Премьера на Sadwave: Niggers «Насвай»
3 октября 2018

Представляем новый EP «Насвай» сибирской панк-группы Niggers, которые вместе с томичами Hexe выступят 5 октября в московском баре «Свобода». Вокалист обеих групп Андрей Кравцов рассказал Sadwave о неоднозначном названии Niggers, насвае, языковом барьере и ситуаций в нынешнем сибирском панке

Беседовал: Антон Образина

Новосибирские нойз-рокеры Niggers выпустили EP «Насвай». Грязнейшие приблюзованные гитары, песни о старости, монотонная ритмика и переосмысление  Big Black – такое не могло пройти мимо нас. Музыканты находятся в большом туре по России совместно с томичами Hexe, которые тоже недавно выпустили запись в несколько ностальгическом духе, аля Hüsker Dü и Dinosaur Jr. 

Почему на новом EP первым номером идет кавер на Big Black? Довольно неочевидный ход.

Андрей Кравцов (бас, вокал): Потому что этот кавер получился круче многих наших песен, ха-ха. Как я уже сказал, Big Black — моя любимейшая группа, и этим кавером я очень горжусь.

На обложке – персонаж из Миядзаки (в «Унесенных призраками» был такой дед, в общем, очень клевый  или это просто угарный панк-паук?

Не, обложку рисовал Илья Саботаж, и этот мультик он не видел. Говорит, что паучьи ноги пририсовал в последний момент.

Я правильно понимаю, что «Насвай» и предыдущий сингл «Disbeliever/Spiced Out» – это записи с одной сессии, просто над ними работали разные люди? Почему их разделили?

Все верно. Сингл сводил Артем Лобынцев. Свел он на самом деле хорошо, но такой вариант сканал бы не для всех песен. Остальной материал мы пытались свести с Андреем Летчиком. В итоге мы окончательно убедились, что большинство песен нужно переписать, выбрали самые удачные версиию. Так вместо альбома появилась ипишка «Насвай».

Не могу не спросить про название Niggers. Вокруг него были споры еще в 2011-м – 2012-м годах, мол, так себя могут называть только афроамериканцы, а со стороны всех остальных это будет расизмом. Сейчас с вас спрашивают за название? Что сами в него вкладываете?

Да, говорят срача было много, хотя сам я участвовал только в парочке: была утомительная переписка с Девидом из «Айбат Халляр», и ещё к нам приезжал американский бард Франц Николай, которого я вписывал и вез в Томск на тачке. После концерта один чувак сказал: «Let’s talk about Niggers», и Франц просто остолбенел, ха-ха. Потом был долгий диалог, в итоге он вроде как согласился с моими доводами. Потом в своем отчете для журнала Vice он посвятил пребыванию в Томске и этому эпизоду добрую половину текста в котором вырвал из контекста и переврал все, что ему говорил. Ну приезжай ещё, усатый! Ещё был нервный америкашка Грэг Бэнник, который ездил по России со своей дурацкой лекцией. Он вписывался у Кости из «They Live! Records», а когда узнал, что Костя издает нас, был в бешенстве («И я вписывался у этого чувака? Пил из его кружки?»). Ха-ха, это я уже фантазирую).

Короче, как появилось это название:

Мой друг Ваня Ребров (играет в группе «Кожаный мотор», The Warp и иногда подыгрывает на саксе в Niggers) как-то получил спам рекламу с текстом «niggers rape horse» и пошутил, что это отличное название для группы. Я поугарал и занес в свой список «названия для группы» (да, у меня есть такой список).

Когда появился этот проект (изначально рабочее название было Gorgeous Nerds), я подумал, что можно сократить до Niggers, и это будет просто бомба!

Короткое, хлесткое, в традиции «мы изгои, но гордимся этим» название (типа Dicks, Queers, но еще более жесткое). Я, конечно, подумал: «Так, а как люди будут реагировать на это название?». И вот к чему пришел: почему-то можно назвать группу Queers и успешно продаваться и турить по всему миру, но стоит назваться Niggers — и это уже перебор. Не находишь, что тут пованивает двойными стандартами? Может нужно все-таки бороться с явлениями, а не со словами? Крутость этого названия в том, что оно поднимает неудобные темы и заставляет задаваться вопросами. Может все-таки в этом смысл играть панк-рок?

Не думаю, что кто-то всерьез считает нас расистами (бля, какая расистская группа назовет себя «ниггеры»?). Скорее, люди думает, что это такая несмешная быдло-шутка. Юмор у нас и правда своеобразный, но в этом случае я и не думал шутить. Если кто-то все-таки так думает — это не моя проблема.

