Что слушать: Dead Cells, Mamaleek, The Chats и другие альбомы 2020 года
31 декабря 2020

Публикуем первый блок из 18 рецензий на альбомы 2020 года, на которые стоит обратить внимание. В подборке почти исключительно панк-релизы, о другой музыке напишут и без нас.

Подготовили: Александр Токарев, Владимир Наумов, Соня Поплыли, Анна Шварц, Маша Ложкина, Борис Сорокин, Дима Михеев, Левацкая Мразь, Антон Образина, Вова Седых, Павел Терентьев, Ильгар, Вадим Гуров, Александр Red Head, Илья Зинин


Dead Cells «I»

Как звучит

Канадцы Dead Cells играют тревожный гот-панк, в котором явно не обошлось без влияния ранних Christian Death. При этом условного «панка» на дебютном альбоме «Клеток» все-таки больше, чем условной «готики», так что влияние это проявляется скорее в том, как отчаянно грустно звучит группа — благодаря пронзительному вокалу фронтмена команды Митча Шумана в записи так и прорывается тотальная безнадега.

Чем цепляет

Dead Cells — одни из самых ярких резидентов нашего любимого ванкуверского лейбла Neon Taste Records. Коллектив продолжает традицию меланхоличного панк-рока, которым славится север Америки, а за счет цепляющих мелодий и запоминающегося голоса (да, я опять про него, очень уж запал) лидера группы «Клетки» не теряются на фоне коллег по жанру. Вторая половина «I» представляет собой не что иное, как пересведенную демку 2018 года, – но вряд ли найдутся те, кто расстроился из-за такого решения. Учитывая, что о Dead Cells известны лишь небольшой горстке посвященных.

Александр Токарев


Fontaines D.C. «A Hero’s Death»

Как звучит

В прошлом году мы гадали, как замечательный дублинский коллектив Fontaines D.C. будет справляться с последствиями своего стремительного успеха. Судя по тому, что музыканты не шибко рады, когда критики говорят о них как о «надежде ирландского рока», борьба со звездной болезнью идет вполне успешно.

На втором альбоме, получившем недвусмысленное название «A Hero’s Death», от задора Fontaines D.C. образца 2019 года практически ничего не осталось; на удивление лаконичные тексты — сеансы (само)гипноза от фронтмена «Фонтанов» Гриена Чаттена — сопровождаются еще более лаконичным аккомпанементом. Но звучит пластинка не менее трогательно и надрывно, чем дебютник квинтета.

Чем цепляет

Пожалуй, именно из-за высокого градуса искренности и попытки в очередной (но совсем не лишний) раз напомнить слушателю и самим себе о том, что «жизнь не всегда напрасна», а «любовь — это главное», «A Hero’s Death» и стоит слушать. Уж точно не из-за того, что «Фонтаны» якобы реанимируют постпанк-ревайвл, превратившийся, по некоторым оценкам, в «унылое шоу двойников».

Владимир Наумов


Mamaleek «Come and See»

Как звучит

Дуэт Mamaleek одним из первых на американской сцене начал переосмысливать звучание блэк-метала, но, в отличие от Liturgy или Deafheaven, избежал ярлыка «хипстер-блэк» и обвинений в недостаточной трушности. Между тем первые два релиза анонимных братьев из Сан-Франциско – возможно, самое изобретательное и положительно странное, что можно услышать в экспериментальном блэке конца нулевых.

«Но кого в 2020-м удивишь экспериментальным блэк-металом?» – поморщитесь вы и будете правы. И Mamaleek с вами согласны: в последние десять лет блэк был для коллектива жанровым маяком очень условно, а в новом лонгплее «Come & See» связь группы с блэк-металическими корнями вовсе пропадает. Перед нами нойз-рок, в котороый подсыпали блюза, джаза и чуток восточных мотивов, оставив притом злющий рычащий вокал и хаотичные взрывы ударных.

Чем цепляет

Это столкновение благозвучности с грязью, абразивной музыки с музыкой безопасной, работает на «ура». Если не понимаете, как жить эту жизнь, «Come & See» подскажет одну из возможных механик: строить – и рушить – и строить – повторять до посинения.

Соня Поплыли


«[хуяхни] ему, Донателло!» «Сутки через двое»

Как звучит

Первое, на что обращаешь внимание при прослушивании «Суток через двое», — вокал Антона Жаголкина: на этой записи Антон почти никогда не орет (а если и делает орет, то обязательно к месту), зато не стесняется петь, а чаще даже просто харизматично зачитывать монологи. У песен с альбома очень поэтичные, простые и понятные каждому тексты; некоторые фразы повторяются по нескольку раз, и это только подчеркивает их смысл.

