Главные петрозаводские метал-панки Antimelodix в июле выпустили второй и, скорее всего, лучший на данный момент альбом «Хаос РФ». Илья Алексеев из «Анкылыма» поговорил с музыкантами о новом звучании, вымышленных клипах, хэвиметал-тупике и отношениях с родителями. Текст и интервью: Илья Алексеев Второй альбом корифеев петрозаводской тяжелой сцены вышел спустя 7 лет после дебютного релиза. В 2015 году, когда шла работа над «Хаос РФ», ушел из жизни гитарист Antimelodix Дима Магистр, что отразилось на саунде, который стал еще более мрачным, чем задумывался изначально. По сравнению с привычными композициями карелов, альбом получился более металлизированным; прежние блэковые отголоски и фрагменты дибита уступили место среднетемповой дэт-металлической волне в шведском духе, с изрядной долей мрачного гитарного мелодизма. Песни с «Хаос РФ» ожидаемо посвящены различным нелицеприятным сторонам действительности с беспросветно убедительными образами. Органично воспринимается оформление альбома, выполненное небезызвестным мастером визуализации кошмаров Аркадием Тропинкиным. Что мы имеем в итоге? Мощный и тяжелый заряд, насыщенный гнетущей атмосферой реальности, — суровой как по форме, так и содержанию. «Хаос РФ» похож на камень, подобранный у дороги. С его помощью можно крепость строить, а можно и голову проломить. Если кто ищет позитива или угара, положите лучше камень на место. Зашибет еще. Как записывался «Хаос РФ»? Коля (бас): Как обычно, всё было сочинено, записано и сведено исключительно членами Antimelodix, разве что Дмитрий Добрынин, мой дорогой друг и соратник по группе «СатанаКозёл» помог нам с партиями клавишных. На данный момент у нас есть довольно-таки неплохая техническая база, что позволяет нам творить в расслабленном состоянии, хотя, возможно, эта некоторая расслабленность и стала одной из причин задержки выхода альбома. Саня (вокал): Сведение и мастеринг делал наш гитарист Дима Честер. Как повлияла на материал альбома гибель Димы Магистра? Саня: Весь материал был сочинен до того как Дима был найден лесу, поэтому ощущения от пережитой трагедии повлияли только на конечный звук и эмбиентовые фишки между песнями. Ну и само собой какое-то время мы были деморализованы и тормознули запись. Коля: Большинство тех, кто более-менее плотно общался с Магистром, не были сильно удивлены таким поворотом событий. Дмитрий никогда не скрывал своего стремления к скорой кончине, но всё же потеря друга и боевого товарища внесла коррективы в процесс записи. Не скажу, что это как-либо сказалось на звуке отдельных инструментов, но лично для меня общая картина альбома теперь воспринимается несколько в ином ключе. Как бы то ни было, оценивать его всё же слушателям. Насколько альбом оправдал ваши ожидания? Удалось сказать все, что хотелось? Саня: Мне сложно оценивать звучание, про это лучше Коля скажет. А что касается материала, то по ходу записи мы ушли в сторону от задуманного. Изначально мы планировали использовать больше электроники, сэмплов и так далее, у нас даже был предварительный вариант одной песни с джангловыми вставками. Но по мере записи эксперименты потихоньку слились, я даже точно не назову причину, по которой это произошло. Получилось звучание ближе к «шведодэту» и смежными с ним направлениям. Ну а что касается «донести то, что хотели», наверное, в значительной степени мы с этим справились. А вообще я очень критично отношусь к тому, что делаю и редко бываю удовлетворен на сто процентов. Коля: Я тоже не могу сказать, что полностью удовлетворен результатом, но и хаять общее звучание не стану. В целом, все потрудились в меру своих возможностей, а некоторые присутствующие косяки только добавляют живости звуку. Antimelodix — Хаос РФ (Chaos RF) album teaser «Хаос РФ» сознательно получился более дэт-металическим, чем ваш дебютник? Этот звук был придуман специально для этого альбома, или группа будет развиваться в этом направлении и дальше? Саня: Как я уже сказал, мы экспериментировали с разным звучанием и разными вариантами его применения. Также важно