Премьера на Sadwave: Jars «III»
11 декабря 2020

Представляем новый альбом московских нойз-рокеров Jars — самый подходящий саундтрек к тому аду, который разворачивается вокруг нас последний год.

Текст и интервью: Александр Токарев

Нам ещё обязательно об этом скажет 31-го по телевизору папаша всенародный, но вообще же нет какой-то новости в том, что год был полное говно. Конечно, нельзя сказать, чтобы раньше всё было восхитительно, а тут наступил 20-й, и всё засрал. И мусора были, и «визионеры», которые создают прекрасное будущее, забывая платить своим работникам в настоящем, и токсичная маскулинность, куда же без неё. Просто как-то в этот раз сошлось всё — и пресловутая пандемия, и все с ней связанное, от проблем с работой до отмен концертов, и людоедство власти (и у нас и по соседству), да и куча всего ещё, каждый вспомнит что-то свое. Настроение года — хочется просто орать.

Вот Jars, собственно, и орут. Первый трек «Заебало» задает настроение всего альбома. Можно конечно придраться к тому, что тексты слишком топорные, но бывает такое, что как-то не остается сил на глубокий философский анализ окружающих проблем и хочется просто выплеснуть из себя всё, что накопилось. Заебал двадцатый? Заебал! Заебали визионеры? Заебали! Забеали мусора? Заебали! Ну и чего усложнять, надо так и говорить.

Так и говорят. Нефиговый такой терапевтический эффект, кстати, берите на вооружение — когда все достало, просто идете в лес и орете. Ну или включаете «III» и трясете головой до посинения, благо и музыка к этому располагает — кажется, что концентрация агрессивного прямолинейного панк-рока здесь наибольшая среди всех записей москвичей. Это кстати не означает, что альбом звучит однообразно, здесь нашлось место и саксофону Антона Пономарева, и фирменным замедлениям, а временами группу заносит чуть ли не в альт-рок.

Слушать Jars по-прежнему очень увлекательно, и если кто-то спросит меня, что такое сегодня сферический русскоязычный панк-рок в вакууме, то я, не задумываясь, назову этот альбом.

Мы побеседовали с вокалистом Jars Антоном Образиной о новом альбоме, стримингах и агитках. Заодно разобрались с невероятно важным вопросом, можно ли группу «Кис-Кис» считать панк-роком. Кто, если не мы.

Я сегодня открыл вью которое мы делали к альбому Jars ll, и первая фраза которую ты там произносишь  “С момента выхода предыдущего EP у нас полностью поменялся состав”. Дежа-вю такое, у вас же опять полностью поменялся состав с момента выхода предыдущего EP.

Антон Образина: Ну да. Видимо цикл жизни группы Jars это альбом и EP.

Если вспоминать моего любимого Игорьфедорыча, он каждый раз, когда его спрашивали, какой лучший состав «Гражданской Обороны», говорил: «Тот который сейчас». Вот у тебя есть какие-то такие мысли насчет твоих составов?

Ну блин, наверное, могу сказать что почти каждый лучший, ну и тот который сейчас тоже. Ну типа, в данный момент времени, я не знаю, что может быть лучше? Просто, ты собираешься с чуваками, вы как бы выжимаете какой-то максимум из того что можете в данный момент и в этой компании.

Новый альбом, звучит не то что веселее, а как будто гораздо бодрее, чем предыдущий. И знаешь, мне показалось, что вы  стали злее на нем, то есть если до этого я бы описал это как подавленное такое звучание, фрустрация, то здесь как будто именно прямо злость прет. Тебя уже все достало совсем?

Да просто если посмотреть на всю ситуацию вокруг нас, например COVID, политическая опять нестабильность, какая-то кругом непонятная хуйня — короче, фрустрация и так вокруг нас, зачем её еще играть? Хотя все равно музыка у нас, музыка и тексты на 50% от головы, а еще на 50% чисто такой эмоциональный порыв, который не особо контролируется. Ну, то есть просто не хочется быть таким зеркалом, а хочется как-то противостоять этому. Или не противостоять, а отвечать, в общем, иметь какую-то альтернативу.

Мы в прошлый раз с тобой делали интервью, когда выходил «Подлог», с тех пор прошло чуть больше года. Есть же ощущение, что нихуя не больше года прошло? Как будто, я не знаю сколько времени, лет пять прошло, ну то есть насыщенно очень…

Возможно-возможно, но с другой стороны может и насыщенно, но локдаун он наоборот всё подсократил. То есть, если в том году условно у нас было там 70 концертов с чем-то и огромный тур Москва-Лиссабон-Москва, то в этом году у нас было где-то 4 концерта и ноль туров. То есть получается, год прошел, а сделано, ну вот именно физически, вообще ничего. Только альбом.

Щас врублю, блядь, психотерапевта: что ты чувствуешь в связи с этим?