«[хуяхни] ему, Донателло!» вышли за рамки жанра эмо, в который их записали после первого альбома. В новом релизе группы много экспериментов с электроникой и нет ни одной песни с «привычной» структурой из куплетов и припевов.

Чем цепляет

«Сутки через двое» – взвешенная, продуманная запись. В отличие от предыдущего альбома «Донателло», на этой пластинке музыканты уже не орут от боли. Группа смирилась с тем, что мир катится в тартары, – и спела о этом спокойно, без надрыва. От такой невозмутимости становится жутковато.

Анна Шварц


The Chats «High Risk Behaviour»

Как звучит

Австралийское трио The Chats обнаружило фатальный недостаток гаражного панка: жанр был изобретен не самой группой. Поэтому музыканты заявили во всеуслышание, что они создали новый стиль — шед-рок (от англ. shed — хлев, сарай, подсобка). Кроме отличий в названии и дате первого упоминания, разницы между этими музыкальными направлениями мы не нашли.

В 2017 году The Chats выпустили клип на песню «Smoko», который быстро завирусился на YouTube и помог австралийцам найти даже таких внушительных поклонников, как Игги Поп и Дэвид Грол.

Дебютный альбом команды «High Risk Behaviour» звучит так, будто нам вернули 1977-й, только сделали его более беззаботным и словно располагающим к тому, чтобы почувствовать себя безмозглым оптимистичным балбесом.

Чем цепляет

«High Risk Behaviour» не претендует на оригинальность и подкупает простотой: никаких кризисов, протеста и борьбы за социальное равенство — только бесконечная вечеринка (ладно, конечная: в альбом вошло 14 динамичных треков, длина каждого из которых составляет не более трех минут).

В своих текстах The Chats латают экзистенциальные дыры не рефлексией, а дешевой едой из паба. Альбом можно смело добавлять в новогодний плейлист, не опасаясь мрачно охуеть прямо посреди застолья.

Маша Ложкина


Moscow Death Brigade «Bad Accent Anthems»

Как звучит

На новом альбоме ветераны серклпит-хип-хопа решили вспомнить о своих хардкор-корнях и зазвучали заметно тяжелее. Если на дебютном LP треки с живыми инструментами можно было найти только в виде пары бонусов, то на «Bad Accent Anthems» песням с гитарой, басом и барабанами отвели достаточно места — чтобы во время проигрывания записи хотелось не только танцевать, но и мошиться. Правда, в случае Moscow Death Brigade слова «танец» и «мош» синонимичны.

Чем цепляет

В целом, «Bad Accent Anthems» полностью соответствует своему названию. «Московская бригада смерти» настойчиво продолжают резать слух западного слушателя речитативом на английском языке с сильным и уверенным русским акцентом (то есть тем самым bad accent). В вечном споре о том, стоит ли группам из России петь по-английски, MDB имеют все шансы отстоять свою позицию. Подход рэперов к сонграйтерству оправдывается концептуально (песни команды посвящены проблемам расизма и миграции) — и делает коллектив в своем роде уникальным.

Что же касается гимнов (anthems), то из них пластинка, собственно, и состоит: в диапазоне от протестно-площадных треков-слоганов до од пресловутому юнити. Короче, каждый обязательно найдет что-то для себя — а если не найдет, то мы пожалуемся полиции сцены.

Вообще, релиз очевидно развивает и продолжает линию предыдущего альбома группы «Boltcutter»: как в музыкальном, так и в тематическом плане. При этом, несмотря на то, что многие образы в текстах многократно повторяются — и это наверняка вызовет закономерный упрек в однообразности (вот вам и каламбур), — наблюдать за тем, с какой неугасающей фантазией Moscow Death Brigade обыгрывают панчи о болторезах и крокодилах с эмблемы команды, оказывается довольно интересно.

Борис Сорокин

«Суперкульт» «Черный свет»

Как звучит

Воронежский квинтет «Суперкульт» исполняет смесь из шумного синтвейва и фри-джаза, щедро приправленную кринжевой эстетикой из 1990-х. У коллектива нет фронтмена, а за тексты песен отвечают приглашенные вокалисты — прямо как в Резине. По этой причине композиции группы заметно отличаются друг от друга. Жанровый и стилистический разброс на альбоме велик: от угарной гоголевщины в «Вискряке» и милого синтипопа в «Ждать бесполезно» до размашистого эпоса в треке «Черный цыпленок», который просто набито метафорами и аллегориями.

