Премьера на Sadwave: дебютная запись группы «Панихида»
8 февраля 2013

Музыканты московской хоррор-краут группы «Панихида» предоставили Sadwave
композиции со своего дебютного кассетного сингла и поделились своей любимой
музыкой для астральных путешествий.

panikhida_demo

Текст: Максим Подпольщик

Бывают такие моменты – когда вроде бы и надо что-то сказать, а не хочется. К примеру, сообщат тебе, что какой-нибудь знакомый умер или, может, выкинут с работы, ну, или девушка бросит, а ты горбишься под тяжестью этих проблем первого мира и только что пузыри не пускаешь. Наверное, примерно так можно объяснить, что такое хорошая инструментальная музыка (правильней, скорее, будет сказать «так называемая инструментальная музыка»). По крайней мере, одна из ее разновидностей. Другая – это когда вроде бы и хочется что-то сказать, а не надо. Суть накатывает с первого тычка, а весь ужас бытия либо моментально разворачивается перед глазами во всей своей жгучей красоте, либо же, напротив, сразу отпускает.

Такой компас с вырванной стрелкой, в принципе, дает гораздо больше свободы для путешествий, чем музыка с однозначно заданным текстом. При отсутствии столь важных для поп-музыки координат, как слова и голос, каждый волен сам додумать и дочувствовать то, что вложил в свои звуки автор. И тут уже кто во что горазд.

Так называемая инструментальная музыка может быть разных цветов и оттенков, это неважно. Главное, получить от нее пропуск в мир, где ты либо начнешь губами за воздух хвататься, либо поймешь, что по ту сторона экрана с немыми кино дышать, в общем-то, уже не обязательно. На всякий случай, стоит оговорить, что весь тот пласт так называемой инструментальной музыки, которая к таким результатам не приводит, мы с решимостью идиота отодвигаем в угол, не имея для ее осознания подходящей оптики, места на жестком диске и кубиков оперативной памяти (привет, любители фри-джаза и симфонической музыки, когда-нибудь мы вам ответим за Севастополь).

Помимо, собственно, начинки и производимого эффекта, одна так называемая инструментальная музыка отличается от другой своей оберткой. Причем, оберткой в прямом смысле слова – взгляните, чем последние полвека оформляют пластинки с так называемой инструментальной музыкой. Тут тебе и экспрессионизм, и кубизм, и наивизм, и размытые сонные пейзажи… разве что портреты с натюрмортами редко встречаются, да и те наверняка можно найти, если покопаться. Как бы то ни было, практически в каждой обертке волей–не волей содержится отсылка к определенному времени и культуре. Их можно с упоением перебирать и трогать, пока от вашего бэндкэмпа не отпишется распоследний Денис Ступников.

«Вместе мы сможем возродить эпоху 1980-х годов в Америке», — гласила издевательская надпись на футболке одного из участников отнюдь не только инструментальной группы Samiam. Так называемая инструментальная музыка подходит для подобной реконструкции  идеально: там чуть подлатал, здесь убрал, вот тут растянул, сократил и пожалуйста – километровые пассажи психоделических 1960-х в Британии или США, сытные и сухие, как печенье фирмы «Бальзен», 1970-е в Германии, бесконечные деревья и лунные пейзажи начала нулевых…

Московская хоррор-краут группа «Панихида» отличается от сотен других исполнителей так называемой инструментальной музыки многослойностью своего мэсседжа (как ни смешно употреблять это слово в контексте так называемой инструментальной группы) и безумным количество фиг в кармане. Причем последние, в отличие от известной сцены из мультфильма «Простоквашино», служат вовсе не для того, чтобы дырку на обоях закрывать. За их нагромождением проглядывается четко осязаемый мир, из которого, один раз окунувшись, трудно высунуть голову.