Фрустрацию. Ну, мне не нравится, я вот прямо охуеваю, как бы. Прямо, даже не то что там много концертов… А я врублю, блядь, посетителя психотерапевта (я начал, кстати, ходить в этом году на психотерапию). Что такое тур, что такое выездной концерт? Сам концерт это 40-60 минут на сцене, а все остальное — это окружающие его вещи, это общение, новые контакты с людьми или встречи со старыми друзьями, это просто сам факт дороги даже. Я просто готов уже смотреть на ютубе видосы с видеорегистраторов, чтобы смотреть как люди на машине едут.

И вот этого всего сопровождающего и на самом деле придающего сил в этом году не стало. И прямо, ну COVID огромным таким пятном на всем этом году находится, все-все изменил, нельзя вообще поехать никуда, где есть твои близкие друзья, в другие страны, я имею в виду. 

Многие говорят, что есть много позитивного в локдауне, начинаешь чем-то новым заниматься или начинаешь что-то для себя новое открывать, или общаешься с теми с кем до этого не общался. Вот, Алик Южный говорил, что он стал гораздо больше общаться с семьей, вот тоже что-то хорошее. Как у тебя это все прошло?

Первый локдаун хорошо прошел, я считаю что сейчас постепенно начинает происходить второй. Первый нормально, потому что я нашел отдушину и получается, что я просто работал удаленно, а потом в девять часов вечера у меня звонил будильник, я выходил брал 2-3 пива и где-то до часу ночи я садился с гитарой и компом и записывал, сочинял темы, наверное половина из них попала в новый альбом, ну и старые песни тоже переписывал. Помогло еще на студии работать, уже все с весны было понятно, сколько, каких технически, и где партий должно быть записано, и все это уже давно сделано.

Ты говоришь, ты переписывал старые песни, ты их планируешь перезаписывать?

Не-не-не, то есть, на альбоме есть песня «Мне нужны враги», она ж уже в двух лайвах из Вильнюса есть, давно ее играем, ну вот это я имею ввиду. Я имею в виду что есть песни которые были сочинены с нуля во время локдауна, а есть те которые мы играли, но я их все равно записал, потому что нужно было чем-то себя занять.

Что это за история с лайвами из Вильнюса, почему именно лайвы из Вильнюса вы издаете?

Потому что просто чуваки записывают (смеется). Они записывают у себя каждый концерт, и этих лайвов из Вильнюса на самом деле несколько сотен, если не тысяч, потому что они буквально каждый концерт у себя записывают.

У «уСССов» есть альбом из Вильнюса, у Rape Tape есть альбом из Вильнюса, ну то есть такая вот у них есть прикольная опция, и все это они записывают довольно хорошо, так что зачем это прятать?

Мне новый альбом ваш показался такой, вполне себе, квинтэссенцией современного русскоязычного панк-рока, так что придется тебе отдуваться за весь жанр теперь. Что ты думаешь сейчас по поводу панк-рока, как такового? Вот мне как-то в последнее время стало бросаться в глаза, что постоянно у кого-нибудь пердак подгорает от каких-нибудь «Порнофильмов» или «Кис-Кис», мол, да как они смеют себя к панк-року причислсять?

Ну, мне кстати кажется что «Порнофильмы» полное право имеют себя к панк-року причислять, потому что, ну есть же звучание, да? И в этом плане и «Кис-Кис» вполне вписывается в панк-рок. Другое дело, что есть DIY-сообщество, но и под это отчасти попадает и группа «Порнофильмы», я вроде не видел их ни в каких связях ни с какими крупными издающими конторами. Они своими силами добились этих огромных залов. Можно поспорить про какие-нибудь «Доброфесты». Что они выступают на каких-то огромных фестивалях, а в соседнем слоте 25/17 или СWT, такое себе. Но они и зовут «СуперКозлов» на разогрев, ну то есть связи не проебаны.

Короче, я не хочу ни судить за других людей, ни судить других людей, как бы, если кому-то было ок выступить после CWT, ну че я могу поделать. Если бы у меня стоял такой вопрос, то нет, мне так не хочется. Просто когда ты выходишь на такие большие сцены в любом случае там находятся уже не твои субкультурные друзья, а абсолютно случайные люди, которых совершенно никак эти вопросы не волнуют и они считывают не вот этот подтекст который считываем мы, что вот эти сыграли с мудаками, а не мудаки ли они сами. Ну то есть, при переходе на какую-то большую сцену остается только твой собственный посыл и слушатель который его принимает. И слушателю похуй контекст, мне кажется, в основном

А ты бы хотел в целом перейти на большую сцену? Чтобы Jars как бы стали условно большой группой?

И играли после CWT?

Я имею в виду, хотел бы ты, чтобы, допустим, концерт Jars в «Главклубе» состоялся не только в рамках нашего феста, а чтобы это стало как бы рутиной?

Почему нет? Jars играют почти 10 лет уже. Ну как раз мы сейчас некоторые шаги в этом переходе, от тотального DIY к чему-то новому, предприняли. 

Это ты имеешь в виду сотрудничество с Music Development Russia?

