В воскресенье 27 апреля в Москве выступит интересная белорусская группа «Петля Пристрастия». В преддверии концерта Sadwave поговорили с музыкантами о влиянии политического режима на творчество, алкоголе и, конечно, хардкоре.
Беседовал: Александр Бессмысленный — В последнее время в России рамки дозволенного постепенно сужаются. Все чаще ловишь себя на мысли: гайки рано или поздно начнут закручиваться вокруг тех, кто делает независимую музыку. Поэтому хотелось бы порасспросить немного о белорусском опыте, который в смысле контроля над музыкальной культурой пожестче российского. Насколько «Петля Пристрастия» чувствует давление «сверху» и как его обходит? Илья Черепко-Самохвалов (вокал): Никакого особенного давления сверху наш коллектив никогда не ощущал. Вероятно, это связано с тем, что мы всегда находились в состоянии активного неучастия в мероприятиях, каким-то образом связанных с политикой. Мы не любим, когда машут флагами и пытаются склонить тебя на чью-либо сторону, а твое выступление выглядит символическим жестом единения с какой-либо из сторон. Как правило, карательные меры со стороны государства применяются по отношению к группам, выступившим не на том митинге, либо спевшим нечто такое, в чем идеологи на местах узрели прямой выпад против существующего режима. Чаще всего это касается музыкантов, которые поют на белорусском. Они наиболее политически и граждански активны в своем творчестве ,остальные чувствуют себя более-менее сносно. Но нет никаких гарантий того, что в один прекрасный день «Петлю Пристрастия» не обвинят в пропаганде асоциального и нездорового образа жизни и не запретят концерты. Иван Селищев (гитара): Для меня эта тема перешла в разряд страшилки, которой пугают музыкантов: «Переедешь в Беларусь, вот там не будет тебе свободы самовыражения». Отвечу за себя — давления, в частности на «Петлю Пристрастия», я не ощущаю. Может у других музыкантов и есть подобные проблемы, но я с ними пока не сталкивался. — А как насчет хардкор-групп, в которых играют некоторые музыканты «Петли Пристрастия»? У них тоже не было проблем с властями? Иван Селищев: В хардкор-команде играю только я (группа Ивана называется Fuck It All – прим. Sadwave) и мой ответ аналогичный. — То есть получается, что несмотря на образ тотального белорусского контроля, власти ни разу не срывали хардкор-гигов на твоей памяти? Не приходили менты? Иван Селищев: Конечно, срывали, и менты приходили, но это нормальная практика во всех странах мира. Практически во всех. Знаешь, это естественные атрибуты субкультуры . — Выходит, что на самом деле в Беларуси у музыкантов полная свобода? Иван Селищев: Разумеется, у нас периодически случаются запреты концертов, вот недавно запретили играть группе Marduk (блэк-метал из Швеции – прим. Sadwave). Но маразм и долбоебизм явления интернациональные. В целом, в клетке мы себя не ощущаем. — Я просто к чему клоню, сейчас в России принимают закон о культуре. Вероятно, в нем будет прописано наказание для тех, кто занимается «нетрадиционной» культурой и продвигает «нетрадиционные» ценности. В Беларуси есть какой-то аналог такого закона? И действует ли он? Иван Селищев: Нет, такого закона у нас нет. Есть разного рода бюрократические заморочки вроде получения «гастрольного удостоверения» в отделе по культуре. По факту это разрешение на проведение концерта в Беларуси, которое получает юридическое или физическое лицо. Если у тебя нет проблем с документами, которые нужно для этого предоставить, то получить такую бумажку плевое дело. Иногда, конечно, бывают сложности — например, представители власти могут почитать тексты твоих песен и отправить на экспертизу (какой возрастной ценз поставить), но на моей практике это было всего один раз. Естественно, панки, которые играют по гаражам или совсем маленьким клубам, забивают болт на эти удостоверения. — А чтобы ездить с гастролями за границу нужны какие-то бумажки? Иван Селищев: Нет, никаких разрешений на выезд из страны белорусские группы получать не должны. Этого еще не хватало. — Говорят, что в агрессивной среде легче творить — сопротивление больше, все это как-то веселее. Какую роль в Беларуси играет этот фактор сопротивления? Илья Черепко-Самохвалов: Честно говоря, не знаю, в какой среде творить легче, не с чем сравнивать. В свободных условиях заниматься музыкой я не пробовал, но