Последнее время многие начали чересчур серьёзно относиться к нашему скромному изданию: каким-то ветром нас задуло в шорт-лист премии «Степной Волк», а наши тексты перепечатывает «Русский Репортёр». Сообразно моменту, наш музыкальный обозреватель Денис Алексеев написал программный текст про идиотов.
Текст: Денис Алексеев
Иллюстрация: Петя LastSlovenia
Недавно в Таллинне появилась социальная реклама, призывающая отправлять в унитазы лишь то, для чего она, канализация, предназначена: «предметы личной гигиены, воду и сточную воду». «А куда же отправлять мочу и кал?», — удивились жители Таллинна. – Что предназначено для них? Неужели Россия?”. Но оставим в покое политический аспект данного вопроса и сосредоточимся на матчасти: моче и кале, образ которых прочно вошёл в творчество «дегенеративных панков». Как-то так вышло, что за политкорректностью, прогрессивными социальными теориями, экзистенциальной поэзией и прочей всей «сверкающей, звенящей и пылающей хуйнёй» мы забыли, что быть панком — значит быть придурком тоже. Ведь быть придурком — это, похоже, единственная реальная возможность быть хоть чуть-чуть свободным в этом мире. Так что там про мочу и кал?
Я всегда стоял на том, что идиотизм — нормальная реакция на окружающую действительность, а упрямство — качество пророков. Поэтому упрямые идиоты мне милее всего. В издательстве «ОГИ» год назад вышла чУдная книжка Сергея Нельдихена «Органное многоголосье», и это, ребята, чистая, дистиллированная радость. Вот что писала о нём Татьяна Бек: «[Нельдихен] вошёл в историю литературы в дивной маске идиота, где в прорезях для глаз мерцает наимудрейший взгляд».
Эта характеристика, как и сама маска, похоже, прочно прилипли теперь к поэту, однако, не стоит обманываться на его счёт: у Нельдихина не всё так просто. Ведь это он в промежутках между размышлениями о прелестях разновидной еды и тоске по женской наготе написал: «Побеждает — побеждённое», в двух словах сформулировав принцип диалектики и ещё бог весть чего. И это о нём было сказано: «Важно, что Нельдихен умеет делать эту «глупость» заразительной и понятной. Невольно поддаёшься его резвой весёлости, напоминающей возню щенят на солнышке».
Резвую возню вперемежку с наитрезвейшим взглядом мы обнаруживаем и у Алексея Хвостенко: «Мы невинные младенцы / Двенадцать тысяч дюжин душ / Чистой истины владельцы / Мы всю жизнь мололи чушь”. Или ещё лучше: “А в лодке сидели два пьяных балбеса / И в сторону леса по небу гребли / … / Глупец не узнал что есть умное средство / Быть глупым до дней своей жизни конца / А умный ту мысль получивши в наследство / В соседстве с глупцом лишь блистал иногда».
Идиома «давить Хвостенку» прочно вошла в мой лексикон в значении «молоть чушь, безудержно бредить, нести святую околесицу». Данный ряд можно продолжать и продолжать (вспомнив, например, прекрасного Старика Букашкина), поскольку архетип дурака прочно укоренён в нашей культуре и полностью соответствует «традиционным духовным ценностям, присущим русскому народу» (ТМ), но остановимся, пожалуй, на этом.
Сосредоточимся на деграпанке: той его разновидности, которая тупа до безумия, но и прекрасна тоже — почему-то хочется ей подпевать и вместе с ней валять дурку. В конечном счёте, вопрос о деграпанке нужно поставить так: а что вообще может быть в панке живого, непосредственного и наивного? Не укладывающегося в стандартный чемоданчик панк-идей и не сформулированного на ветхозаветных скрижалях хардкор-заповедей? С весёлым свистом пролетающего мимо любых ГОСТов? Что может быть своего, индивидуального, непосредственного — кроме дури и глупости? Ответ прост: да всё, что угодно! Но дурь и глупость будут неизменно сопутствовать, выделяться в качестве побочного, неучтённого продукта. Не верите? Да просто попробуйте дезадаптироваться в этом рациональном мире, и вас сразу объявят дураком и идиотом. Но давайте будем честными до конца — это ведь… так весело!
