7 июля на фестивале «Боль» выступят ирландские постпанки Fontaines D.C., ставшие для нас одним из главных музыкальных открытий этого года. Мы поговорили с барабанщиком группы Томом Коллом об ирландской музыке, культуре и о том, можно ли заработать много денег, будучи всемирно известной группой. Беседовал: Александр Токарев Почти весь этот год вы в туре. Как ощущения? Тяжело столько времени проводить в одной компании? Том Колл (барабанщик Fontaines D.C.): Да в целом всё круто. Бывает, конечно, непросто, все учимся уживаться с друг другом, уважать личное пространство и так далее. Получается вроде бы неплохо. Ну ещё очень устали, это есть, но в целом мы наслаждаемся жизнью. NME недавно писал, что благодаря Fontaines D.C., The Murder Capital и Just Mustard Ирландия сейчас является мировой столицей панк-рока. Чувствуете себя на передовой? Не, я с таким утверждением не согласился бы, не думаю, что сейчас в мире вообще есть некая «столица панка». Мне кажется, такие времена прошли. И я бы не сказал, что Ирландия хоть каким-то боком является столицей панка. Но что действительно здорово в последнее время — в мире стали обращать внимание на то, что происходит в ирландской музыке. Нас довольно долго игнорировали, я имею в виду не фолк, там всегда всё было в порядке, а именно современные группы. Здесь всегда было множество команд, которые играют потрясающую музыку, выпускают альбомы, но за пределами Ирландии до них никому нет дела. Люди просто внезапно осознали, что есть музыка, которую они долгое время игнорировали. Но они не шарят, что эта музыка существует уже давно, поэтому происходящее в Ирландии подаётся как какой-то взрыв или типа того. Но в целом мне нравится, что так происходит, потому что это значит, что в наши дни не обязательно быть в центре Лондона, или частью какой-нибудь сцены Бристоля, чтобы о тебе услышали. Но, опять же, я бы ни в коем случае не назвал бы Ирландию столицей панка. Как минимум, по той причине, что ни одна из групп, о которых написал NME, не играет панк (смеется). С другой стороны, по всему миру есть куча групп, которые играют «ирландский» панк-рок, со всякими банджо, волынками и прочими народными инструментами. При этом большинство из них не из Ирландии. Как думаешь, почему? Не хочу никого обидеть, но думаю, эти группы представляют слишком поверхностный взгляд на ирландскую культуру. Просто берут какой-то один её аспект и кладут под увеличительное стекло. В итоге получается такой карикатурный образ, а наша культура на самом деле гораздо шире. Я не фанат такой музыки. И у меня ощущение, что такое происходит постоянно, культуру показывают только с визуальной точки зрения, так проще продавать. Например, когда идёшь по Дублину, вокруг куча магазинов с сувенирами для туристов типа «Carrols». Они продают такой, своего рода, карикатурный образ Ирландии. И люди покупают. Музыканты, о которых ты говоришь, делают нечто похожее. Представь, что будет, если, к примеру, от испанской культуры оставить только фламенко и цветастые юбки. Поэтому мы стараемся писать музыку, которая не определялась бы в первую очередь тем, что мы ирландцы. При этом ваш альбом «Dogrel» получился, кажется, гораздо более ирландским по настроению, чем всяческий кельтик-панк. Не знаю, может быть. Мы ведь демонстрируем только свой взгляд на то, что происходит вокруг. И мы не хотим вводить никого в заблуждение и утверждать, что он единственно правильный. Например, из России какие-то вещи могут смотреться иначе, чем отсюда. Не думаю, что можно составить представление об Ирландии и ее культуре, только лишь послушав нашу музыку, потому что мы пишем исключительно про наше окружение. Если ты напишешь книгу про какой-нибудь небольшой городок, знание о ней не будет исчерпываться одной лишь темой произведения. Главное, как написана эта книга. Так и мы не хотим привязывать свою музыку к месту проживания. Зимой вы выпустили клип на песню «Big». Давно не помню, чтобы видео и песня так круто сочетались. Кто этот молодой человек из клипа? Это сосед нашего вокалиста Гриана, они знают друг друга всю жизнь. Он настолько смешной и харизматичный пацан, что когда мы его увидели, нам особо и придумывать ничего не пришлось, идея клипа родилась сама собой. Эта песня, как собственно и весь альбом, открываются строчкой, в которой Дублин назван «беременным городом с католическими мозгами». Со стороны Ирландия выглядит именно такой, но в последнее время как будто что-то начало меняться, к примеру, у вас отменили запрет на аборты. Есть ощущение, что начались перемены к лучшему? Думаю, да, возможно наконец-то пришло время, когда мы сможем оставить позади этот католический менталитет. Есть ощущение, что у ребят помоложе, с которыми я общаюсь, мировоззрение не будет основано на католических ценностях. Ну и круто, что правительство в кои-то веки прислушалось к мнению людей по поводу этих запретов. Думаю, осталось лишь небольшое количество стариков, которые до сих пор разделяют экстремально консервативные взгляды, в целом они уходят в прошлое, и это офигенно. И началось всё с разговоров на улице, о том, что нужны перемены, и правительство к ним прислушалось. Думаю, нам невероятно повезло. Возможно, мы могли бы стать для других европейских стран примером того, что перемены возможны. В вашей песне «Chequeless reckless» есть такая строчка: «Харизма — это изысканная манипуляция, а деньги — это песочница души». Вы весьма харизматичная группа, а с таким вниманием прессы и успехом дебютного альбома есть риск, что вы скоро заработаете кучу денег. Как планируете справляться с этим? Ну по поводу харизмы важно понимать, что с помощью неё можно довольно легко манипулировать людьми, так что не стоит злоупотреблять. Мы все знаем кучу примеров в истории когда это до добра не доводило. Вообще же «Chequeless requeless» не то, чтобы отражает точку зрения Гриэна или кого-то из группы. Если я правильно понимаю, она поётся от лица человека, который выражает все эти радикальные идеи, но сам им не соответствует. Что касается нас, мы пишем музыку и играем концерты, потому что нам это нравится. Мы никогда не рассчитывали заработать этим много денег. Да мы и не зарабатываем много денег, потому что музыкальная индустрия это довольно тяжёлая штука. Сегодня, чтобы заработать хоть что-то нужно проделать кучу работы. То, что у нас тур на весь год не означает, что кто-то из нас хоть как-то богат. Надеюсь конечно что когда-нибудь наше финансовое положение станет более комфортным, чем сейчас, но это не самоцель. Но вообще было бы смешно, если бы мы стали реально большой группой, все бы были в курсе, что у нас до фига денег и кто-то обратил бы внимание, что мы заработали кучу денег харизмой, что абсолютно противоречит тому, что мы пели. Было бы уморительно (смеется). Fontaines D.C. выступят 6 июля в Питере на фестивале «Стереолето» и 7 июля в Москве на фестивале «Боль». |
Том Колл (Fontaines D.C.): «То, что мы турим весь год, не делает нас богачами»
29 июня 2019