Чем цепляет

«Черный свет» – тот случай, когда слушаешь произведение — и никак не можешь понять, о чем в нем идет речь. Потом в голову бьет молния озарения, и ты хлопаешь себя ладошкой по лбу, восклицая: «Как же я сразу-то не допер!» Подсказка: солнышко погасло не просто так, постарались люди.

Эта запись «Суперкульта» вызывает в теле непривычный зуд и тревогу, унять которые можно, только если поставить воду в банке перед колонками в надежде зарядить ее на излечение от всех хворей. Лайфхак! В песне «Раба божьего рвало» содержится готовый чудодейственный рецепт избавления от алкоголизма. В его эффективности мы убедились лично. Есть надежда, что и вам поможет (но это не точно).

Дима Михеев


Gulch «Impenetrable Cerebral Fortress«

Как звучит

Как все, что приходит (и даже не приходит) вам в голову при попытке представить лучшую хардкор-запись последней десятилетки. Шутку о возвращении ненависти в хардкор можно признавать отныне неактуальной — это восхитительное чувство дебютный альбом Gulch «Impenetrable Cerebral Fortress» вернул в жанр надолго.

Чем цепляет

Появившись на радарах относительно недавно — в начале 2017 года, Gulch стремительно набрали вирусную популярность. К началу 2020-го группа добилась практически культового статуса, не имея при этом ни одного полноформатного релиза за плечами. Успеху способствовали эталонные синглы и быстро распространившаяся молва о зашкаливающе драйвовых выступлениях коллектива. Для страждущих — легендарный, прорывной для группы, сет на This Is Hardcore 2019 можно посмотреть на YouTube совершенно бесплатно. В какой-то момент хайп достиг пика — мерч этих хардкорщиков из Санта Круз продавался только на ресейле у перекупщиков за баснословную тысячу долларов. 

Вышедший в разгар пандемии «Impenetrable Cerebral Fortress» полностью оправдал выданный группе кредит доверия и окончательно закрепил за ней статус одной из главных хардкор-команд современности. Заручившись поддержкой опытного продюсера и звукорежиссера Джека Ширли, ответственного за звучание Deafheaven, Gouge Away и Joyce Manor, калифорнийцы сумели записать важнейший альбом этого года. Яркий, хлесткий, очень изобретательный — и не ограничивающийся одной лишь ненавистью в предлагаемом слушателю спектре эмоций. Это определенно не революция в жанре, а скорее возвращение к корням и их переосмысление — то, чего не хватало сцене очень давно.

Левацкая Мразь


The Cell Phones «Battery Lower»

Как звучит

Чикагское трио, два пацана и дева, играют самую оголтелую поп-музыку и самый жизнеутверждающий грайнд этого года; возможно, и всех времен. Представьте фит Lightning Bolt с Бейонсе (она же именно так поет? я никогда не слушал и могу ошибаться); представьте все это с яростным феминистским посылом и чувством юмора, как у «Позоров».

Чем цепляет

Странно, что The Cell Phones еще не стали хедлайнерами вообще всех фестивалей. Ах да, пандемия, какие фестивали. Не знаю повода дождаться окончания всего этого ужаса лучше, чем возможность когда-нибудь уловить локтем в нос на сете этих ребят.  

Антон Образина


Igorrr «Spirituality and Distortion»

Как звучит

Готье Серр записал один из самых важных альбомов, подводящих итог то ли год назад ушедшему, то ли только сейчас уходящему десятилетию. Рецепт его звука — все покрошить, перемешать, приправить глитчевыми сбивками.

Чем цепляет

Современная музыка все чаще обращается к классической, не только за формальными правилами, но и за камерностью исполнения и записи. Собирая паззл из звуков модульного синтезатора, пианинной партии, сыгранной курицей, струнного квартета и не только, Igorrr не забывает о том, что это прежде всего музыка, а потом уже все остальные приколы. При этом, выложенный на ютубе дневник записи альбома чуть ли не лучше самого альбома — по крайней мере, равнозначно интересен.  

Вова Седых


Die Ärzte «Hell»

Как звучит

Первый за восемь лет альбом Die Ärzte очень хорошо отражает отношение ветеранов немецкого панка к 2020 году. Например, в треке «Plan B» Фарин Урлауб поет, что нет никакого запасного плана Б, и живет музыкант сейчас, в моменте, делая то, что ему нравится (играет панк-рок, очевидно). Завтра же наступит новый день, и никто не знает, что он нам принесет. Главный хит альбома — песня «Morgens Pauken». Главный посыл песни в том, что ты панк и вообще всё — панк (Васе Огонёчку бы понравилось, ха-ха). Музыканты повторяют эту фразу как мантру на протяжении всей песни, и ты начинаешь думать, что ведь и правда: «Ты любишь напиваться, а твое будущее — это карривурст”. В песне «Das Letzte Lied Des Sommers» («Последняя песня лета») группа поет о том, чего нам реально всем не хватает в этом году —  солнца, песка и моря. И думаем мы все об этом, пока стоим в вечных пробках после работы и с серым небом над головой. 