Да-да. Это просто интересно как какой-то шаг в новом направлении, потому что можно очень долго развиваться в одной и той же  дружеской среде, которая у нас к счастью довольно большая, я имею в виду и европейсие контакты наши. То есть, в принципе, чисто на дружбе мы можем повторить тур Москва-Владивосток, вот, но это в целом все уже предсказуемо и понятно как работает, а к сожалению мне кажется новая группа Fugazi, которая бы на этой схеме прям развернулась до огромной группы, сейчас не очень-то возможна. Хотя бы потому что существует ебучая социальная сеть, со своими ебучими алгоритмами, где нужно разбираться в рекламе, в таргетинге и так далее.

То есть я бы хотел бы вообще на двух стульях сидеть, я хотел бы играть и большие концерты и закрытые неафишируемые маленькие. Потому что мне очень важен вот этот дружественный вайб, это очень круто.

Мне кажется ты сказал очень важную вещь, про социальные сети, про то как сейчас происходит продвижение групп. Получается же что, сначала было так что благодаря интернету в какой-то момент лейблы стали не так важны. То есть те же Arctic Monkeys на MySpace поднялись до того, что их альбом стал самым быстро продаваемым дебютником в истории британской музыки. Получается, мы вернулись к тому же самому сейчас? Что соцсети и интернет-продвижение выросли до такой степени, что сейчас группам нужны лейблы уже для того чтобы продвигать свою музыку в интернете?

Да! Абсолютно да, потому что если во времена условного MySpace это был какой-то первичный бульон, года до 2017-18, то сейчас сформировались как бы из первичного бульона гиганты, то есть цепочка стриминг-паблишер-лейбл-артист. И случаи разнятся, паблишер может этим заниматься, как занимается этим, например, ONErpm, то есть продвижением собственных артистов. Либо этим может заниматься лейбл который поменьше, но который все равно сотрудничает с паблишером и в любом случае нужно попадать в плейлисты, нужно попадать в рекламу.

Короче, если ты просто сейчас выложишь альбом на Bandcamp в России, то — ну и всё, ты выложишь, его послушают твои друзья. Слишком много информации вокруг. Но с другой стороны, с Антоном Пономаревым, с “Резней” у нас другая история, она вообще не затрагивает стриминги. Это исключительно физносители, я могу ошибаться, но по-моему на стримингах мы не издаемся. Когда альбом выйдет он будет только на виниле и кассетах. Ну и Bandcamp, он особняком стоит. Это на мой взгляд лучший сервис, но не все со мной согласны. 

Короче, когда кто-нибудь большой на хуй стриминги пошлет — это будет красивый и заметный жест. Потому что конечно я или кто-угодно из нашего круга может послать стриминги, но это 4 каких-нибудь друга скажет: “Круто, чуваки!”, а все остальные продолжат гнаться за плейлистами Spotify. И сейчас, если мы не собираемся слать весь сложившийся статус-кво на хуй, то лейблы и паблишеры неизбежны. 

Помнишь, был когда-то у NoFX сервис по подписке, когда они за какой-то небольшой прайс издавали синглы, которые рассылали только подписчикам. Может быть какая-то такая модель была бы жизнеспособна?

В прнципе да, но нужно, чтобы было кому тебе рассылать эти синглы.

Давай вернемся немного к альбому. Там есть пара моментов, где играет Антон Пономарев на саксофоне, и звучит очень круто. Ты не думал о том, чтобы на постоянку расширить как-то состав, за пределами гитары, баса и барабанов?

Да не знаю. Я когда писал демки во время локдауна, то пытался что-то с синтиками придумывать, получился низкий такой рычащий звук, как на Locust каком-нибудь. Чтобы прямо расширять состав… Не знаю, чего песни потребуют — то и будет, в принципе постепенно эта гитарно-басово-барабанная схема себя исчерпывает, но не настолько, чтобы все менять. В конце концов, можно попробовать поиграть тихо. 

Меня волнует сейчас тема агиток. Допустим “Подлог” был наполнен довольно сильно агитками. Или вот, с одной стороны всех бесящая, а с другой стороны всеми любимая группа Idles, или там, группа “Порнофильмы”, которая в принципе целиком из агиток состоит. Короче я просто специально старался вообще не делать агиток в этот раз.

А слова про “давай захватим власть”?

Ну это же вообще не про то песня. Она кстати должна была быть самой удачной, а получилось наоборот по-моему. 

Почему?

Просто почти во всех остальных песнях одна прямая линия и одно настроение. А здесь куча образов, слишком заморочено.

Ты говоришь, что тебя заебали агитки. Но тут тебе могут возразить, что как же так, ведь панк-рок он и есть про “давайте кидать камни в витрины”?

Ну давайте. В этом-то и проблема как раз такого понимания панк-рока. Я люблю и Idles, да и “Порнофильмы”, и одновременно не люблю, потому что окей, давайте кидать камни в витрины, все отлично, но если ты выпускаешь третий подряд альбом с тем же посылом, а камни в витрины не летят, то это начинает быть похожим на, извиняюсь, походы с белыми ленточками повсюду из начала десятых. Из ощущения силы, которое дают такие песни поначалу это переходит в ощущение бессмыслицы.


Подписывайтесь на Sadwave в социальных сетях:
ВКонтакте Telegram


Добавить комментарий