Продолжаем руководствоваться принципом о том, что лучшую музыку проще всего найти через друзей и знакомых. Наши приятели-журналисты, музыканты и авторы телеграм-каналов рассказывают о главных, на их взгляд, панк-пластинках 2018 года. Тексты: Кристина Сарханянц, Дмитрий Куркин, Константин Культов, Ильгар, Берлинская Мразь, Александр Бессмысленный, Константин Корепанов, Вова Седых, Александр Романовский, Антон Образина, Константин Поздняков, Илья Алексеев. Кристина Сарханянц («Чушь в массы!») Экс-фронтмен нью-йоркских ска-панк-групп The Arrogant Sons of Bitches и Bomb the Music Industry! Джефф Розенсток с 2012 года в одиночку бороздит просторы музыкального океана, и “POST-” — уже третий его сольный полноформатник. Это в первую очередь политическое высказывание — все песни тут написаны под впечатлением от результатов президентских выборов в США 2016 года, когда в Овальный кабинет пришел Дональд Трамп. Как точно подметил журналист Дэвид Энтони в своей рецензии на “POST-” для сайта A.V. Club, это альбом, с беспокойством описывающий то, как теряешь надежду, себя и тех, кто находится вокруг. Как и предыдущие работы Розенстока «We Cool?» (2015) и «Worry.» (2016), “POST-” спродюсировал небезызвестный меломанам звукорежиссер, основатель студии Atomic Garden Джек Ширли (альбомы “Sunbather” (2013) и “Ordinary Corrupt Human Love” (2018) группы Deafheaven, “Rheia” (2016) бельгийцев Oathbreaker и “Burnt Sugar” (2018) талантливых молодых панков Gauge Away, о которых пойдет речь чуть ниже, вышли именно с продакшном Ширли). Хорошо, когда лучшие альбомы года выходят в первые же его дни. Вот Джефф Розенсток выложил “POST-” на bandcamp’е 1 января 2018-го, а лондонское отребье shame свои “songs of praise” — 12-го числа. Послушал — и год свободен! Простые как два рубля, бодрые, резкие песни, животная ярость и свойственный лишь тем, кому точно нечего терять, задор — shame пошли ва-банк, на дебютном альбоме вывалив на слушателя всё, что было в загашнике. И сорвали куш — оказалось, что именно такого, рвущего, ревущего, дышащего тестороном панка слушателю как раз и не хватало. Parquet Courts — «Wide Awake!» И обещанная талантливая молодежь из Флориды. Gouge Away — это Кристина Мишель (вокал), Мик Форд (гитара), Тайлер Форсайт (бас) и Томми Кантуэлл (барабаны). Музыканты выросли на Unwound, The Jesus Lizard и Fugazi, в 2014-м начали играть сами, в 2016-м выпустили дебютник “Dies”, и их, безусловно, сырые, но полные ярости и знакомой сверстникам боли песни заметил Джереми Болм из Touché Amoré, который и привел команду на лейбл Deathwish Inc. “Burnt Sugar”, спродюсированный Болмом и сведенный уже упоминавшимся Джеком Ширли, вывел Gouge Away на новый уровень: в январе 2019-го группа будет самостоятельно кататься в основном по Калифорнии, в феврале поедет в большой тур по Штатам с Russian Circles, а там и до зарубежных гастролей рукой подать! Дмитрий Куркин (Wonderzine) IDLES — «Joy as an Act of Resistance» Берлинская Мразь (52hz whale is not lonely anymore) Уже почти 20-летнюю историю самобытного флагмана норвежского арт-нойз-рока достаточно сложно сжато описать в нескольких предложениях. А единственная неизменная творческая движущая сила коллектива Кьетил Нернс часто повторяет в интервью, что даже он с трудом может описать словами, о чем конкретно поет. Тем не менее, каждый релиз постоянно меняющего свой состав и звучание коллектива — заметное событие для всех ценителей жанра. Возможно, это связано с необычной техникой вокала Кьетила (к счастью, сохранившегося после перенесенного рака гортани) или с присущей скандинавам самобытности и нежеланию следовать общемировым трендам в жанре, а может быть, все дело в широком диапазоне интерпретаций музыки коллектива, размышлять над которыми музыканты щедро позволяют слушателям. На «Who Do