Smegenų Sutrenkimas
(Вильнюс, Литва)
Единственная в природе фотография Smegenų Sutrenkimas, на которой участники группы валяются в куче какой-то мишуры, похожей на результат работы уничтожителя бумаг.
Название группы переводится с литовского толи как «Черепно-мозговая травма», толи как «Сотрясение Мозга», а на афише одного из концертов с их участием стиль Smegenų Sutrenkimas был обозначен как «rėėėėėtard zalgo punk». Однажды мне довелсь проспать весь их сет с чужой собакой подмышкой, а жаль, потому что это прекрасный образчик идиотического панк-рока. Их песня «дельфинотерапия» могла бы стать хитом: «К нам приплыли дружественные дельфины! / К нам приплыли дружественные дельфины!! — / Welcome!». Говорят, они даже мяукали на сцене!
Скачать и послушать записи Smegenų Sutrenkimas можно здесь.
Тензарный Альянс
(Рига, Латвия)
Не один десяток литров водки был выпит мною на кухне некоего деревенского дома под аккомпанемент прекраснейшей программы «Тензарного Альянса» «Жертва сухого закона», которая в свете фашистских антиалкогольных мер, принятых в России с 1 января 2013 года, приобрела отчётливый политический оттенок. Скажем же дружное «нет!» людоедскому правительству РФ! Только деградация, идиотизм и старческая деменция!
В случае с «Тензарным Альянсом» мы имеем блатной спейс-панк с клавишами и хард-роковой гитарой, а также с полдюжины хитов, как то: примитивистский гимн «Прощание с цивилизацией» (Совокупление с сырой землей / Ритуальный акт дефекации / Синий вибратор на желтом песке… / Трусы на палке! — / Прощание с цивилизацией!), алко-политический панк-боевик «В огороде овощи» (В огороде овощи / А под забором я / Пьяный и облёванный / Грязный как свинья), трагическая история про упавшего с водосточной трубы «Эвтаназия»(Увезите меня в Голландию / Я упал с водосточной трубы. / Поломал себе руки и ноги, я / Не желаю такой судьбы! / Увезите меня в Голландию / И сделайте мне эвтаназию!), лирическая рок-баллада в ритме вальса (!) «В синем море корабли» и параноидальный эпос «Общественный транспорт» про старушек, которым герой не уступает место, контролёров и прочую трамвайную нежить.
Слова «тензАр» в русском языке, кстати, нет. Математический объект называется тензОр. В общем, вы поняли, это наши клиенты. Показательна следующая история. Когда я получил их кассету, от души повеселился и проникся ею, то сочинил довольно ехидный пост в ЖЖ, в котором утверждал, что» Тензарный Альянс» — совершенно восхитительные придурки. Спустя несколько месяцев я получил комментарий от одного из участников: «Спасибо за отзыв! Это наш старый материал, новый можно послушать по ссылке». Дураки на дураков не обижаются и правильно делают! На обиженных воду возят!
Süütu Vanaema
(Таллинн, Эстония)
Süütu Vanaema («Невинная Бабушка») является самой курьёзной группой в эстонской панк-истории, если не истории вообще. «Невинная Бабушка» образовалась в 1981 году в таллиннской школе №20 и просуществовала всего год. В её репертуаре среди прочего были панк-версии песен из школьного учебника по пению, например, «Песня пограничника», а также пионерские песни. В середине 2000-х группа собралась снова и продолжила свое творчество с того самого места, на котором остановилась в качестве школьного ансамбля. Первые публичные концерты воссоединившейся группы звучали довольно гротескно, поскольку в промежутке между распадом и реюнионом достигшие среднего возраста участники музыкой вообще не занимались.
После того, как в состав группы добавились новые музыканты помоложе «Невинная Бабушка» заиграла побыстрей и поуверенней. Гитарист группы Андрус Яаадла сейчас очень известный в Эстонии политик, в 2002-2009 и 2010-2012 годах он был мэром Раквере. В 2013 году суд признал его виновным в коррупционных преступлениях, и он вынужден был уйти в отставку с поста мэра, но уже в том же году его избрали депутатом местного городского собрания. В значительной степени именно при его личной поддержке в Раквере в 2008 и 2010 годах состоялись знаменитые Певческие панк-праздники — тоже весьма идиотическое мероприятие, во многом благодаря участию в нём президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. «Дурачок, – прокомментировал данного почтенного господина Фредди из группы Psychoterror. – И малолетка.”
