Тольяттинский меломан Андрей Романов посвятил свою жизнь коллекционированию компакт-дисков. Сейчас у него дома хранятся более 10 000 CD. Наш региональный корреспондент Виктор Фейсбук расспросил Андрея о его любви к музыке и круглым блестящим предметам. Беседовал: Виктор Фейсбук Что правда, то правда — компакт-диски сейчас не в цене. Большинство уважающих себя меломанов предпочитают умиляться «теплому» звучанию и богатому оформлению виниловых пластинок. Остальные качают из Интернета гигабайты музыки и тоже вполне себе счастливы. Тем не менее, существуют люди, которые не желают прогибаться под современные тенденции. Андрей Романов — известный человек в тольяттинском андеграунде. Организатор концертов и меломан со стажем, он обладает самой большой коллекцией компакт-дисков в городе. Андрей рассказал Sadwave о том, почему он не готов променять альбом ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ на компакт-диск Майкла Джиры и тонкостях общения с музыкальными дистрибьюторами и коллекционерами. Когда я написал тебе письмо с предложением дать интервью, ты заскромничал, мол, «неинтересно». Тем не менее, находясь у тебя в гостях, мне всегда было очень интересно узнавать от тебя о новых для меня группах и слушать истории о том, как и у кого ты приобретал новые записи для своей коллекции. Представься, расскажи немного о себе. Откуда у тебя появилось желание коллекционировать? Почему ты так самокритичен к своему хобби? Что я могу рассказать о себе… Вырос в семье советских инженеров, мама и папа работали на ВАЗе, в доме было полно книг (мама собирала) и винила (папа собирал). Так что мое будущее было предопределено. Сколько себя помню, я все время что-то собирал: марки, вкладыши, баночки, значки, монеты, кассеты, ну и наконец до компактов дошло дело. Остальные хобби как-то отвалились со временем, они не получали развития, а музыка меня захватила с головой, достаточно рано (лет в 10, наверное, хотя может это и не рано, не знаю…). Так что стремление что-то собирать, а также любовь и интерес к музыке сошлись вместе и до сих пор не расходятся, хотя уже лет 20 прошло с тех пор. А дальше все пошло-поехало, сначала я слушал The Beatles, потом какую-то тогдашнюю попсу (2 Unlimited, Dr.Alban, что-то еще), потом вместе с папой мы зависли на блюзе (преимущественно на черном, хотя белый тоже был, просто черный как-то аутентичнее звучал…). Ну, а потом (лет в 14) мне стало интересно, что поют на русском языке, о чем говорят одноклассники, и я переключился на русский репертуар, да так в нем и остался. Начал с достаточно доступных и понятных вещей (ДДТ, Чиж, ну и постепенно углубился). Тогда еще не было Интернета, многие вещи были недоступны. Или, скажем так, слабо доступны. Однако я обладал какой-то наглостью что ли… Списывался с музыкантами, выпрашивал, покупал у них их записи. Мне всегда все это было интересно, интересно и теперь. И постепенно появлялись какие-то редкие записи, всяческий нойз, авангард и прочее. С хорошими людьми познакомился здесь, в Тольятти, они открыли для меня много нового. Один из таких людей — Михаил Лезин, гитарист нашей регги-группы Учитель Ботаники, автор множества проектов, художник, фотограф. Ну, и просто интересный человек. А насчет самокритичности к своему хобби — это потому что я понимаю, что мне порой это хобби мешает в жизни, я постоянно занят какими-то делами, связанными с музыкой, со своим хобби. Или какими-то смежными делами: цифрую записи, нахожу тех, кто это делает, снимаю концерты на видео, обрабатываю эти концерты выкладываю эти концерты, меняюсь компакт-дисками с другими такими же коллекционерами-собирателями, покупаю новые компакт-диски, просматриваю прайсы дистрибьюторов компакт-дисков, думаю, где мне взять деньги на покупку новых компакт-дисков) Получается