Пятого сентября в Санкт-Петербурге выступят легенды британского гот-панка The 13th Chime. В 2009 году их открыл лейбл Sacred Bones, выпустив единственный альбом команды, который пролежал на полке более 30 лет. Лидер The 13th Chime Мик Хэнд рассказал Sadwave, для чего нужны гробы на концертах, и как смириться с тем, что ни один лейбл не хочет иметь с вами дел.
The 13th Chime
В любой музыкальной субкультуре, помимо корифеев жанра, существует ряд авторитетных групп, которые, не снискав популярности в годы активности, были открыты поклонниками стиля посмертно. В гот-панке одна из таких групп — это The 13thChime из британского Хаверхилла (графство Саффолк). Издав лишь три семидюймовки в 1981-82 годах и распавшись в 1984-м, группа оставалась известной лишь в узких кругах коллекционеров, пока в конце нулевых американский лейбл Sacred Bones не переиздал их синглы и пролежавший на полке больше четверти века полноформатный альбом. Эти записи неожиданно возымели успех среди слушателей, упрочив авторитет группы, который достиг и России – если вы когда-нибудь были на готических вечеринках, то, скорее всего, слышали один из хитов The 13th Chime, поставленный диджеем где-то между классическими песнями Bauhaus и UKDecay. В 2014 году группа неожиданно воссоединилась и, отыграв реюнион в родной Британии, объявила о том, что готовится к первому в своей истории зарубежному выступлению. Как ни странно, оно состоится не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге.
Гот-обозреватель Sadwave Павел Заруцкий попросил вокалиста The 13th Chime Мика Хэнда рассказать о наиболее ярких моментах истории первопроходцев готического панка.
Мик Хэнд в 1970-е (фото из архива музыканта)
Молодость и панк-рок
В конце семидесятых панк поставил на уши всю Британию, и я захотел стать частью этого движения. Как ни странно, в первую очередь меня привлекла идея носить одежду шиворот-навыворот. Одним из первых панков, с которым я познакомился в своем провинциальном городе, был Гарри О’Коннор, будущий гитарист 13th Crime. Все местные панки держались вместе. Несмотря на то, что нас было мало, воображения и силы духа нам было не занимать. Окружающие не понимали и не принимали нас; наша непохожесть и индивидуальность их смущала, они видели в нас угрозу своему устоявшемуся благополучию. Иногда негатива со стороны обывателей было столько, что он выливался в откровенную агрессию и насилие. Впрочем, это лишь придавало нам решимости и сплачивало нас. Вскоре мы создали свою первую группу Antix. Я пел, Гари играл на гитаре, Руперт Вудсток взялся за бас, а Рики Кук – за ударные. Нам всем было от 14 до 18 лет, и играть мы, конечно, не умели. Вероятно, это был наш единственный шанс как-то заявить о себе – мы жили в маленьком промышленном городе, практически изолированном от остальной страны. Надо ли говорить, что возможностей вырваться из него и кем-то стать у нас было немного. У Antix моментально появились поклонники, и каким-то удивительным образом у нас стало получаться все, за что мы ни брались.
Antix (фото их архива Мика Хэнда)
Убийственные концерты
Первый концерт Antix представлял собой настоящую анархию. Панки со всей области сходили с ума, задыхаясь от пропитанного токсичными веществами воздуха. Кто-то сильно ударил организатора концерта, тот рухнул и потерял сознание. Парень лежал на сцене в отключке, пока мы играли! Это была памятная ночь, я и по сей день считаю, что это было одно из лучших наших выступлений. Насилие преследовало нас и дальше, редкие концерты обходилось без происшествий.
Наше второе шоу едва не закончилось трагедией. Прямо перед концертом какой-то скинхэд ударил нашего барабанщика Рики ножом в живот. На тот момент ему было 14 лет. Ситуация оказалась крайне тяжелой, мы едва не потеряли нашего друга. К счастью, он выжил, а концерт мы отыграли с другим ударником. Впрочем, впереди нас ждала еще одна катастрофа.
Мало-помалу Antix становились все более популярными, как вдруг грянул гром: наш басист Руперт умер на концерте Dead Kennedys из-за проблем с дыханием. Он был прекрасным парнем и пользовался большим уважением в сцене. Несмотря на столь страшную потерю, мы решили продолжать репетировать.
Никогда не забуду, как смотрел на бас Руперта, оставленный им в углу студии. Мы никогда не забывали о нем, его дух остался с нашей группой навсегда.