Обычно люди ничего не спрашивают, а просто делают свои выводы и хуесосят нас за глаза.

В Сибири у нас кстати никогда не было проблем с этим названием, так как все знают, что мы за люди. Только один чувак сказал мне, что «Niggers — это худшее, что появлялось в Новосибирске». Скорее всего, я просто его заебал и это было последней каплей, ха-ха.

Еще немного про актуальность. И в Niggers, и в Hexe ты поешь на английском. Не возникало желания перейти на русский, чтобы слушатели могли оценить не только эмоции, но и слог? Тем более, что у тебя полно отсылок к российской действительности (например, песня «Spiced Out» про спайсы, название нового EP – «Насвай», и так далее).

Ой, я бы очень хотел удивить всех своим поэтическим дарованием, но что-то пока не выходит, ха-ха. Есть пара текстов на русском, за которые мне не стыдно, но они пока никуда не легли. В этом вся проблема русского языка — получается громоздкая, не укладывающаяся в размер хуйня. Английский же, напротив, очень пластичный язык и прекрасно ложится на музыку. Опять же, какая удачная маскировка! Хуевый текст на русском страшно режет уши, а на английском — полный порядок, ха-ха. Короче говоря, мне так проще. Если у меня выйдет написать хороший текст на русском и подогнать его на свою музыку, то ништяк! Установки писать только на английском у меня нет.

С другой стороны, мода на русский язык мне кажется сомнительной.

Многие группы перешли на русский, но прям крутых текстов пока никто не написал. Просто факт того, что группа запела на русском не делает ее априори лучше. Тут нужно постараться. Есть примеры хорошей лирики в современном русскоязычном панке («Панк-фракция Красных бригад«, у «Особых условий» была неплохая лирика), но эти группы и так всегда пели на русском.

«Spiced Out» — это история из жизни. Как-то раз мы отмечали день рождения подруги в лесу. Ребята нашли пакетик с остатками спайса и решили выкурить. Одного моего друга сильно взяло, и кто-то даже предлагал вызвать скорую. Когда он пришел в себя, то выдал монолог, который и стал текстом песни.

Про «Насвай» такая история: сторож на нашей репбазе по прозвищу Коля Узбек как-то зашел к нам и попросил сигарету, добавив, что насвай привезут только завтра. Мы долго обсасывали эту шутку. В итоге я подумал, что это самое лучшее название для этой ипишки, и в полной мере отражает её звук и общее ощущение от прослушивания.

Боюсь, что в плане музыкальных ориентиров мы до тошноты американизированные персонажи (хотя я давно уже не грежу об Америке и вообще ебал), но от российской действительности никуда не деться. В детстве мои одноклассники бегали на рынок за насваем. Я тоже пару раз закидывался, что греха таить.

Эстетических ограничений у меня, наверное, нет. Есть проблемы с владением русским поэтическим слогом.

Вы играете не меньше семи лет – для панк-группы более чем внушительный срок. Как не устать на таких дистанциях?

В конце 2012 года я переехал в Томск, и следующие два года мы вообще не играли. Затем мы как-то собрались выпить и решили попробовать как-то возродить группу. В итоге мы стали сочинять песни дистанционно и репетировать в моменты, когда я приезжаю в Новосибирск. Так группа существует последние годы. Я думаю, в туре наверстаем усталость, ха-ха.

<

Каково играть в двух бандах в разных городах? Кто где больше сочиняет? Как вообще процессы строятся в Niggers и в Hexe?

Мне нравится! Смена места, людей — все это как-то освежает. Бывают заебы из-за невозможности уделить всем проектам равное внимание, но пока справляемся. Плюс есть возможность выбрать, в какую группу лучше закинуть ту или иную песню. Правда, уже нарисовались песни, которые не канают ни в ту, ни в другую. Походу нужна третья, ха-ха.

В Hexe я основной композитор. Как правило, песня попадает на репу с уже готовым текстом, партиями гитары и баса, а такж  скелетом ударных. Дальше уже ребята смотрят что к чему, что нравится или не нравится. Макс (ударные) очень круто улавливает ритм, который я задумывал, развивает его, делая в сто раз интереснее.