You Love» собрался, возможно, самый сильный состав гостевых исполнителей в истории Arabrot — здесь и Алекс Макарт из GNOD, и Эндрю Лилес (Current 93, Nurse Your Wound), и много менее знаменитых скандинавских экспериментаторов. Самая личная и спокойная запись Нернса, традиционно пронизанная эротизмом, религией и экзистенциальной философией, кажется, наконец-то может быть полностью понятна простому слушателю — это почти часовое посвящение отцовству автора, семье и любви во всех ее смыслах, включая потусторонние. Это батярок здорового человека (ну или нездорового, с какой стороны посмотреть). К 2018 году грайндкор, некогда самая прямолинейная и агрессивная критика общества угнетения и вообще всего плохого, кажется, неожиданно для самого себя, превратился в одно из самых прогрессивных и экспериментальных направлений в экстремальной музыке. Сегодня в этом жанре творят и сумасшедшие джазовые экспериментаторы Igorrr и Hyper Anal Hydrogen, и окончательно перехватившие флаг протеста у панков едкие критики политики США Anal Trump со своими трехсекундными песнями. Мастодонты же современной американской грайнд-сцены из Pig Destroyer продолжают гнуть свою линию — это несколько осовремененный электронными вставками классический грайндкор, широкими мазками рисующий картину постапокалиптического угнетенного общества. По мнению музыкантов, к Апокалипсису нас приведет отнюдь не новая холодная война или экологический катаклизм, а капитализм и маскулинность. Самый агрессивный экскурс этого года на темную сторону мужской психики — Pigdestroyer сравнивают глоток спермы с разрядом свинцовой дроби в лицо и поют про армию мертвых полицейских, марширующих по горе из гниющей плоти. Разве вы хотите такое пропустить? Rendez Vous — «Superior State» Группа молодых гопников из спальных районов Парижа собирается и записывает лучший постпанк-альбом 2018 года. В меру электронный и танцевальный, по-хорошему гоповатый, агрессивный и напористый «Superior State» — очень уверенная заявка о себе и своих перспективах. Если и не собирать стадионы, то как минимум забраться на вершину колдвейв-сцены музыканты Rendez Vous однозначно готовы. В этом году группа успела сыграть пару концертов в российских столицах, напоминало это бешеный индустриальный рейв. Кофта Godflesh на одном из вокалистов смотрелась очень в тему. Думаю, под ней еще была футболочка Eyehategod. «Superior State» кажется слишком взрослым и продуманным материалом для настолько юной группы — очень агрессивный манифест недовольной бедной молодежи, который мог бы быть как саундтреком для протестов французских желтых жилетов, так и звучать на дискотеках в местных клубах. Тот случай, когда талантливая комбинация уже известных и всем знакомых жанровых элементов может привести к рождению очень свежего и уверенного материала. Антон Образина (Jars, «Образина слушает») Корабельные Сосны – «Страх Никогда Не Вернуться Домой» ч. 1 и 2 В этом году вышло немало хорошего эмо: релизы выпустили петербургские «Невидимый робот» и «Забыл повзрослеть», московский «Ботанический сад», екатеринбургский «Пекинский велосипед» и еще миллион групп с похожими названиями. Даже московский «Источник» можно отнести сюда же, хотя многие, скорее, видят их заменой распавшемуся «Пасошу». Впрочем, последних тоже называли эмо-панком. Во всем этом милом изобилии легко было пропустить «Страх никогда не вернуться домой» – двойной альбом «иркутского музыканта в изгнании» Игоря Ваймана, который пишет песни под псевдонимом «Корабельные сосны». Между тем, никто ничего сравнимого по масштабу задумки в этом году не выпускал. Во-первых, это двойной альбом. Невиданная дичь для довольно маленькой российской эмо-сцены. Во-вторых, от релиза неотделимы тур через половину России и зин, который вышел по итогам всего предприятия. В случае