вы именно ко мне обратились с этим вопросом. Это самодеятельность, а я к этому жанру никакого отношения не имею, хоть и всячески его поддерживаю. Благо сейчас снять клип – это вообще не проблема. Камеры, техника, все доступно. В этом смысле грань между самодеятельностью и профессионализмом сегодня практически стерлась. Тут, конечно, свой жанр. Гопники какие-то, панки… понимаете, в этом нет искусства. Авторы данных видео не занимаются созданием вымышленной реальности. Вот вы прислали ролик группы «Сибирская Мясорубка». Ну, так тут… где-то что-то (смеется). Не очень мне понятно, что об этом говорить.  AWOTT у меня не загрузился, к сожалению. Работа «Ураганов» – это такая милая шутка. За основу видеоряда взяты кадры из фильма про Котовского, как я понял.

«Гопники какие-то, панки»: Ted Kaczynski — «Время увечий»

— А про клип «Маррадеров» что скажете? Он все-таки один из наиболее профессионально снятых в нашей подборке.

— Ну, это какие-то кричалки в духе футбольных болельщиков. Да, сделано бойко и нормально, но я просто такую музыку не слушаю, я не целевая аудитория  этого творчества. А так-то люди, которые это сняли, у них видно, что руки не из жопы растут. Они работают в своем жанре. Повторюсь, я всячески приветствую любую самодеятельность, чем ее больше, тем лучше. Я скорее не люблю то, что выходит из нашего так называемого профессионального цеха, который зачастую гораздо хуже, чем самодеятельность (а в российском случае так почти всегда). Просто данная музыка, подростковая эстетика – это не мое, но люди пытаются что-то делать, самовыражаются, и это здорово. А так называемый профессионализм – это всего лишь одна из иллюзий. Какой-то набор выдуманных правил, канонов. Зачастую у тех, кто называет себя профессионалами, ничего кроме этих правил нет. Отсюда такие кино, такие клипы. Снятые по каким-то правилам. А что проку от этого? Говно все это. На выходе получается не кино, не музыка и не клип. Вон, есть художники, которые на Невском сидят, портреты рисуют. Да, что-то они умеют, но по большому счету они не художники. Если говорить о «НОМ», то мы себе никогда никаких рамок и границ не ставили. Можно все. Но в дальнейшем ты как автор должен отвечать за контент, как сейчас говорят.

Иными словами, вы считаете, что современные панк-клипы – это исключительно жанровая вещь, которая может заинтересовать только поклонников этого конкретного жанра?

— Меня всегда в первую очередь интересует содержание, суть. Клип – это же всего лишь форма. У многих авторов клипов главная задача – продемонстрировать некий видеоприем. Так вот я такие вещи не принимаю. Видеоприем не может быть задачей. Задача она внутри. Если у тебя есть песня, посыл, то видеообрамление может как-то его усилить, но не более. Если мне кричалки футбольных болельщиков про Санкт-Петербург в качестве посыла ну совсем никак, то как ты его ни оформи, все равно от этого суть не изменится.

«Кричалки футбольных болельщиков»: Маррадеры — «Санкт-Петербург, ты мой»

— Вас вообще какие-нибудь клипы впечатлили за последнее время?

— Сейчас подумаю. Вот «Ляписа Трубецкого» могу назвать. Они на протяжении нескольких лет, кажется, получали награды за свои работы. Не вспомню, к сожалению, фамилию режиссера, который их снимал, он еще одно время Канаде жил (Александр Стеколенко – прим. Sadwave).  Клип «Путинарода» очень яркий и театральный; видеозарисовки «Саша и Сирожа» у них очень смешные, похожие на то, что мы в свое время делали. Вообще, мы сотрудничаем с «Ляписами». Я им сейчас делаю клип, так что могу оценить, что со вкусом у них все в порядке.

— Кстати, вас как рок-ветерана не удивляет, что современные панки вместо того, чтобы выдавать нечто, к примеру, острое и едкое пишут патриотические песни во славу родного города?

—  Все дело в масштабе личности автора. Если хочется что-то взорвать, и у тебя есть на это силы, то этот потенциал так или иначе найдет себе дорогу. А если это просто форма; желание поиграть в панк-эстетику, которую причем не ты придумал, то ты обречен на многочисленные повторы. На мой взгляд, даже если ты выбрал находиться в рамках определенной эстетики, стоит задуматься, чем ты сможешь на этом фоне выделиться.

У ваших современников из групп «Объект Насмешек» и «Юго-Запад»  это, как мне кажется, очень хорошо получилось.