Любой, кто хоть раз видел «Панихиду» живьем, наверняка не раз попадался на одну из расчетливо закинутых музыкантами удочек. Взять хотя бы жанровые ярлыки, которые можно навесить на группу. «Хоррор»: конечно, хоррор – во время первых выступлений «Панихиды» на сцене рядом с музыкантами хмуро возвышался безмолвный участник команды — массивный погребальный венок, идеально олицетворявший композиции «Неопознанная летающая дубленка», «В детский лагерь прилетает цирк карликов» и  «Операция «Лесополоса». «Краут-рок»: ну, разумеется, краут – к барабанной стойке ударника «Панихиды» скотчем приматывался качан капусты, которым спустя некоторое время весь зал начинал дружно играть в футбол.

В отличие от своих немецких кумиров из группы Can, участники «Панихиды» боролись со скукой не преподаванием в университетах и общением с гением сериализма Штокхаузеном, а погружением в чертовщину и веселую мамлеевщину, которые настолько плотно вросли в российскую действительность, что многие давно перестали их замечать. Нет смысла возрождать 1970-е в Германии, когда в сегодняшней России источники корневой психоделии в виде организации «Космопоиск», газеты «Криминал» и всех без исключения телепрограмм центральных каналов подобно капканам расставлены на каждом шагу.

Именно поэтому раскатистые хард-роковые проигрыши из композиции «Диагноз доктора Еналиева» воспринимаются примерно так же, как безобидная песня про море советского ансамбля «Ариэль» в чернушном «Грузе 200» Алексея Балабанова. Будучи вписанными в абсолютно не характерный для себя контекст, пафосные, на первый взгляд, пассажи служат проводниками во что-то совершенно неожиданное, забавное и страшное.

Чтобы вернуть дискуссию, так сказать, в привычное русло, мы собирались расспросить музыкантов «Панихиды» об их любимых краут-рок композициях, однако тут же получили исчерпывающий ответ: «Да что там рассказывать – упоролся и сидишь, втыкаешь». Тогда мы решили просто покопаться у них в плеерах, что также оказалось весьма увлекательным занятием. Представленные ниже композиции участники группы планируют в скором времени выпустить на кассете.

vkladka

Панихида - Диагноз доктора Еналиева / Лизергиновая капельница
Панихида - В детский лагерь прилетает цирк карликов

 


Александр Остромогильский

(барабаны)

Teo Usuelli — Piacere Sequence

Эта композиция очень часто играет у меня в голове, когда я брожу где-либо один без особого дела. Это мелодия из итальянского джалло-фильма  «Alla ricerca del piacere»1972 года, также известного под названием «Amuck». Его действие происходит в Венеции. Сразу вспоминаю, как в одиночку бродил по улицам этого города зимней ночью. Правда, не могу сказать, играла ли тогда эта песня в моей бестолковой башке или нет.

Neu! — Hallogallo

Пожалуй, та вещь, которую я могу обозвать для себя квинтэссенцией краут-рока, не вдаваясь в терминологические и стилистические споры и прочее поносное, пустопорожнее кваканье. Сила, свежесть, бодрость, свет, энергия. Люблю слушать в плеере на повторе, катаясь под нее в поездах. Причем не в метро, а именно в поездах — пригородных и дальнего следования. Как-то летом, года 2 или 3 назад, я то ли не работал, то ли положил хэр на работу и катался почти весь день на электричках. Было жарко, быстро, солнечно и круто.

Kraftwerk — Radio-Aktivität

Не могу обойти стороной своих любимчиков. Люблю эту песню исключительно в версии с альбома 1975 года, где нет дурацкого ритма и дебильного текста как в поздней переработке. Песню слушаю практически всегда в исключительно мрачном и разбитом состоянии. Музыка немцев холодная, механическая, твердая, пластмассовая, нечеловеческая. Это помогает мне сдержать ненужные эмоции, при этом погружает в раздумья и еще более глубокое состояние безысходности. На редкость похоронная мелодия. Спокойствие и мрак. Очень люблю.