такой замкнутый круг дел и мыслей, находясь в котором порой очень устаешь. И появляется самокритичность и самоирония. Сколько CD насчитывает твоя коллекция на сегодняшний момент? Как все это умещается в квартире? Насколько я помню, кроме стеллажей у тебя всегда стояли огромные коробки с неразобранными заказами, так что реальные размеры твоей коллекции для меня остаются загадкой. Я примерно 3 года не обновлял список своей коллекции, не делал инвентаризацию так сказать, так что точно я не помню, сколько чего у меня. Могу предположить, что примерно у меня 10 тысяч альбомов на дисках. И еще какое-то совсем не посчитанное количество альбомов в электронном виде на двд-болванках и жестких дисках.Сейчас это все более-менее удобно расположено, я сделал стеллажи во всю длину стены своей комнаты, туда почти все влезло. Что не влезло туда — влезло на аналогичные стеллажи соседней комнаты.) Стоит отметить, что стеллажи очень удобная штука, занимают очень мало места, все на виду, все в прямом доступе. Так что куча коробок в прошлом) Почему основное внимание ты уделяешь именно российскому андеграунду? Как это вяжется с тем, что в твоей коллекции соседствуют группы степного ростовского нойз-рока с западной «интеллигентной и независимой» электроникой. Так повелось, что мне вообще интереснее наша музыка, я считаю, что она ближе к тому, что творится здесь, в моей стране, в моем мире. Меня не очень заботят мысли о т.н. «вторичности» нашей музыки, любое искусство несет в себе элементы того, что было раньше. А время рассудит, кто «развивал тему», а кто тупо копировал с западных образцов. И у меня в коллекции есть не только нойз-рок с эмбиентом, но и поп-рок формата «Нашего Радио») И то, и другое, и третье, и четвертое, и пятое мне симпатично и интересно. Хотя стоит отметить, что все же различные андеграундные проявления мне ближе. К мейнстриму я отношусь прохладно и почти не слушаю его сейчас.И еще есть момент какой-то личной вовлеченности в нашу музыку. Меня безумно греет факт моего знакомства и теплых приятельских отношений с Жекой Корнеем (земля ему пухом), и как я могу не любить альбомы группы Соломенные Еноты, где он принимал участие? И где не принимал тоже. Вряд ли я сдружусь с Майклом Джирой, вряд ли я буду пить водку с Ником Кейвом, вряд ли это произойдет. Эти ребята очень круты, но моя песочница мне ближе, потому что она моя, потому что в ней прошла большая и важная часть моей жизни. Вот один из ответов на вопрос, почему я интересуюсь и собираю именно нашу музыку. Западная тоже хороша, порой, безумно хороша, но желания приложить какие-то усилия, чтобы заиметь альбом зарубежного исполнителя на физическом носителе у меня не возникает. А альбомы русских групп меня очень интересуют. С какими лейблами/магазинами ты чаще всего сотрудничаешь? Кто твои основные поставщики? Ну, все зависит от стиля. В первую очередь, это интернет-магазин «Выргород», который как раз ориентирован на российский андеграунд. Этот интернет-магазин представляет в Сети несколько самых важных для меня издательских лейблов (лейблы «Выргород», «Отделение Выход», «Геометрия», «SoLyd Records», «Ur-Realist» и др.). Но я сотрудничаю не только с ними, сейчас я приобретаю большую партию изданий у независимого лейбла «R.A.I.G.», ориентированного на русский и не только авант-рок, нойз-рок, стоунер и всякий другой шугейз. Все лейблы я, наверное, не вспомню, но важнейший для меня – это «Выргород». Какую роль в коллекционерском деле играет личный контакт с продавцом? Или все происходит сугубо по капиталистической, «магазинной» схеме? Если учесть количество покупаемых тобой дисков, предоставляют ли дистрибьюторы тебе какие-нибудь бонусы или скидки? В твоем вопросе уже содержится ответ) Личный контакт с продавцом ОЧЕНЬ важен, я терпеть не могу