с какой-нибудь большой группой это все выглядело бы, как попытка срубить побольше денег на концертах и продать побольше мерча. Но здесь речь, скорее, о полноценном художественном перформансе, высказывании о возвращении домой (тур закончился как раз в Иркутске), невозможном без собственно физического возвращения. Об этом Игорь сам рассказывает в последней песне. Это сухое описание плана на ближайшее будущее – один из самых сильных моментов на альбоме. Нечто подобное можно наблюдать на «Twin Fantasy» у Car Seat Headrest, но там был, скорее, спич о принятии себя. Без самокопания не обходится и у «Корабельных сосен». Возвращение домой здесь подразумевает и возвращение к себе. Музыкально «Корабельные сосны» тоже сильно выделяются на фоне коллег по сцене. Одна из частей «Страха никогда не вернуться домой» – электронно-шумовая, не без влияния Xiu Xiu и прочих странных. В песенной части альбома тоже хватает находок – взять один только печальный акустический перебор под бластбит в «Треугольнике с глазом» или массу клавишных и духовых в финальной «Каждый год – свет в августе». Это сложная и продуманная работа, которую обычно сочиняют как раз в одиночестве, потому что нет ограничений, которые накладывает необходимость объясняться с коллегами по группе. Единственным минусом альбома можно назвать тексты – здесь хватает и наивности, и неуместного, но привычного для 2018 года неймдроппинга. Впрочем, все это можно простить, потому что альбомы «Корабельных сосен» получились на редкость цельными и самобытными. 2018-й можно смело назвать годом победившего постпанка, причем с акцентом на слово «панк». Стоило только умереть Марку Э. Смиту, как последователи The Fall разной степени злости и саркастичности вылезли абсолютно повсюду. Новый альбом Idles разве что по «России-24» не крутили, а прямой бит и характерное настроение слышны даже у Daughters, которые в прошлом (и в анонсах российских концертов) относились, скорее, к грайнду и маткору. Альбом «Street Worms» шведов Viagra Boys собрал все, что мы любили в этом году. Сердитая и усталая танцевальная музыка. Как если бы Pissed Jeans вдохновлялись не медленным и грязным хардкор-панком, а всякими Happy Mondays и прочим мэдчестером. Впрочем, главное здесь – не инструменталы, а сопровождающие все это телеги вокалиста Себастьяна Мерфи о том, как упарываться с утра и не отвечать на звонки, о подвальных тусовках в латексе, червях, которые съедят тебя и меня, и прочих занятных вещах. Viagra Boys выглядят полной сволочью на фоне до занудства правильных Idles, которые в глазах некоторых уже переходят в разряд панка для офисных работников. Pissed Jeans тоже стоят на довольно приятных и, в общем, конвенциональных позициях. Шведов хочется записать в этакие спасители панка в смысле невменоза и асоциальности. В интервью, впрочем, они это впечатление быстро разносят: как и Idles, говорят об угрозах, связанных с усилением правых настроений в Европе и вреде токсичной маскулинности, называют хип-хоп современным панком и рассказывают трогательную историю о том, как встретились в караоке. Короче, не выходит очередного Джи Джи Аллина, но, возможно, это и хорошо. Константин Поздняков (Underdog) Канадское трио очищает панк-рок от ненужной шелухи, которой на жанре скопилось предостаточно, и заставляет труп трепыхаться, подобно телесам Фрэнка Коттона. На этом альбоме всё как надо: яростные короткие песни, рок-н-ролльная основа, никакого сраного метала или остопиздевших воплей и завываний, а также скоростные 4/4. За ликбез спасибо журналу Canadian Punk Scene, именно в последнем номере CPS я прочёл вью с музыкантами Sore Points и, узрев фото, сразу заинтересовался чуваками. Оказалось – не зря! Такого количества прослушиваний на репите со мной не случалось с лета 1995-го года, когда мне в руки