Участник «Невинной Бабушки» Яаалда и президент Эстонии Ильвес исполняют «Anarchy In UK» в составе панк-хора.
Андрус Яаадла и Тоомас Хендрик Ильвес
Krampī Sarāvējs
(Рига, Латвия)
Krampī Sarāvējs существовали в первой половине девяностых и были известны своими нелепыми театрализованными шоу и идиотскими текстами, написанными частично на русском. Название группы довольно трудно перевести, но, в общем и целом, оно означает «тот, кто вызывает судорогу». Постоянного барабанщика у Krampī Sarāvējs никогда не было и для выступлений им всегда приходилось привлекать кого-нибудь со стороны.
Вот несколько примеров фаллоцентричного словотворчества группы. «Pimpis» («Хуй»): «Хуй с крыльями / Хуй с парусами / Хуй на корабле / У скелета хуя нет». Должен отметить, что “хуй с парусами” — это даже поэтично. «Cīrulis»(«Жаворонок»): «Кто-то песню пел / Жаворонок мне на хуй сел / Я хотел его поймать / Улетел сука блядь!». Далее следует параноидальный пассаж на латышском: “Я ходил по улицам / Чтобы поймать блядь / Но меня поймала жена / Привела к доктору / Он отрезал мне что-то». Я не знаю, что именно отрезал доктор, затрудняюсь также сказать, о чём поётся в других песнях Krampī Sarāvējs «Железный мужик», “Жизнь в бутылке из-под пива”, “Я тебя убью”, “Последние дни кота Жаниса” — но первых двух вполне достаточно, чтобы порекомендовать автору обратиться к наследию фрейдистского психоанализа. Прекрасный пример прибалтийского деграпанка из страны на “Л” (многие до сих пор путают Литву и Латвию, так что не станем им забивать головы излишними деталями)!
IQ Zero
(Пярну, Эстония)
Данная прекрасная команда завершает мой небольшой экскурс в прибалтийский деграпанк. Оцените их название и убойный супер-хит «Анархия», в котором поётся: «Что есть моё экстази? / Моё экстази — это анархия! / Мне не нужно ЛСД! / Анархия — вот мой ЛСД!». Остаётся только констатировать, что в Эстонии на рубеже 80-90-х всё понимали правильно, панк — это протест, а протест — это быть идиотом (вспомним «Бравого солдата Швейка», «Бивиса и Батт-хеда» или наших любимых комментаторов Увальня и Уебня), и все эти названия типа IQ Zero, IQ Negative, Nahuiи Idiootsuse Revolutsioon отнюдь не случайны. Последние, кстати, исполняли песню «Heast Peast» на стихи замечательного турецкого поэта Назыма Хикмета, только не спрашивайте меня, что всё это значит — я не знаю.
БОНУС:
Good Night I’m Drunk
(Таллинн, Эстония)
Коллектив «Ночь спокой, я бухой» несколько выбивается из концепции данного обзора, но демонстрирует настолько непроходимую тупость, что я просто не могу обойти его стороной. Ситуация с ними такая, как если бы среди панков проводилось соревнование по забиванию гвоздей в стену головой, парни одержали бы уверенную победу, но были дисквалифицированы за забивание гвоздей шляпками вперёд. Поэтому помещаю их в качестве бонуса и в категорию «глупость за гранью фола».
Не знаю, что поражает моё воображение больше — сценический образ музыкантов или то обстоятельство, что нехитрый текст про punks and skins вокалист не в силах пропеть без шпаргалки. Некоторые участники Good Night I’m Drunk состоят в закрытом интернет-обществе («Панк не красный»), а сам коллектив не гнушается играть с группами очевидно правой направленности. Однако, если прочитав данную заметку, вы вдруг решите, что быть наци-панком нормально, если ходишь в чепце и подгузниках, я буду только рад. Перешьём ку-клукс-клановские колпаки на чепцы и пелёнки!
Хочу особо поблагодарить за помощь в составлении данного материала замечательных людей из Таллинна и Кулдиги: Лаури Лейса, Павла Соболева и Мариса Муитниекса.
|
Отзывов (2)