заказывать просто по формам, по страницам для заказа, я всегда пишу: «Пришлите мне прайс в Экселе, я сделаю выбор и задам наводящие вопросы». Сейчас, когда издание CD находится кризисе, когда «большие дяди» ушли из этого бизнеса, в деле остались только фанатики, только люди эрудированные и очень увлеченные. С ними безумно интересно общаться. Ну, и скидки/бонусы тоже действуют. Я всегда стараюсь брать диски в максимальном количестве, тем самым снижая стоимость пересылки на каждый диск. И продавцы почти всегда идут навстречу, делают скидки, делают какие-то подарки. Но я никогда не выкручиваю им руки, не канючу «Скиньте мне еще 10%, ну, пожалуйста!». Как происходит выбор позиций для заказа? Берешь все, что под руку попадется, или тщательно выискиваешь редкие релизы переиздания? У тебя дома очень много музыкальной литературы, ее ты тоже коллекционируешь? Честно говорю, мне интересно почти все, даже то, что брать не стоит. Поэтому я беру «все, что под руку попадется», и порой бывает, что какие-то редкие вещи взять не успеваю, или на них тупо не хватает денег. Знаю, что это неправильно, что так нехорошо, но ничего не могу с собой поделать. Такая вот коллекционерская натура. Все надеюсь в горе шлака найти жемчужину. И ведь нахожу иногда!Рок-литературу тоже стараюсь подбирать, стараюсь покупать. Порой очень интересно почитать сенсационные подробности из жизни любимых музыкантов. Или просто историю создания/записи какого-то альбома. Начинаешь как-то глубже воспринимать этот альбом… Часто ли для заказа каких-либо редкостей и красот ты пишешь не лейблу, а непосредственно музыкантам? Если да, то с кем из них было приятнее всего общаться? Кого больше в российской музыке: скряг или альтруистов? Знаешь, есть и те, и другие. Помню, композитор Антон Батагов вообще в подарок мне прислал несколько своих дисков, очень круто изданных. И наотрез отказался брать с меня какие-то деньги. А композитор очень крутой, до сих пор его таковым считаю. Кстати, не он один такой щедрый. Совсем недавно мне также даром пришло несколько дисков от отличного фолк-панк (причем фолк в смысле блатняк) коллектива «Голос Омерики». Тоже прислали даром, тоже отказались от денег.Есть и скряги, но я не собираюсь их никак осуждать за это. Люди живут только музыкой, порой впроголодь, так что нет ничего странного в том, что он не хочет продавать свои диски по 100 рублей и продает их по 500. Это его право. Существует ли какой-то релиз, за которым ты долго охотишься и никак не можешь найти? Да, безусловно, есть. Так получилось, что раньше меня почти не заботило качество издания альбома (пиратский компакт или фирменный, упрощенное издание или подарочное). Денег было мало, хотелось многого, Интернета не было, и я покупал то, что было доступно. Сравнительно недавно, 2-3 года назад, я осознал, что круто было бы иметь альбомы в подарочных изданиях, но все тиражи распроданы, а с рук эти издания стоят сумасшедших денег, которые я не в состоянии заплатить. Ну, или в состоянии, но немного: 1-2 диска в месяц. Самое разыскиваемое издание для меня — это компакт Егора и Опизденевших «Прыг-Скок. Детские песенки» (первое издание от BSA Rec, производства Германии). Так сложилось, что у меня достаточно полная подборка изданий Обороны и Егора, а этого диска сурово не хватает) Так что уважаемые читатели, если таковые будут, выйдите на связь, если такой диск у вас обнаружится). (Читатели будут, а вот диск не обещаем – прим.). Можешь вспомнить какую-нибудь интересную историю, связанную с поиском и получением записей? Ты же общаешься с огромным количеством дистрибьюторов и музыкантов. Я не могу сейчас вспомнить ничего такого интересного. Точнее какого-то отдельного интересного события. В общем, могу сказать, что коллекционеры (CD, винил) — все немного сумасшедшие