в более свободных странах, в Англии, например, результаты этого самого творчества в разы качественнее, разнообразнее и многочисленней, чем в Республике Беларусь. Так что если принцип «чем хуже — тем лучше» и работает, то только на территории бывшего Советского Союза. Ну, а в целом, да, весело. Иногда просто обхохочешься. — Есть ощущение динамики? Со временем тяжелее или легче «бороться с системой» — если, конечно, вы с ней боретесь? Илья Черепко-Самохвалов: Динамики чего? Если динамики развития так называемой музыкальной культуры, то да, есть динамика, и положительная: в Беларуси много молодых и не очень молодых музыкантов. Уровень мастерства и понимания того, что нужно делать, растет, инструменты есть. Мест, где можно выступить, не очень много, но они все-таки существуют (правда, я обрисовываю ситуацию в Минске, но основная часть процесса тут и происходит). В гости к белорусам из-за рубежа теперь приезжают вполне себе топовые группы, а еще лет шесть назад к нам наведывались только живые мертвецы хард-рока доисторического периода. По поводу «системы»: гайки завинчиваются, мозги форматируются, народ обманут, но рад своей полудохлой синице в руках. Все почти как у вас. Как с этим бороться эффективно? Не знаю. Предлагаю неучастие и саботаж. — Как вы считаете, у кого из панк-хардкор тусовки есть динамика в музыкальном плане? Иван Селищев: В хардкоре в последнее время не появилось ничего такого, что бы зацепило лично меня. Из панк-рока очень доставила группа «Тлушч» — ироничные тексты, бодрый музон и поют на белорусском языке, за что им отдельный плюс в карму! Из более «прогрессивных» стилей — молодые ребята The Burner играют что-то вроде Norma Jean, на днях выпустили отличный альбом. Есть еще толковые постметалисты Challenger Deep, тоже недавно альбом презентовали. — Последний альбом «Петли Пристрастия» «Фобос» по сути как раз посвящен размышлениям о способах уйти от давления окружающей среды. Один из ответов на него заключается, кажется, в бухашке, потому что алкоголь делает некрасивую женщину хотя бы немного симпатичнее. Бывает ли у вас так же с музыкой? Какую музыку вы не можете слушать трезвыми? Илья Черепко-Самохвалов: Исключительно собственную. — Какие еще объекты окружающей действительности, на ваш взгляд, становятся приемлемыми, если достаточно выпить? Илья Черепко-Самохвалов: Да все те же, которые и без алкоголя видятся таковыми. Просто с алкоголем они становятся милыми и удивительными! Иван Селищев: Несмотря на присутствие алкогольных тем в нашем творчестве мы на стакане не сидим. Пьем только по праздникам и редким выходным.
— Илья, как ты преодолеваешь желание слиться с серой повседневностью, которая затягивает стольких людей вокруг? Есть какой-нибудь личный рецепт? Илья Черепко-Самохвалов: У меня такого желания нет и никогда не было. Просто так получилось, что я никогда не работал в режиме пятидневки, «с 9 до 5». Я много пил, куролесил, женился по любви, занимался, по большому счету, тем, что мне нравилось, часто пребывал в разъездах. Правда, порой меня все равно накрывает ядовитыми и глубокими ощущениями подавленности, безысходности, паранойи и одиночества, но, полагаю, это результат причастности к коллективному бессознательному белорусского народа. — Говоря о коллективном бессознательном, как в Беларуси смотрят на происходящее сейчас в Украине? Насколько вам близка, к примеру, позиция Сергея Михалка из «Ляписа Трубецкого», который поддерживает украинскую революцию? Или это только пиар и коммерция? Иван Селищев: Честно говоря, я уже не знаю, как ко всему этому относиться. Информации очень много и отделить зерна от плевел получается все сложнее. С одной стороны, я очень рад, что Янукович получил пинка под зад, с другой — к власти теперь лезут такие же Януковичи, и есть стойкое ощущение, что людей опять наебали. — По факту, ситуация в Украине — это как раз про то же, про что ваш альбом «Фобос». Про попытку вырваться из серого говна. Так вот, какое теперь ощущение — надо уходить в эскапизм или, наоборот, долбить реальность? Иван Селищев: От общества и реальности никуда не убежишь. Главное — это жить самому и не мешать жить другим. Как говорил Винни-Пух: «Нужно делать так, как нужно. А как не нужно, делать не нужно!». «Петля Пристрастия» выступят в воскресенье 27 апреля в московском клубе «Театр». |
Отзывов (5)