«Панк-этнография» — вышел первый эпизод документального сериала о панк-сцене Иркутска
22 сентября 2024

Иногда мы не только ехидничаем и пишем о прислужниках Смерти (которая просто Смерть, не Газель), но и рассказываем о чем-то по-настоящему добром. Максим, владелец панк-лейбла Makima Records, и ветеран восточно-сибирской панк-сцены, снял небольшой документальный фильм-экскурсию о местах силы иркутского андерграунда конца девяностых — начала нулевых. 

Герои «Панк-этнографии» в молодости

Текст: служба вчерашних новостей Sadwave

Главный герой короткометражки — Горыныч, активный участник сцены Иркутска рубежа веков. Он был лидером группы «Зингая», записывал и выпускал альбомы местных команд, организовывал концерты и не только.

В фильме Горыныч – экскурсовод и увлеченный рассказчик. Основной материал «Панк-этнографии» был заснят еще в 2018 году — и запечатлеть подобные кадры сейчас как будто невозможно. Для нашего мрачного безвременья в них слишком много тепла и света.

Еще одно удивительное впечатление от фильма. Панк-сцена Иркутска двадцати-тридцатилетней давности была по всем меркам невероятно наивная и даже невинна. По крайней мере, в изложении Горыныча. На эту и другие темы мы поговорили с режиссером «Панк-этнографии» Максимом.

Как появилась идея видеоэкскурсии по знаковым местам иркутской панк-сцены? Это довольно неожиданный формат.

Меня давно привлекала идея снимать что-то про панк-рок. Раньше я часто снимал концерты на кассетную камеру. Потом в 2018 году родилась идея сделать фильм про мой родной город — Иркутск и про панк-рок в нем. Я подумал, что было бы круто рассказать о тех местах, где и произошло мое перевоплощение из человека, который слушал «Алису», «Металлику», «Мановар» и «Нирвану», в панка. Я предложил Горынычу пройтись по этим знаковым — не только для меня, но и для сцены вообще —  местам и снять это на видео. Одной из важных для меня точек было «Бунгало», где жил когда-то Горыныч. Меня туда привел мой друг Витя «Дух». Накануне он был на концерте, на который меня не отпустила мама (мне тогда было лет 13-14), и там Горыныч предложил ему купить кассеты. Витя сказал: «У меня нет денег». А Горын в своей манере ответил: «Тогда продай душу дьяволу». В общем, на следующий день мы пришли за кассетами к нему домой. Наверное, у меня были деньги, отложенные с обедов. А если не было денег, то можно было одолжить что-то послушать, и Горыныч давал нам почитать зины. Особенно, мне запомнился журнал «Помоечка».

Я старался посещать все концерты, которые были в кинотеатре «Пионер». Там играли и рокеры, и металлисты, и панки. Ну и легендарный клуб «Фэдди Дэдди». Мы там успели сыграть с моей группой-однодневкой «Дребезги мира» на фесте «Панк-юниоры, вперед!». Думаю, выступление было ужасное — я его даже не запомнил!

Для многих Иркутск в первую очередь ассоциируется с Сократом — а значит, и с радикальной политикой. А если судить по ленте, иркутская панк-сцена конца девяностых — начала нулевых была совсем не злой, очень открытой и дружелюбной. Так ли это? 

Мне на концертах того времени атмосфера казалась дружелюбной. Тогда на гигах собиралась разная публика —  такого рода события случались не очень часто. И многие не врубались в фашизм и антифашизм. Да и не было тогда такого деления. Первый конфликт на моей памяти был в 2001 или 2002 году. Хоттабыч из группы «Быдлз» и Том из Tommy’s zine решили привезти «Последние Танки в Париже», и весь город был заклеен афишами их концерта. На каждом плакате была подпись «Антифашизм». Ну и съехались боны со всей области. Только вот «ПТВП» не приехали, и вместо них играли «Оргазм Нострадамуса». 

Чувак по прозвищу Демон возмущался в микрофон: почему это бритые парни в подтяжках и сплавовских бомберах должны тусоваться у входа на улице, а не в клубе (возможно, боны не хотели оплачивать «антифашизм»), Угол призывал панков и скинхедов объединяться. В итоге боны вынесли кузьмичевскую охрану на входе и рванули на второй этаж, где и проводился концерт, попутно отоваривая всех, кто попадался на пути. В соседнем помещении, как оказалось, сидел СОБР, и менты влетели в зал вслед за бонами. Боны с криками «пизди музыкантов» бежали к сцене. Самый рьяный не добежал всего пару метров до участников «Оргазма Нострадамуса». СОБР скидал всех бонов в одну большую кучу в центре зала. На выходе со второго этажа «серые» изымали пленки из фотоаппаратов и кассеты из камер. С помощью Горына удалось сныкать кассету моей одноклассницы в комнате звукорежиссера. Возможно, это видео когда-нибудь и всплывет. Моя копия была утеряна лет 15 назад.

А вот после этого уже понеслась история с антифой. Надеюсь, про этот период я тоже сниму видео.

Панк-сцена Иркутска рубежа тысячелетий очень самобытна и была, кажется, довольно изолированной. Поэтому от нас вопрос, как от зина (пусть и вебзина): как в те годы люди узнавали что-то о панке в других регионах России и за рубежом?

Мне сложно сказать, откуда другие черпали информацию. Лично я многое покупал или одалживал у Горыныча, и он вырубал мне кассеты из бумажных каталогов Sharapov Sound System, «Кармы мира» и Old School Kids. Еще некоторые кассеты можно было переписать у группы go geez suckers. Две кассеты «Адаптации» мама привезла мне из Москвы! Потом я начал контачить с тусовкой группы ComiX, и Сократ с другими пацанами нарезали мне болванок с хардкором из соулсика. А через какое-то время мы стали обмениваться записями с ребятами из России, Беларуси и Германии.

Насколько регулярно ты планируешь выпускать эпизоды сериала?

Ох, тут как пойдет. Все будет зависеть от свободного времени и настроения, наверное. Интервью для первого эпизода было отснято осенью 2018. То есть шесть лет назад. А зафиналено это все только сейчас. Могу сказать, что есть еще отснятый материал по Иркутску. На сколько эпизодов его хватит, не знаю. Пока думаю, как его реализовать. Также я немного снимал в Нижнем Новгороде. Еще, когда этой весной был на Бали, хотел там поснимать, но остановило нежелание снимать в стол. Для меня было важно реализовать первый эпизод. Я подумал, что если смогу его доделать, то можно снимать дальше. А если не смогу, то не стоит больше тратить на это ни времени, ни сил.

Следить за проектом Makima Records

Специально для нас Максим составил плейлист с песнями групп, которые упоминались в фильме

Быдлз — Жизнь
Валенки — Симфонический бунт
ДЕТИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ — Поцелуй себя в жопу милиционер
ДРОЖЖИ — Группа граждан
Зингая — Инвалиды
Зингая — Оке Дьявол Грабит Банк
Лучевая болезнь — 24 часа панк-рок
ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ — Труп
Оргазм Нострадамуса — Дикие клоуны
Плющи — Все На Баррикады
Плющи — Серый мир (2005 — Плющи)
DR.MAX & Грибы — Ублюдок
Skage — Гиппопотамчики
Stinky — Тебя нет

👉 Разместить объявление или рекламу в соцсетях Sadwave
👉 Прислать нам музыку на рецензию
👉 Поддержать Sadwave
👉 Заказать наш мерч

Один отзыв

Добавить комментарий