— «Юго-Запад», «Буква «О» — да, помню, хорошие были коллективы, жаль недолго просуществовали. Участники «Юго-Запада» у нас снимались в самом первом клипе. Конец 1980-х – начало 1990-х вообще было более разнообразным в плане самовыражения, чем нынешние времена. Тогда ниши еще не были распределены, и люди все делали, как умели. Наверное, это все равно было на что-то похоже, но свой нерв, безусловно, присутствовал. Сейчас  заходишь иной раз на концерт, а там какая-нибудь молодежная группа а-ля «Химера» играет. Она, во-первых, поет зачастую на английском, а во-вторых все сделано очень гладко, но явно по каким-то определенным канонам. Все это определенно откуда-то снято, причем часто очень качественно. Но лично мне это абсолютно никак. Где же поиск-то? Ну, хоть какой-то.

Юго-Запад — «Выходной панк» (конец 1980-х)

— Мне кажется, концепты всегда интересовали вас больше, чем непосредственно музыка.

— Глобально, да. Интересна некая идея, которая двигала автором. И насколько она оказалась оригинальной и масштабной.

— Ну, вот смотрите, панки 1980-х сумели найти способ выделиться…

— Тогда не было такого объема информации, как сегодня. У тебя волей — неволей включалась своя фантазия, свой креативный механизм. Сейчас же есть все, остается только выбрать, кого ты будешь копировать.

— Что лучше в этом плане, когда информации мало или когда ее через край? Простите за банальность.

— Эх, тут, наверное, для кого как. Если в целом, массово, то, как показала наша история, внешний пресс оказывается полезней для творчества. Под ним начинает рождаться какое-то противодействие, креатив, желание что-то сломать. Но это в нашей ситуации. Хотя наверное все зависит от конкретной личности. Кто-то не может творить, если ощущает хотя бы малейший дискомфорт.

— Последний вопрос о субкультурах. В свое время многие нехорошо косились на «НОМ» за то, что на вас любили ходить наци-скинхеды и футбольные фанаты…

— Понимаете, у нас музыка и видеоряд, как правило, сложноассоциативные. Они пронизаны определенными ссылками, аллюзиями. Культурными и литературными. И если кто-то, не умея их считывать, слышит: «Жид-жид по веревочке бежит», то сразу думает: «Опа, это наши! Побежали бить жидов». Как правило, такие люди довольно быстро понимают, что с нами что-то не так, мы не об этом. Что касается футбольных фанатов, то одно время  они приглашали нас выступать на свои вечеринки, посвященные, например, закрытию сезона. Это было задолго до всех этих шарфов и становления футбольно-фанатского движения на коммерческие рельсы. Скажем, фан-клуб «Зенита» снимал зал в каком-нибудь доме культуры, и там у них выступали группы «Телевизор», «НОМ», «Нэп» и еще кто-нибудь. Какое-то время у нас с ними было налажено неформальное общение. А так, по-моему, у нас с этим миром особых соприкосновений не было. Знаю только, что у нас тут Иван Турист снялся в фильме «Околофутбола».

— Вернемся к кино и видео. После прошлогодней премьеры «Звездного ворса» в Москве вы пригласили зрителей в фойе, чтобы обсудить картину, однако на выходе из зала я услышал, как вы кому-то довольно громко говорили, что ничего объяснить не можете. Вы не любите пояснять собственные шутки?

— Если мне задают вопрос из серии: «А что вы хотите сказать своим творчеством?», как у нас часто в контексте «НОМА» спрашивают, то я вам ничего дальше не объясню. Это идиотизм, слишком общий вопрос. Это значит, вы не понимаете никаких тонкостей, и объяснять тут что-то бесполезно. Я могу в сотый раз процитировать Толстого, который говорил, что ему проще написать новый роман, чем объяснить, о чем «Анна Каренина». Это совершенно нормальная позиция автора. Мы кучу всего хотели сказать, у нас фильм двухчасовой, даже не песня трехминутная. И когда нас спрашивают: «О чем ваш фильм в двух словах», это глупость. Он много о чем. Я готов спорить, если мне скажут: «Мне не понравилось то-то и то-то,  я увидел не то, а это». Тут можно о чем-то порассуждать, за что-то зацепиться. Когда говорят: «Я ничего не понял, мне не понравилось», это тоже, в общем, нормально. Искусство не должно всем нравиться, а уж наш фильм тем более. Он не спродюсированный, не просчитанный, не ангажированный, не продуманный по каким-то голливудским канонам. У нас не было цели привлечь конкретное количество аудитории определенного возраста. Кто-то считает, что кино – это Феллини, пожалуйста, смотрите Феллини. Но это не значит, во-первых, что стоит искать Феллини в наших фильмах или в картинах Гайдая, а во-вторых, что только Феллини имеет право на существование.

