Саймон Гейн — британский панк-художник со стажем, смеявшийся над панками уже тогда, когда это слово еще имело хоть какой-то смысл. Сейчас Саймон иллюстрирует Марка Твена и Конан Дойла, но все равно остается прекрасным парнем, не забывшим свои корни. Беседовал: Максим Подпольщик Подумал немного разнообразить область своих переводов и попробовать перевести…комикс. Для этого за считанные часы была освоена одна из миллиона функций фотошопа. Получилось так себе, но меня оправдывает то, что я новичок в этом деле (это намек на то, что любая помощь более чем приветствуется). Потренироваться я решил на любимых комиксах британского художника Саймона Гейна про юного анархиста Эрни, который вместе со своим приятелем Ленни и Антиправительственной черепашкой пытаются устроить веселую жизнь ментам и фашне из национального фронта… чем это все заканчивается смотрите сами. Бонусом выкладываю интервью с Саймоном, которое я вял у него летом 2008 года — библиофилы и зин-маньяки могут найти его в тринадцатом номере ZOOMDOOM’a. С 1992 по 97-ой годы Саймон участвовал в выпуске фэн-зина ARNIE, для которого рисовал комиксы про одноимененого пресонажа. Эрни, как мульт-герой, начал свою жизнь как ни странно в тридцатилетнем возрасте. В первых пяти номерах журнала разворачивалась история о том, как он и его приятель Лен отправились в Париж для того, чтобы — ни много ни мало — убить Жана Франсуа Ле Пена — лидера французских парвых. Как бы то ни было, выполнить миссию героям не удалось — у Саймона кончились идеи, и эпопея была оборвана на середине. Вместо того, чтобы заканчивать длинный сериал, он решил переключиться на рисование маленьких историй про детские годы Эрни и его друзей. Одну из них я и предлагаю вам на пробу.
После того, как зин перестал выходить, комиксы про Эрни, а также другие истории и рисунки Саймона, имевшие отношение к панку, были изданы под одной обложкой: Я обнаружил ее у себя в почтовом ящике спустя три недели после того, как впервые написал Саймону. Помимо этого сборника он — абсолютно безвозмездно, кстати — прислал мне несколько своих поздних книжек-новелл, три архивных номера ARNIE и концертный альбом SUBHUMANS. Интервью:
В детстве мне очень нравилось рисовать, и это привело к увлечению комиксами, которые я начал делать примерно в одиннадцатилетнем возрасте. Просто для развлечения. Я редко дорисовывал их до конца, потому что сюжеты были совершенно дурацкие! Позже я нарисовал несколько смешных стрипов про Анархиста Арни, на что меня вдохновила не столько любовь к комиксам, сколько увлечение панком и политикой. Когда мой приятель Алекс увидел эти рисунки, он предложил мне сделать зин с Арни в качестве главного героя, логотипа. Вот почему зин называется так тупо! Несмотря на то, что я к тому времени уже слушал панк, только зиноделие вовлекло меня в сцену по-настоящему. У меня есть всего три старых номера «Арни». В каждом из них есть история, где они с друзьями пытаются что-то взорвать, но у них ничего не получается, и они страдают сами. Во всех этих комиксах Арни — ребенок. Но пятый номер содержит кусочек цикла «Арни в Париже», где нашим героям уже под тридцать. Расскажи, как и зачем Арни и Ленни отправились в Париж, и куда делась Черепашка? Я, можно сказать, бросил делать «Арни в Париже», у меня были кое-какие идеи на этот счет, но я не знал, как именно их воплотить. Честно говоря, учитывая мои ограниченные писательские способности, я не думаю, что смог бы закончить историю. Я начал рисовать этот комикс примерно в то время, когда французский фашист Ле Пен становился все более популярным у себя в стране. В Англии правые радикалы тоже занимали места в Парламенте, так что я выплескивал свой гнев в комиксе. Я никогда не думал о том, что произошло с Антиправительственной Черепашкой!! Я нарисовал «Юного Ани» после повзрослевшего Арни, поэтому она была только в комиксах о детских годах нашего героя. Расскажи о своем восприятии панк — сцены в те годы, когда ты делал «Арни». Что ты делал в рамках сцены? В те годы панк-сцена была очень сильна, по крайней мере, я помню ее именно такой. В Англии была куча групп, плюс масса коллективов из других стран приезжали сюда с концертами. Особенно из Скандинавии и Штатов. Во времена зиноделия, я жил в Лондоне, так что видел живьем много замечательных групп. Потом я покинул Лондон и переехал в Бас. Здесь тоже была активная сцена: Subhumans, Amebix, Disorder и Chaos UK, они все отсюда, так же как и заводы по производству сидра ; -)
В твоих комиксах очень много иронии по отношению к ситуациям и событиям, происходящим в панк-среде. Пытаясь взорвать что-либо, Арни все время взрывается сам, превращая тем самым анархический пафос в шутку и фарс. Насколько смешными (глупыми, утопичными и т.