люди, замкнутые только на своем хобби. Я стараюсь сам не быть таким, быть более простым, более открытым, надеюсь, у меня получается. Очень важно настроиться на одну волну с коллекционером, только тогда можно как-то общаться с ним. Становишься неплохим психологом) Еще стоит отметить тот факт, что я не богат и не могу вкладывать в покупку дисков большие средства. У меня есть знакомые, для которых купить диск за 1000-3000 рублей — это нормально и обычно. Я не располагаю такими средствами, стараюсь обходиться какими-то обменами, на что-то поменяться, какие-то еще варианты искать.Часто общаясь с музыкантами, я убедился, что сами они не хранят у себя никаких изданий, часто просто забывают про них. Вот общение с музыкантами всегда очень бодрит, всегда очень приятно и интересно. Это один из главных плюсов в коллекционерской деятельности.Вообще, поиск нужных компактов в чем-то можно сравнить с охотой. Со стороны охота выглядит скучно: охотник ходит, проверяет приманки, долго и нудно ищет следы, выслеживает зверя. Но когда ты внутри этого, это очень захватывает, очень интересно. Обходишь места, где что-то может появиться, ищешь что-то и иногда находишь. Почему ты собираешь именно CD, а не, скажем, модный сегодня винил? Не планируешь ли ты переходить на пластинки в связи с тем, что этот формат сейчас снова набирает обороты в России? Знаешь, мне страшно переходить на винил) Новый альбом на виниле сейчас стоит от 500 рублей (очень редко), до 1500-2000 рублей. И это только один альбом. Я приобретаю что-то важное и нужное на виниле, но сравнительно немного и только самое важное для меня. По винилу полно своих маньяков, мне хватит и компактов) Конечно, визуально винил гораздо круче компактов. Большие развороты, гейтфолды (конверт на 2 пластинки), целые полотна можно создавать. Но удобства меньше, страха испортить винил (особенно, если диск стоит 2000 рублей) гораздо больше. Мне и компактов хватит. Может у винила и лучше звук, но мне хватит и компакта. Личный вопрос: осенью ты сообщил мне, что женился (прими мои искренние поздравления еще раз). Как жена относится к твоему хобби? Не возникает ли разногласий на этой почве? Спасибо за поздравления. С женой стараюсь находить общий язык. У нее свои увлечения: лепка из полимерной глины, рисование, малые художественные формы. Как-то сосуществуем с нашими хобби в одной квартире. Расскажи о своей молодости в Тольятти. Прошла ли она под знаком «рок»? Во-первых, я и сейчас не считаю себя старым, до сих пор считаю себя молодым) Возможно, я заблуждаюсь, но мне приятно так думать. Самый мой «рок» начался очень поздно. Да, я все детство слушал записи, но в основном дома. Гулять, тусоваться, ездить на концерты в другие города и страны я начал достаточно поздно. Года в 23-24. Было весело, было разное. Менты, пограничники, гопники, концерты, девушки, конечно же. Все это сливается в единую форму под названием «жизнь». Ты был на десятках концертов. Расскажи о самых запомнившихся. Очень интересно твое мнение о казахстанском панк-фестивале «Суховей». Мне повезло побывать, наверное, даже на сотнях концертов, не считал. Самые запомнившиеся — это концерты тех исполнителей, которые живут рядом, за которыми есть возможность наблюдать. Видеть и провальные, и отличные выступления. Для меня в первую очередь это Максим Котомцев (группа Хуго-Уго, Тольятти) и Женя Корней (Актюбинск-Москва-Тольятти). Я был на очень многих их концертах и видел разное, именно там я понял, что такое рок-н-ролл, и как им надо жить. Помню, Макс стоит спиной к зрителям на сцене в клубе (а сцена находится на небольшом возвышении от пола), играет на гитаре. Делает по сцене небольшие шаги туда-сюда. И тут оступается, потому как спиной к краю сцены стоит, начинает падать со сцены. И хоть бы он руки убрал с