попала кассета с дебютником Ramones (притом, что Sore Points ничего общего с творчеством братьев Рамоунов не имеют). Александр Бессмысленный Otoboke Beaver — «Okoshiyasu!! Otoboke Beaver (Remastered 2018)» + «anata watashi daita ato yome no meshi» Надо взять электробритву, 2-3 куклы Барби, сыворотку из медвежьих надпочечников, вагон жвачки, а также блестящие и видавшие виды анальные шарики. Размельчить, расплавить и вколоть себе в сердце. Ну или послушать релизы 2018 года от японских панк-рокерш Otoboke Beaver. Эффект будет один и тот же (скорее всего). Речь идет о короткой EP «anata watashi daita ato yome no meshi» и пересобранном полноценном альбоме «Okoshiyasu!!» двухлетней давности. Квартет из Киото вобрал в себя столько японской странности, что иногда кажется, это уже пародия. Четыре девушки в классических коктейльных платьях 1960-х годов с макияжем и маникюром разбивают слушателя на маленькие и очень симпатичные кирпичики. Визжат как кошки, попавшие под асфальтоукладчик, плюются странными ритмичными кричалками и рубят хирургически точную, заряженную подростковой энергией музыку. Под эту смесь панка, нойза и авангарда хочется бешено хохотать, вырывать зубы и делать что-то противоестественное с огромным плюшевым медведем. Александр Романовский («Говна пирога») 13 песен, каждая из которых могла бы послужить украшением любой части сборника Back from the grave или выйти редкой семидюймовкой на Moxie records — приблизительно таково краткое описание последней сольной работы Марка Султана, несокрушимого супергероя гаражной сцены последних трех десятилетий. Как у любого супергероя, у Марка Султана есть уникальная способность, абсолютная вневременность. В данном случае эффект от «Let me out» сравним с запечатанной для потомков капсулой, которая не только хранит послание эпохи с непередаваемым флёром, почерком, запахом бумаги, цветом чернил, но и сама по себе ценнейший реликт. Именно эта реликтовость и отличает Султана от миллиарда групп и исполнителей, маркирующих себя наклейкой garage-psych sound. Честно и без какого-либо лукавства Султан выдает на гора альбом, который может составить конкуренцию Роки Эриксону, Скай Сэксону или даже The Lollipop Shoppe. Треть гаражного панка, треть здорового хиппизма и треть психоделии — идеальная формула. От чистого сердца и, чего уж там, пытливого ума. Reverend Beatman and the New Waves — «Blues Trash» Совершенно безумная своей хирургической точностью и какой-то маниакальной выверенностью работа Преподобного Битмена, пожалуй, не нуждающегося в особом представлении. Вообще, все сольные работы Преподобного — это редкий и долгожданный праздник для ценителей и почитателей — неважно, идёт ли речь о семидюймовках с перепевками Бликсы Баргельда, полновесных пластинках гаражников The Monsters или же песнях на стихи пациентов швейцарской психиатрической лечебницы. В случае с «Blues Trash» Битмен переплюнул сам себя. Ему удалось собрать идеальный состав музыкантов — от ветеранов независимой сцены Швейцарии из Miracle Workers, Dead Brothers, The Get Lost и The Jackets до совершенно одержимого гения-аккордеониста Mario Batcovic. Этот оркестр, ехидно скрывающийся под вывеской The New Waves, создает абсолютно нечеловеческий музыкальный поток, где демонический госпел «Then we all gonna die» сменяется каноническим комиксовым блюзом про Белого Волка; нежнейший дуэт с Николь Гарсией уступает место эротическому признанию «You are on top baby», а оно, в свою очередь, неожиданно выливается в совершенно первертивную дискотеку «Lookin’ right through» с финальным многоголосием «Lass uns liebe machen». Идеальный саундтрек ко всему происходившему в уходящем году. Вова Седых («Он юн») Црвених Цветова — «Три Песни О Детстве» Пока зарубежные издания вяло спорят о том, кому быть последним феноменом