Чем цепляет

Альбом «Hell» получился очень бодрым и разнообразным. Здорово, что группа, которой уже 38 (!) лет, может выдавать настолько качественный и драйвовый панк-рок (мне кажется, я к своим 60 годам буду только ворчать на молодежь и требовать сделать звук потише).  

Павел Терентьев


Mall Grab & Turnstile «Share a View«

Как звучит

В начале года Turnstile, хардкор-группа, которая нравится практически всем, и Mall Grab, один из самых крутых молодых продюсеров из мира андеграундной электроники, выпустили отличный совместный миниальбом: 3 эталонных трека в стилистике от хауса до брейкбита отлично сочетаются друг с другом.

Чем цепляет

У австралийского продюсера, щеголяющего в метал-мерче, роскошный вкус – как по мне, на “Share a View” звучит лучший Turnstile из возможных.  

Ильгар


Idles «Ultra Mono»

Как звучит

На третьем альбоме Idles звучат как Idles, помноженные на Idles. Результат предсказуем — тех, кого группа слегка раздражала, «Ultra Mono» должен конкретно взбесить. Остальных, и возможно в их числе будут преданные фанаты группы, последняя на данный момент работа бристольских панков способна утомить своим раздутым эго. За него, не в последнюю очередь, отвечает лидер Idles Джо Талбот. Он тщательно заполняет все пространство записи собой, практически не оставляя места ни спонтанности, ни юмору.

Чем цепляет

«Ultra Mono» — ну очень серьезный альбом с вылизанным до блеска звуком и наполовину состоящий из незапоминающегося материала. Как ни печально, он полностью лишен какой-то приятной агрессивной придурковатости двух первых полноформатных работ Idles. Если представлять путь музыкантов как некое восхождение на Олимп (How d’you like them clichés?), то может показаться, что вместо его вершины они уперлись в потолок и бьются об него головой со всей силы, делая вид, что его нет.  

Владимир Наумов


«Тени свободы» «Время волшебных открытий«

Как звучит

С каждым годом «Тени свободы» звучат все мощнее, громче, и, в целом, актуальнее. Альбом 2020-го только подтвердил эту закономерность. Подобно своему прошлогоднему предшественнику, пластинке «Нелепость», «Время волшебных открытий» — один из лучших мелодичных панк-рок-релизов года. Это очень личное и жизненное повествование об осознанности и рефлексии.

Чем цепляет

Сюжетно пластинка открывается и завершается мощными хитами. Бодрая «Время волшебных открытий» постепенно переходит в давящий «Страх длиною в жизнь». Однако, судя по количеству прослушиваний, самым популярным треком пластинки стал «Контроль». Он точно и четко описывающий проблематику и задачи проектной работы под кодовым названием «взрослая жизнь».

Вадим Гуров

The Chisel «Deconstructive Surgery«

Как звучит

Нет, это не реюнион известной эмо группы 90-х из Вашингтона. Это настоящие лондонские лэдс! На том или ином сайте или в паблике вам наверняка встречались хэштеги под альбомами “панк, хк, oi!”, в смысле сразу три! Так вот The Chisel это идеальный представитель этого сочетания, а точнее, хорошая точка входа для тех, кто не знает, как такая смесь должна звучать. В наших краях для подобной музыки обычно используют термин “по ебалу”. Действительно, друзья, энергетики тут хоть отбавляй, как и должно быть в панке, хардкоре и oi!

Чем цепляет

The Chisel, что не удивительно, состоит из непоследних людей британской сцены, вновь подтверждая правило о том, что сделать что-то стоящее могут люди пожившие и опытные (исключения, причем очень яркие, конечно, существуют, но они только подтверждают тезис выше). Тексты музыканты пишут подстать музыке, причем умудряются делать на удивление не похабно. Когда в 2020 году песня начинается со слов о том, что Маргарет Тэтчер вообще-то мертва, но классовое угнетение не закончилось, в этом что-то есть. Очередной классный релиз из старушки Британии, которая в последние годы жирным пятном вернула себя на мировую карту панк-рока. С каждом годом все лучше и мощнее. Так держать!