Nancy Sinatra and Lee Hazlewood — Summer Wine

Просто хорошо. Нэнси божественна. Изредка у меня бывает лирично-романтичное настроение или некая «пьяная печаль», но без трагизма, и вот тогда-то идут в ход песни Нэнси Синатры. Summer Wine, безусловно, в первую очередь.

Ennio Morricone — The Ecstasy of Gold

Эта музыка из сцены на кладбище в конце моего любимого фильма «Хороший, плохой, злой» . Сочетание видеоряда и музыкального сопровождения просто потрясающее, не могу сказать иначе. У меня мурашки бегут по коже. Это гениально, б…ь. Вообще, на мой взгляд, лучший фильм в истории кино. И саундтрек тоже на уровне. И пусть умрут все мои враги.



Александр Смертолюбов

(гитара)

Maurice Roberson And Walter Burns «Moolah» — Terror Is Real

Под эту адовейшую песню одна особа решила признаться мне в любви. Мгновенно оценив ситуацию, я понял, что террор в самой что ни на есть серьезной степени «из рил». Секунда и я был таков. Но с тех пор что-то во мне просыпается каждый раз, когда я слышу эту песню. Не прочь поставить ее себе, когда в воздухе пахнет чем-то романтическим. Отличный чилл для летних влюбленностей.

This Heat — The Fall of Saigon

Просто отличное гитарное соло, вдохновляющее меня на сочинительство. Надеюсь совершить однажды под нее какой-нибудь темный обряд на дне Тушинского Ковша.

Herbie Hancock — Quasar

Альбом Herbie Hancock «Crossings», откуда эта композиция, я слушал по кругу, когда несколько лет назад зимой работал дворником на автостоянке. По этой причине долгое время эта музыка у меня ассоциировалась исключительно с тяжелым физическим трудом. Второе пришествие «Квазара» свершилось этим летом на Фарерских островах, когда я ночью вышел на балкон нашего жилища, достал бутылку «Ягермейстера», закурил табаку, уставился сквозь кромешную темноту на смутные очертания фьорда и включил эту песню. Теперь слушаю ее только в ночи и пьяный, находясь как можно дальше от дома.

Вежливый Отказ — Припадок

Последний раз слушал эту песню в диком похмелье, пытаясь найти чем поправиться. В тот момент концовку иначе как охуительной я назвать не мог.

Dinosaur Jr. — Freak Scene

По всей видимости, меня преследует рок встреч с потусторонним. В моей прошлой группе был вымышленный шестой участник Вадим Гнидин, характер которого очень хорошо описывала его фамилия. Он материализовывался как раз тогда, когда его меньше всего ждали, случайным образом выбирал одного из участников группы, начав вещать его устами своим мерзким голосом с полным букетом дефектов дикции. Даже самые стойкие не выдерживали его натиска и позволяли Вадиму нести всякую чушь порой при малознакомых людях. Прошло несколько лет, Вадим напоминал о себе все реже, мы собрали «Панихиду», и тут меня настиг мой новый друг — серый кардинал нашего коллектива Альбрэхт. Пока голоса он не подает, но его длинный ноготь на правом мизинце и монокль с цилиндром мне уже снятся. Круто играть в группах с «интересненькими».



Михаил Планетарий

(клавиши)

The Goslings — Flower Pot

Прослушивание этой песни в плеере отлично легло на визуальный ряд из марша, проходившего в центре Москвы. Церемониальность звуков композиции отлично попала в такт марширующим, а жирный, как свинья бас ездил по ушам гусеницами Т-34.

Dystrophy — Skatin For Satan

Записи «Дистрофии» поставили точку в моем желании создавать звуки. Группа в стиле «Играй в два раза быстрее, ритм все равно не изменится» и «Какая разница, что за ноты, главное в такт попасть». Ультраскоростной бег по кругу, шорты и 777.

Доморощенные музыканты-экспериментаторы

Сначала музыка, написанная «энтузиастами», была просто-таки катализатором моего творчества. В какой-то момент в моем плейлисте остались только демо-записи самодельных инструментов, фриковатые ремиксы и прочая музыка, созданная экспериментаторами-одиночками. Самое интересное, что среди таких, так сказать, фэн-видео, помимо всяких странностей, попадаются реально крутые и заслуживающие внимания вещи. Например, Mick Frigerio.