в постпанке, в России это почетное звание следовало бы отдать группе «Црвених Цветова». И этот феномен заключается в их редком по нынешним временам умении не скупиться на эмоции — будто ребята опоздали на убогую эмо-революцию’07, но от того стали лишь злее и умнее беззаботной, в большинстве своем, тогдашней молодежи. Сейчас, в попытке описать услышанное, я испытываю непреодолимое желание подавить разум и все рациональное в себе, после чего отдаться исключительно каким-то вскрикам и эпитетам, поскольку все у «Црвених Цветова» острое, как нож: лирика, проникая через самые мягкие точки, моментально оказывается в голове, а музыка почти физически терзает то мелодичностью, то страстью и вонзается куда-то под ребра. А их фиток на равных с последним русским поэтом Лехой Никоновым само по себе примечательное явление: черт побери, когда в последний раз вы слышали такое? Константин Культов («лессехøр») EXEC — «Ahead of Two Thoughts» Sleep — «The Sciences» Константин Корепанов (Underdog) The Interrupters — «Fight the Good Fight» Я, пожалуй, самый попсовый и самый неподкованный в музыке «андердог». Поэтому, в первую очередь, оцениваю энергетику треков. И здесь — вы, я думаю, согласитесь со мной, — ее сполна. Включаю «Прерывателей» утром в душе и выключаю, только заходя в офис редакции. А синкопа продолжает постукивать в висках еще добрую половину дня. Третий студийник группы безусловно можно назвать лучшим и знаковым. Недаром западные коллеги в один голос заговорили о новом ревайвле ска. Ритмичные двенадцать треков чуть замедляются на «Leap of Faith», но и эта слегка меланхоличная баллада, если так можно сказать, все равно тянет в танец. Веселья пластинке добавляют и несколько поп-панковских мотивов. На «Gave You Everything» Эйми показывает блестящие возможности своего вокала, а на «Outrage» музыканты демонстрируют ту плотность исполнения и музыкальности, на которую стали способны, благодаря, думаю, вмешательству «грэмминосца» Тима Армастронга. Эта та пластинка, которая в середине года взяла и сделала его действительно лучше. Илья Алексеев («Анкылым«) Чумахо Дрю — «Мёртвая птичка в небе» Панк Фракция Красных Бригад — «Депривация адресата, ч.2. Семантическое насыщение» Поспишь Потом — «Не приходить в себя» Благо — Mini-album 1018 Ильгар (Partybreaker, Harvest Booking) Jesus Piece — «Only Self» Year of the Knife — «First State Aggression» Candy — «Good to Feel» American Nightmare — «American Nightmare» Morning Again – «Survival Instinct» Turbonegro – «RockNRoll Machine» Nothing – «Dance on the Blacktop» Soft Kill – «Savior» Vein – «Errorzone» Resurgam – Split w/ Consensus Vital Force – «Fetus of Mankind» Volan – «Тень» WLVS – «Дотла: Часть II» Бакурли – «Дискомфорт» Джуна – «Высший Пилотаж» Не хочется верить, что это последняя запись группы, первый альбом которой я слушал в самый сложный период жизни (и даже думал сделать татуировку со строчками из одной песни). После выхода «Necropolis» пришлось посмотреть правде в лицо – The Occult это уже давно не «Disembodied». Будучи поклонником старых The Occult, я могу со всей уверенностью сказать, что группа образца 2018 года звучит очень оторвано и убедительно. Мощнейшие прокачки, вокал, ушедший в гроул, дэт-метал-риффаки и отвинченные соло вместе с остросоциальной лирикой сформировали ядовитый коктейль, идеально подходящий для очень агрессивного моша. Надеюсь, однажды ребята будут готовы снова выйти на сцену. Bad Voice – «Музыка Для Драки» Группа Bad Voice с простыми и злободневными панк-боевиками умело балансирует между дворовыми понятиями, характерными для российских хардкор-групп нулевых, и отличным вкусом. Песни о серости будней, футбике и проходах в ноги впервые не кажутся пошлыми – чувство юмора, самоирония и искренность Bad Voice покоряют. Sierpien – «Реновация» |