Александр Red Head


FACS «Void Moments»

Как звучит

Монотонно и вязко — в мрачноватых песнях FACS напряженный постпанк соседствует с эпическими психоделичными гитарными полотнами. Ни единой лишней ноты и ни единого лишнего удара — барабанщик группы обладает удивительным даром придумывать партии, вгоняющие в состояние транса и оцепенения.

Чем цепляет

FACS — новый проект экс-участников чикагской группы Disappears, в которых, на минуточку, какое-то время играл Стив Шелли из Sonic Youth. Удивительно, насколько интересно могут перепридумать себя люди с давно сформировавшимся музыкальным бэкграундом. Гитарный психодел года.

Илья Зинин


Nothing «The Great Dismal»

Как звучит

Банда Доминика Палермо продолжает шествие к вершинам музыкального Олимпа (кажется, в этом посте уже употребляли такой штамп. Пусть будет еще!). По словам музыканта, играя в хардкор-группе Horror Show в 2002-м году, он ничего не боялся (и даже отсидел два года за попытку убийства, ткнув ножом человека во время драки). 

Не знаю, как насчет не бояться ничего в 2020-м, но в этом году Доминик точно не боялся обращаться к наследию Slowdive и My Bloody Valentine как с точки зрения звука, так и построения композиции. 

В первом же треке слышны гармонии и риффы из «Machine Gun», а в «April Ha Ha» – барабанные партии и гитарные ходы «Only Shallow» и “Come In Alone”. Делает ли это запись хуже? Нисколько.

Чем цепляет

“The Great Dismal” – хорошее переосмысление лучших шугейз-групп и альтернативного рока в целом. Как будто без суперхитов, но очень ровно.

Ильгар


Protomartyr «Ultimate Success Today»

Как звучит

Крайне вдумчивый, нервозный и герметичный постпанк с фри-джазовыми элементами и выдающимися текстами о неопределенности нашего времени. Идеальный саундтрек к ближайшему будущему, в котором кажется все будет только мрачнее.

Чем цепляет

Пятый альбом детройтских постпанков в очередной раз подтверждает, что Protomartyr только набирают обороты. Когда в очередной раз думаешь, что дальше развивать выбранный вектор уже невозможно — квартет снова находит способ приятно удивить. С добавлением в «Ultimate Success Today» фриджазовой секции Protomartyr окончательно достигли в весьма консервативном жанре уникального звучания, которое сложно с кем-то спутать. Впрочем, мастерски сыгранный и записанный альбом интересен не только, собственно, музыкой.

Вокалист Protomartyr группы Джо Кейси подтверждает звание одного из главных лириков в современной рок-музыке, рисуя в текстах мрачную дистопичную картину ближайшего будущего. Тексты Джо вполне себе работают и в отрыве от музыки; наиболее животрепещущий вопрос, который в них поднимается — это «чем это все закончится?». Утонем ли мы в волне уличного насилия, будем ли сражены очередной пандемией, вызванной прибитым к берегу новым вирусом, или просто передохнем под гнетом капитализма? Ответ, есть маза, узнаем совсем скоро!

Левацкая Мразь


Spectres «Nostalgia«

Как звучит

Канадские постпанки выдают четвертый альбом за десятилетие. Для меня до сих пор загадка, почему Spectres еще не стали поп-группой мирового масштаба, как например Interpol, а до сих пор существуют в нашем DIY-болоте. Быть может времена другие, и музыкальная повестка не та. Впрочем, смею предположить, что благодаря “Ностальгии” музыканты прорвутся дальше. С каждым альбомом группа звучит все круче и круче, оставаясь при этом в рамках изначально выбранного жанра. Да, эта запись уже менее готичная, с более заметным уклоном в нью-вейв, но тексты Spectres, напротив, стали еще мрачнее, чем на первых загробных альбомах. Вокалист Брайан тем временем берет совсем уже запредельные поп-высоты (послушайте трек «Dreams»). Панка в музыке канадцев стало меньше, а отголосков The Cure и Depeche Mode — больше, но кажется, так и должен выглядеть рост группы, подобной Spectres.

Чем цепляет

Ностальгия, наверное, одно из главных чувств, которое испытывали люди в этом непростом году. Постпанки и готы снова оказались предсказателями, потому что если поешь о чем-то мрачном рано или поздно оно случается. Но в чем плюс «Nostalgia» и постпанка в целом —  при всей безысходности музыка всегда дает толику надежды, что будет лучше, а дальше все по новой. Spectres живут по такому принципу уже 16 лет!

Александр Red Head


Подписывайтесь на Sadwave в социальных сетях:
Facebook ВКонтакте Telegram Instagram

Facebook Comments

Добавить комментарий