Earth — Coda Maestoso in F (Flat) Minor

Даже когда казалось, что все, конец, это дерьмо обеспечивало продолжение трипа. Звук гулял по палубе, в то время как всадники на черных и безглазых лошадях скакали рядом с ржавыми, но светившимися, как голографические контрамарки железными повозками. Кадры, снятые на скоростную камеру, сменялись то изображениями мертвых улыбающихся солдат, чистивших ружья, то не менее радостными, но невыносимо злыми детьми, которые закапывали в землю расплавленные гитарные соло. В общем, дабы не описывать все путешествие, скажу, что в конце был очень долгий и протяжный выдох пережившей крушение космической флотилии.

Martin Dupont — Like a Lion

Дико угорал, когда слушал эту группу. Был июнь, +25. Типично летнее беззаботное и веселое время. За неделю непрерывного прослушивания этой группы я умудрился попасть на бабки, не попасть в психбольничку, проебать все экзамены, вылететь с работы и получить несколько химических ожогов. После этого я понял, что эту музыку создал сам Люцифер.



Никита Ричмонд

(бас)

Blue Phantom — Diodo

Этот кватро-инфернальный боевик от итальяшек я впервые услышал на высоте 8100 метров. Определившись с курсом направления автономного маяка, энергия начала бить в разные стороны. Я вверх меры заправился пенным напитком и удобно расположился в кресле. Укутавшись в плед у самого иллюминатора, я наслаждался частицами солнечного ветра, чьи частицы падали на землю. Когда его частицы попадали в магнитное поле, можно было увидеть северное сияние. Все 8 часов полета я по кругу гонял в плеере этот чумовой трек , представляя себя помощником капитана космического корабля, который посылал воздушные приветы Камчатским Сивучам.

Ramases — Life Child

Английский прогрессивный рок с элементами фолка. Эта фраза внедрилась в кору моего подсознания, словно отчуждение с нечеловеческим обликом. На его голове красовалась не шляпа или ковер, а самое настоящее перо, а посередине лаб зеленкой был намалеван небольшой крест. Такое чувство возникает, когда тебе дарят вязаные носочки или предлагают сыграть в шахматы шашками, а после этого ты рыщешь в полумгле  в поисках огромного розария, вопрошая, где же тот человек с подключенными электродами, которые пропускают импульсы космоса? После этого вторжения в мой разум я спросил у папы: «А что это за трек играет у нас в машине?». Он ответил: «Это английский прогрессивный рок с элементами фолка».

The 4 Levels Of Existence — Disappointment

Сальные волосатики из Греции, которые заставили меня пережить радость-отчаяние-опьянение острова на футболке-озере в лесу и приятное общение с девушками в электричке. Это принудительная эксгумация собственных чувств и надежд, которые рано или поздно превратятся в космическую пыльцу. Так вот, прослушав один трек этой команды в тотальном одиночестве на даче, я влюбился в эту группу. Кстати, сначала я думал, что они немцы.

Wicked lady — I’m a Freak

Вашему вниманию предлагаются вонючие патлачи с казаками на грифах гитар, играющие в барах для байкеров. По совету нашего клавишника Миши я отправил свой мозг в крематорий, пустив его в мелодичное странствие вместе с металистами из Англии 1968 года. Эта композиция заставляет переживать снова и снова прогулки на американских горках и катапультах с зажатыми в руках яблочными леденцами со сладкой ватой. После всех пройденных этапов насилия и криков о помощи я проснулся на матрасе, а на потолке была нарисована огромная люстра.


Презентация дебютной записи «Панихиды» состоится 8 февраля в клубе Art-Play. Вместе с «Панихидой» выступят JARS и VAGIANT, которые только что вернулись из затяжного зимнего тура.

Отзывов (15)

Добавить комментарий