Замогильный имидж
После смерти Руперта, наш имидж стал гораздо более мрачным, что отразилось и на музыке. У нас появился новый басист Терри Тейлор, а вместе с ним и новое название — The 13th Chime («Тринадцатый удар курантов»). Мы взяли его из книги Оруэлла «1984»: «Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать«. Кроме того, в те годы я работал гробовщиком на местной фабрике, что легло в основу песни «Coffin Maker».
The 13th Chime — «Coffin Maker»
Мне удалось позаимствовать один из гробов и приспособить его для нужд группы. Из этого ящика получился прекрасный гитарный кабинет. До сих пор не могу без смеха вспоминать взгляды людей, ставших невольными свидетелями того, как мы вытаскивали гроб из грузовика. На нас оборачивались все.
Позже мы перестали таскать гроб на концерты и поставили его в нашей гостиной. В нем было очень удобно лежать и слушать музыку в наушниках. Как-то раз Рики отдыхал таким образом, и тут к нам в дом пришли какие-то рабочие. Они увидели нашего барабанщика и чуть не поседели от страха. А тот просто подмигнул им и улыбнулся.
Мы были очень артистичной группой; сами делали костюмы, маски и декорации для концертов, сами оформляли наши пластинки, всегда серьезно относились к имиджу и постоянно находились в поиске новых идей.
Это были прекрасные времена, времена новаторов; у нас было много единомышленников среди слушателей и музыкантов. Вместе мы пережили много волшебных моментов.
Судьбоносный контракт
Следующий переломный момент в истории The 13th Chime наступил, когда лейбл IRS Records London предложил нам записать для них альбом. Многие считали, что у нас большое будущее, и IRS захотели заключить с нами контракт. Мы потратили несколько недель на запись нового материала в их студии, однако когда все уже было готово, руководство фирмы внезапно решило, что выпуск пластинки The 13th Chime – это слишком рискованная затея. Договор был расторгнут. Не знаю, в чем заключалась истинная причина их отказа, вероятно, мы были для них слишком дикие и необузданные. Разрыв отношений с лейблом оказался для группы тяжелым ударом. Думаю, именно в этот момент все начало разваливаться. Мы начали экспериментировать, все дальше отклоняясь от изначально выбранного пути, я разочаровался в нашем проекте и в итоге решил его покинуть. Это решение далось мне очень нелегко, те годы были одними из самых неприятных в моей жизни. В 2009 записанная для IRS Records пластинка вышла на лейбле Sacred Bones под названием «LostAlbum«.
The 13th Chime — Two as a Couple (c пластинки «Lost Album»)
Распад
После распада The 13th Chime мне было необходимо покинуть страну, и я уехал во Францию. Скитался с бродячими театрами, занимался музыкой и танцами. Затем я отправился на Ближний Восток, где много путешествовал и гастролировал с военным оркестром, помогал настраивать оборудование и никогда не переставал петь. Помимо Ближнего Востока я побывал в Греции, Испании и Голландии. Также я был в Индии и Тайланде, пять лет прожил в Австралии, пока, наконец, не вернулся домой. Я прожил в эмиграции 10 лет.
Возрождение
Честно говоря, я не ожидал, что мы возродимся. Как-то раз я позвонил нашему бывшему гитаристу Робу Шолу, который время от времени выступал сначала в составе Antix, а затем и в The 13th Chime. Он всегда помогал нам со звуком и отыграл с Chime последний концерт в Кембридже в 1984-м. Я просто предложил ему немного поджэмить. Когда Роб согласился, мы решили позвать Джона и Дэйва, бывших участников Final Scream. В 1980-х это была дружественная нам группа, как и Wyndups, где играл Роб.
Забавно, что когда я позвонил на репетиционную базу и спросил, какие числа у них свободны, мне предложили пятницу 13-е, и на этот день пришлось полнолуние! Три часа пролетели на одном дыхании, и мы звучали так, словно регулярно играли все эти годы.
Запись с той самой репетиции
Незапланированное возвращение Chime кажется мне делом вполне естественным. Несмотря на то, что мы стали старше и мудрее, наша страсть и наш дух никуда не делись. Признаюсь, я совсем не ощущаю нашего 30-летнего отсутствия. Мы с нетерпением ждем выступления в Петербурге и встречи с нашими российскими поклонниками. Для нас честь сыграть в городе, который настолько сильно пропитан искусством.