заметить, что нас пять человек и у каждого свое представление о звуке и конечном виде песен. Да, не буду скрывать, ранний шведский дэт очень сильно повлиял на меня, особенно в начале 1990-х, можно считать это ностальгическим моментом. Еще хочу отметить, что мы долго ждали, когда гитаристам пришлют классические примочки «Boss HM-1″, без них мы даже не приступали к записям гитар. Отсюда и столь длительный процесс записи, он занял более полутора лет. Назвать это все тенденцией я не могу, это рабочий момент, и только дьявол знает, каким будет звучание наших новых песен, возможно, оно будет ближе к детройтскому техно 1990-х. Саша, можешь сформулировать, что такое «Хаос РФ» для тебя? Саня: У альбома нет четкой тематики, какой-то явной линии в лирике, это очень шизоидное произведение. Знаешь, это как когда два полушария мозга думают одновременно о разном, например, одно рождает техническую мысль, а другое вспоминает о том, что ты забыл сделать в детстве. Вот тут такой же случай. Практически все тексты на пластинке — это образы, в которых можно увидеть два и три смысла, но точно не стоит воспринимать эту запись, как дважды два. Альбом совершенно не математический в плане текстов и довольно фривольный в плане музыки. Хотя, на первый взгляд, кажется, что всё на нем штампованно и стандартизировано. Некоторые песни на «Хаос РФ» — это ретроспектива жизни в нашей стране за последние 30 лет, со всеми ее безумствами, героями и антигероями, событиями которые дают колоссальную пищу для размышлений. Но эти песни совершенно не призывают принимать какую-то сторону, тем более, достойных сторон в этих конфликтах я так и не увидел. Да, у текстов маргинальная тематика, они во многом наивные, но уж точно написаны не на пустом месте. Отдельно хочу остановиться на песне «Царь». Когда парни играли эту композицию на репетициях, да еще и с серьезными лицами, я совершенно не понимал, что там вообще можно спеть или сказать. Для меня это был прискорбный хэвиметал-тупик. Но в результате это суровое музло решено было разбавить удалым пролетарским текстом и тем самым уравновесить баланс с пафосом. Любопытный факт, но подобные короткие тексты, буквально из пяти слов, сочиняли на моей памяти два человека: Шарапов (тот самый, который «Свинокоп» и «Ножи и Вилки», приезжал в Петрозаводск диджеить, и я нажаловался ему на ступор с этой песней) наш басист Коля, в результате чего получился некий отсыл к альбому Driller Killer «Fuck the world». Их влияние в этой песне слегка заметно. Написание текста«Царя» также пришлось на столетний юбилей начала Первой мировой войны, после которой, как мы знаем, в России случились революции. Опять же двоесмыслие, а куда без него? Эта песня, как оказалось, способна оказывать сильный эффект на слушателей, я в этом убедился на собственной шкуре. Полтора года назад мы выложили репетиционное видео с этой песней на YouTube и на следующий день умотали на гастроли в Швецию и Финляндию. Едем себе спокойно по зимней лесотундре, и я получаю СМС примерно такого содержания: «Я посмотрела ваш новый клип. Вы уроды. Знать вас больше не хочу», и всё в таком духе. Это написала мама. Вот такая реакция заставила меня резко почувствовать себя то ли оголтелым тинейджером и забыть про свои 36 лет, то ли каким-то ушлепком крайней степени. Это сообщение меня не на шутку встряхнуло, в хорошем смысле, было круто! С мамой мы по приезду всё урегулировали, не помню как, но вопрос был снят с повестки дня. Кстати, пользуясь случаем передаю ей привет, вдруг она прочтет это интервью. Хотя не скрою, для меня такая реакция стала полной неожиданностью, я подумать не мог, что мама станет смотреть такого рода видео. Есть нечто созвучное атмосфере альбома, на что вы хотели бы обратить внимание слушателей? Может быть, схожая по настроению музыка, фильмы, книги, события? Саня: Наверное, у меня нет никаких особых пожеланий по поводу того, на что обращать внимание слушателей. Я просто рекомендую прослушать этот альбома раза два или три, желательно в разном состоянии, в разное время суток и в разных