грифа, нет, так и играл! Зрители его поймали на руки, не дали упасть, втолкнули обратно на сцену. Этот эпизод я запомнил надолго. Про Корнея тоже много чего интересного могу вспомнить… К сожалению, ни того, ни другого уже нет в живых. Максим Котомцев погиб в августе 2007-го, Корней — в августе 2011-го года. Фестиваль «Суховей», безусловно, очень яркое событие, это такой праздник независимой музыки, который музыканты города Актюбинска делали сами для себя. И для зрителей, конечно же. Сейчас этот фестиваль — уже история, он просуществовал 8 лет, я был на последних трех фестах. Очень ярко все было. Саня Чернецкий (группа Разные Люди), Ермен Анти, Вова Белканов, Джек, Бранимир и многие другие. Но что конкретно рассказать о нем — не знаю, это уже часть моей жизни, я не умею рассказывать свою жизнь. По крайней мере так, чтобы это было интересно. Замечательный гостеприимный город Актюбинск, казахские менты, которых понагнали в огромном количестве на 6-й «Суховей», я не видел такого количества ментов в одном месте ни разу. Сейчас Ермен Анти (лидер группы Адаптация, главный организатор «Суховеев») делает новый, зимний фестиваль «Индикатор». А «Суховей» был летним фестивалем. Поведай о своем букинг-агентстве. Кого привозил? Чьи квартирники устраивал? Какая публика на них обычно приходит? Ну, словосочетание «букинг-агентство» точно не про меня) У нас все так… несерьезно было. Было много знакомых музыкантов, творчество которых мы любили, концертов здесь они почти не играли. Была квартира, в которой можно было проводить концерты. Вот мы и проводили их, начали в 2008 году, за полгода около десятка квартирников сделали. Потом темп снизился, сейчас, можно сказать, почти заморозили свою организационную деятельность. Мы проводили квартирники в основном исполнителей из так называемой «актюбинской» тусовки. Ермен Анти (Адаптация), Николай Вдовиченко (Западный Фронт), Корней, Стас Ткачев (Крестовый Поход Детей). А также привозили порой музыкантов так называемого «сибирского панка»: Черного Лукича, Олега «Манагера» Судакова. Замечательный автор из Волгограда Бранимир к нам приезжал. С ним я связываю будущее нашего рок-андеграунда, очень яркий автор.Порой собирали по 50 человек на квартирнике, это очень много, люди чуть ли не на потолке висели. Было очень весело. Стоит отметить, что все собранные деньги мы отдавали музыкантам, сами на этом не зарабатывали и цель такую не ставили.Последнее на сегодняшний день яркое событие — это фестиваль памяти Корнея в Самаре и Тольятти. 8 приглашенных музыкантов, четырехчасовая программа. Было это все в начале декабря, вроде бы хорошо прошло. Семье Корнея помогли, они остались благодарны. Ну и помянули талантливого автора, как смогли. Я часто видел тебя с видеокамерой на концертах. Можно ли считать операторскую работу твоим новым увлечением? Где можно посмотреть видео, которое ты снимаешь? Мою операторскую работу нельзя считать новым увлечением, это было, скажем так, продолжение моей коллекционерской деятельности. Я давно уже мучился от мысли, что вот, играются замечательные концерты, а все это никак не фиксируется, потом же забудется все! Останутся только воспоминания зрителей… Ну и приобрел себе камеру, чтобы снимать концерты. Одно время снимал очень интенсивно, сейчас немного надоело уже. Сделал для себя вывод: снимать надо то, что изменяется у тебя на глазах, то, что нельзя не снять. Вот именно с таким чувством я снимал концерты своих любимых тольяттинских групп Хуго-Уго и Учитель Ботаники, снимал концерты Корнея. Сейчас Корнея нет в живых, группа Хуго-Уго тоже не существует из-за смерти Макса Котомцева. Учитель Ботаники практически прекратили играть концерты. Так что лично для меня смысла что-то снимать сейчас почти не осталось. беседовал Виктор ФЕЙСБУК |
Отзывов (16)