д.) казались тебе идеи и намерения анархистов и панков? Как ты относишься к реальному левому терроризму (РАФ и проч.) и есть ли в этом мире вещи, которые тебе самому хотелось бы взорвать/уничтожить? Хммм, мне кажется, я делал «Arnie» и «Right On Kids» самоироничными по нескольким причинам. Во-первых, в каждой шутке есть только доля шутки. Во-вторых, комиксы были рассчитаны на панк-аудиторию, так что я знал — «инсайдерские» шутки будут востребованы. Панк всегда отличался хорошим чувством юмора, так что я знал, что никто особо не обидится. Арни повзрослел, но не изменился, оставшись верным своим анархическим идеалам. Изменился ли ты с тех пор, как перестал делать зин? Какие вещи ты для себя переосмыслил? Считаешь ли ты себя взрослым? Мне 35, так что, наверное, придется сказать, что я взрослый. Но я этого не ощущаю. По идее, я должен быть равнодушным, но это не так, появляется все больше вещей, которые меня захватывают! Я не думаю, что сильно изменился с тех пор, как делал зин. Просто сейчас мне удается зарабатывать деньги комиксами, в этом и заключается основная перемена. Некоторые панки могут решить, что я продался, но лично я очень этому рад, поскольку такая работа позволяет мне рисовать регулярно. Если бы я мыл посуду, у меня бы не было такой возможности. Как ты переключился с зиноделия на рисование исключительно комиксов? Почему ты перестал делать «Арни»? Я имею в виду и зин, и сами комиксы с участием этого персонажа. На самом деле, я не знаю, почему мы прекратили выпускать зин. Мы никогда не говорили «Все, этот номер — последний». Просто так сложилось. Мне нравилось этим заниматься, даже скреплять зин было в кайф. Расскажи, что представляет собой сейчас панк-сцена в Англии? Изменилась ли она с тех пор, когда ты только начинал интересоваться диайвай- культурой? Панк-сцена в Англии все еще активна, но по мере того, как мэйнстрим уделяет ей все большее внимание, растет количество поп-ориентированных групп. Не знаю, сложно сказать… Сильнее всего перемены затронули зины. Они не могут конкурировать с интернетом по скорости распространения информации. К тому же сеть, становится ВСЕ БОЛЕЕ дешевым способом это сделать. Такие вот дела с зинами. Поэтому то, что вы делаете — очень важно, вы подбрасываете дрова в печь, не давая огню угаснуть. Интересна ли тебе сейчас панк/диайвай — культура, зины, музыка? Если нет, то почему, если да- то какие группы/зины/люди и т.д. тебе нравятся? Что тебе сейчас интересно из области искусства (книги, музыка, живопись), а так же в окружающем мире в целом? Да, панк и DIY- культура все еще очень сильно меня интересуют. Я постоянно слушаю панк и покупаю зины типа MRR, но, конечно же, не так часто, как если бы я продолжал выпускать свой журнал. В последнее время я ОЧЕНЬ ЧАСТО слушаю Neurosis! Я не слышал их с 1993 года, так что мне предстоит многое наверстать! И это несмотря на то, что я слушаю все разновидности панка. Что было для тебя самым интересным/важным в процессе зиноделия? Выплеск собственной творческой энергии? Или… Этих вещей слишком много, чтобы назвать все. Конечно же, общение с людьми во время каких-то событий, концертов, демонстраций и так далее; доступ к музыке и литературе, большая часть которой достается тебе бесплатно или путем обмена ; -). Плюс возможность рисовать картинки для любимых зинов, например для Profane Existence. Насколько я понял, почитав твой блог и различные пресс-релизы в интернете, ты сейчас занимаешься иллюстрацией истории, написанной Энди Уотсоном о двух девушках в Париже 50-х годов. Что для тебя интереснее — рисовать и придумывать истории самостоятельно или же иллюстрировать чужой сценарий? Этот вопрос и о твоих иллюстрациях к комиксным версиям книг Марка Твена, Конан Дойла и Стивенсона. Честно говоря, я бы с удовольствием писал бы собственные истории, если бы мог соперничать в этом плане с Энди Уотсоном. Для меня честь сотрудничать с ним. В работе над «Paris» он очень чутко прислушивался к моему мнению, спрашивал, каких персонажей и в какой обстановке мне хотелось бы нарисовать. Так что я знал, это будет здорово. Меня удивил тот факт, что я получаю больше удовольствия от рисования деталей, о которых меня не просили специально. Наверное, это происходит потому, что я с интересом берусь за все новое. Самым тяжелым была для меня непосредственная прорисовка «игры» персонажей, правильное изображение тонких, едва уловимых черт лица и тому подобных вещей.
Я люблю Париж уже многие годы. Это начало проявляться в моих комиксах, когда я почувствовал, что этот город имеет большую изобразительную, пейзажную ценность, чем привычный антураж Англии, скажем так. Таким образом, комиксы становились более экзотичными для меня, их стало приятнее рисовать. Французы лихо прославились бросанием булыжников и стульев в озверевшую полицию, так что это в каком-то смысле связывает их с панком! Сейчас я очарован Парижем, хотя и стараюсь смотреть на вещи трезво. Как-то раз мы ходили на выставку комиксов в Москве. После ее осмотра у нас сложилось впечатление, что все художники пытаются создать персонажа, героя с одной единственной целью – продать его как можно дороже, а в идеале – превратить рисунок в бренд. Ты рисуешь т.н. независимые комиксы. В чем заключается для тебя разница между независимым искусством и комиксами о микки маусе и супергероях? Какие темы и вопросы должно, с твоей точки зрения, поднимать независимое искусство? Я понимаю, о чем ты говоришь. Когда персонаж создается с целью сделать из него продукт или бренд, можно назвать такой проект цинизмом и фальшью. Что касается супергероев, то я любил их в детстве, но сейчас я особо ими не интересуюсь. Независимые комиксы подразумевают бОльшую свободу, поскольку значение имеет авторский взгляд на мир, его стиль и честность. А не деньги. Расскажи о проектах, над которыми ты работаешь сейчас Сейчас я вношу последние штрихи в Paris book collection и рисую новый комикс для Vertigo. Если хочешь, добавь что-нибудь напоследок… P.S. Три номера ARNIE и комикс Саймона под названием SAP можно скачать на дай-зине: Посмотреть, чем художник занимается сейчас, можно в его блоге: |