местах. С литературой резонанс может быть странный, можно увидеть схожие настроения в «Памяти Каталонии» Оруэлла, отчасти в «Сердце тьмы» Конрада, а может и в сатирических произведениях Воннегута. Обложку «Хаос РФ» рисовал Аркадий Тропинкин. Как проходил процесс сотрудничества с ним? Саня: Изначально мы обратились к местному художнику, прождали пару месяцев, но он ничего не сделал, затем написали моему финскому другу Вилле (участнику Manifesto Jukebox, Delta Force 2, Vapaa Maa), он предоставил свой набросок, но его работу мы не одобрили, так так там получился совсем уж типичный краст-коллаж. Ну и далее я предложил пообщаться с Аркадием Тропинкиным, всех устроил его подход и работы, а детали более предметно с ним обсуждал Коля. Коля: С Аркадием я не был знаком лично до момента обсуждения оформления, знал его исключительно по рисункам, которые видел в соцсетях. Сам же процесс обсуждения занял у нас какие-то минуты, тупо пообщались по скайпу и быстро обо всем договорились. Скажу, что Аркадий отличный художник, слушает грамотную музыку и вообще хороший мужик. С какими еще художниками хотелось бы посотрудничать? Саня: Мне бы хотелось встретить художника, которому нравилась бы наша музыка, и он проявил желание что-то творить, вдохновившись нашими песнями. Хотелось бы движения на встречных курсах. А что касается каких то имен, то, допустим, мне нравится Armsrock, у него интересный стрит-арт и не только, а так же есть опыт оформления музыкальных релизов. Antimelodix — World/Tsar (Rehearsal recording) Будь у вас возможность снять клипы на песни с «Хаос РФ», какими бы они были? Или это были бы не клипы, а фильм или документальная хроника? Саня: Это интересный вопрос, я даже думал об этом и, признаться, мне рисовались странные картины, сюрреалистические, не совсем типичные для такой музыки, как у нас, но это и круто. Знаешь клипы Tiamat, на песни «Gaia» и «Whatever That Hurts» из альбома «Wildhoney»? Возможно, что-то в таком духе и то отдаленно. Фильм — затея интересная, документалка со съемками в разное время года на разных объектах… Кстати, имею в голове некое представление о том, как это может выглядеть, и кто там мог бы быть задействован помимо группы, даже некая сюжетная линия есть в голове. А вот еще про клип могу добавить — я бы точно не хотел делать типичные зарисовки из полицейского беспредела, нефтяных вышек, не хотел бы видеть там Трампа/Клинтон, Путина, Эрдогана, Ельцина, Немцова, Сороса, Иона Павла Второго, Саддама Хусейна и далее по списку. Перечислите, кстати, другие проекты участников Antimelodix. Все активны? Чего ждать от них? Коля: Antimelodix, «СатанаКозёл», Ork Bastards плюс несколько проектов, находящихся в стадии либо заморозки, либо разработки. Саня: На сегодняшний день по большому счету у меня только Antimelodix, с группой «Дорогие товарищи» активность сошла на нет. Мне иногда хочется сделать шаг в сторону и начать мутить какой-то авангардный, экспериментальный проект, далекий от музыкального традиционализма, но в данном случае одного желания мало, поэтому сижу и не дергаюсь Какие планы у Antimelodix после выпуска альбома? Туры, концерты, записи? Саня: Планируем презентовать альбом в Питере, также закинуты удочки в сторону Москвы. Но лично для меня интересно представить альбом в Финляндии, в Тампере и Оулу, тем более, братский финский народ регулярно зовет, и мы с удовольствием ездим. Также хочется вернуться в маленький северошведский городок Лулео, уж больно там бодрые ребята и девчата. Надеюсь, все эти неграндиозные планы реализуем. Насчет евротуров мы пока не думали, но и тут сложностей не вижу, уже не единожды ездили в них, и если будут интересные варианты, то вполне допускаем. А вот российский тур куда более сложно замутить, но это на мой взгляд. Опять же, если будут адекватные предложения, то мне вполне интересно прокатиться. Альбом «Хаос РФ» на CD можно приобрести тут, осенью запись выпустит на виниле немецкий лейбл Angry Voice Records. Презентация альбома состоится в питерском клубе «Ионотека» в субботу 1 октября. |