— Если сравнивать ваши ранние фильмы («Жбан дурака», «Пасека») с поздними работами, то складывается ощущение, что сначала вы долгое время вдохновлялись книгами Юрия Мамлеева и присущей им чернухой. А потом ваши интересы изменились и вы смягчились.

— Конечно, Мамлеев нам знаком. Не сказал бы, что мы вдохновлялись созданной им атмосферой, скорее, мы в ней выросли. Подобно нам Мамлеев жил в окружении всего этого советского кошмара. В начале 1990-х это прошлое еще казалось очень близким, и наша злобно-ироничная эстетика это естественным образом отображала. Так что похожие персонажи у нас, безусловно, есть. Мы использовали издевательства, в хорошем смысле этого слова. Это была злая сатира, желание высветить различные уродливые явления, на которые у нас хороший глаз. Хотелось извратить его еще больше, абсолютизировать с помощью гротеска. Несмотря на то, что выглядеть это могло сколь угодно жестко, цель у нас всегда была одна – изменить мир к лучшему. По крайней мере, в каких-то его проявлениях. Сейчас мы от той атмосферы несколько отдалились. Все же XXI век на дворе, интересно уйти в выдуманный мир, более фантазийный.

— Мне кажется, у вас это началось задолго до «Звездного ворса».

Да, до него у нас был спецпроект «Фантомас снимает маску». Это была такая своеобразная дань детству, снять пародию на французскую комедию. Данный жанр сам по себе глупый и дурацкий, какой уж тут Мамлеев. Хотя эстетический актерский метод у нас остался прежним, он никуда не делся. Мы хотели сделать как минимум хорошую стилизацию.

— Многие жаловались, что вы растянули сцену погони на полфильма, резко сбив напряжение первой части «Фантомаса».

— Так это законы жанра. Во всех фильмах про Фантомаса погоня длится полфильма. Мы хотели довести этот идиотизм до полного абсурда. «Звездный ворс» в этом плане имеет более тесную связь с реальностью, чем «Фантомас». Мы очень много элементов нынешней эпохи перетащили  в российскую действительность XXIII века. В том же сибирском городке Иштым, да и на других планетах, показанных в фильме, идет такая же гаражно-чмошная жизнь, которая в нас тоже достаточно плотно въелась, к сожалению.

— Вы говорите, что в последнее время стараетесь уходить от реальности, однако последние клипы «НОМА» «Скотина» и «Гимн новой России», тем не менее, имеют к ней непосредственное отношение.

— Эти клипы авторская работа художника Андрея Закирзянова, с которым мы работали над «Звездным ворсом». Он попросил у нас разрешения снять эти ролики. Мы ему сказали: «Можно». В таких случаях мы в чужой творческий процесс не вмешиваемся. Если он решил, что там должны быть аллюзии на ситуацию с Pussy Riot и прочее, значит, так тому и быть. Как бы то ни было духа песни «Гимн новой России» с эстетической точки зрения это никак не нарушает.

НОМ —  «Гимн новой России»

— Эта новая Россия кажется вам более комфортным местом, чем то, которое было на ее месте двадцать лет назад? Ощущение ужаса бытия отпустило вас за последние годы?

— Не знаю, со стороны, возможно, и да, но проблема в том, что человек-то за это время не улучшился ни хрена. Меня сейчас больше всего волнует внутренняя природа гомо сапиенса и нашего соотечественника, и он, к сожалению, все больше в сторону скотоподобия движется. Сколько всего животного в человеке и какого-то вот нечеловеческого. Так-то в целом да, сейчас у нас нет особого упора на нашу постсоветскую действительность, сколько можно ее хаять. Основной интерес и прожектор  нашего творчества направлен внутрь. И самих себя в том числе.

— Недавно вы пересняли несколько своих классических клипов. Это было сделано с целью творчески их переосмыслить или, наконец, реализовать технические задумки, которые невозможно было воплотить раньше?

— Задача была большая. Где-то можно было позволить себе сделать так, как хотели изначально. Тогда ведь как было: мы приходили, снимали, а материал уходили на телевидение, и его там как-то собирали. Зачастую нелучшим образом. Замысел  был наш, а окончательная реализация – не совсем. Сам по себе этот проект, в общем, шутливый. Спустя 20 лет с момента выхода тех клипов мы по-прежнему представляем собой действующий коллектив, так что почему бы и нет. При этом не было задачи переснять все ролики покадрово, с монтажными листами никто не сверялся. Скорее, это альтернативные версии, римейки. А уж что касается клипа «7%», то он вообще другой. Другой ролик, другая история. Там даже другая версия песни звучит.

НОМ — «7%» 20 лет спустя

Презентация DVD «Звездный ворс» состоится в субботу 12 октября в московском клубе «Театр».

Отзывов (24)

Добавить комментарий для Tikhonov Dimitri Отменить ответ