В Niggers более коллективное сочинительство, но основной композитор все-таки Степа. Как правило он сочиняет пару-тройку риффов, записывает короткие скетчи, а финальную добивку оставляет на мое усмотрение. И тут по-разному: песня может остаться в первозданном виде или измениться до неузнаваемости. Мне очень нравится подход этого парня. Он не держиться за свои риффы, как за мать родную, и с ним легко договориться. Еще мне очень нравится, как он играет на гитаре: такой панк-блюз-грязно-хэндриксовский стиль. И выходит у него все это очень лайтово. Я так не умею. Ещё в некоторых песнях у него нет установленных партий, и результат может быть непредсказуемым — от полного провала до просто шикарный партий, которые он не факт, что воспроизведет впоследствии, ха-ха.

Расскажи про сцену двух городов. Где круче?

Возможно прозвучит пафосно, но за десять лет бесперебойной деятельности Томск по праву заслужил звание панк-столицы Сибири: есть кому делать концерты, играть на них, ставить аппарат, делать звук, афиши. Концерты проходят регулярно и появилось много молодых ребят, которые взяли на себя основную инициативу. К приезжим группам относятся с большим радушием. Не припомню, чтобы кому-то отказали с концертом или не выполнили условия.  Сложно зарекаться, что я буду здесь всегда, но сейчас мне нравится жить в Томске и делать свою тему здесь.

Что касается других городов, то, к примеру, Новосибирск с середины нулевых переживает короткие всплески активности и затем продолжительное затишье, хотя последний концерт Hexe прошел очень удачно. Барнаул сильно притух из-за оттока людей в Питер, но какие-то редкие шевеления наблюдаются. Зимой мы ездили в Бийск и были очень приятно удивлены таким теплым приемом. Город очень маленький (200 тысяч человек), не избалован вниманием, и для этих людей ты действительно несешь что-то новое и важное.

В 2011-м — 2012-м годах вы гоняли в тур, и мы лабали с вами вместе. Как все прошло тогда, и чего вы ждете от тура сейчас?

Ооо, садитесь поудобнее! Сейчас будет охуенная история! Это был наверное самый запоминающийся концерт Niggers. Состав был заявлен многообещающий: Cretin Boys, Паша Мятный, Jars, «Да, смерть!» и Niggers. Начиналось все как обычно. Помещение оказалось средним руки баром. Чекаться мы не стали (кажется, в этом туре мы не чекали звук ни разу). Ожидая начала, мы пили пиво в и без того холодном зале. Потом в какой-то момент, к обоюдному недоумению, в зале появилась балерина Анастасия Волочкова в огромной шубе и с генералом под мышкой. Как выяснилось, в VIP-зале, который находился через стену от нашего довольно маргинального концерта, должен был проходить день рождения какой-то важной персоны. Московская буржуазия оказалась близка к народу как никогда. Помню, что во время выступления Паши к нему подошел квадратный мужчина в дорогом костюму и сказал что-то типа: «Не играй пять минут, щас тосты скажут».

Стоит упомянуть клубного звукача. В начале вечера это был презентабельного вида господин в белой рубашке. К моменту нашего выступления он просто пропал. Звук стали настраивать все кому ни лень из зала, что совсем не помогало. Играли мы отвратительно, но много шутили и дразнились  и все-таки как-то развесили народ. В середине сета звукач-таки появился в зале, но уже вдрызг пьяный, голый по пояс и в шапке красноармейца. Делать звук он уже не хотел. Хотел он только беситься перед сценой. Следующими играли на тот момент еще малоизвестные и пьяные в хлам Jars. Играл в тему, кажется, только ударник. На тот момент я еще не слышал их первый EP и терялся в догадках, типа, может, так и задумано. Последними играли такие же малоизвестные на тот момент «Да, смерть!». Это выступление произвело на меня сильное впечатление. Макс выглядел тогда довольно диковато и походил на офисного клерка, который только что расстрелял своих коллег из дробовика. С первых минут публика стала раздавать ему затрещины (иногда довольно жестко). Тогда же произошла знаменитая сцена с разбиванием айфона: «Тут кто-то потерял айфон…ба-бах…ему пиздец!». Что же до тусовки Волочковой, то думаю вечер был непоправимо испорчен. Просто охуенное шоу! (Подробнее об этом концерте читайте в заключительной части книги «Формейшен»; фотография с него запечатлена на обложке первого альбома «Да, смерти!» — прим. Sadwave).

От текущего тура ждем того же: новых знакомств, впечатлений и отличных концертов.  

Концерт Niggers и Hexe в Москве состоится 5 октября в баре «Свобода», а в Петербурге – 6 октября в Fish Fabrique Nouvelle.

Добавить комментарий