Марк Султан: «Моя война с рок-н-роллом продолжается»
12 марта 2013

В середине марта в Москве и Санкт-Петербурге выступит видный канадский гаражный рокер Марк Султан, за последние 20 лет объездивший весь земной шар. Sadwave поговорили с Марком о концертах на Мадагаскаре и Северном полюсе, а также ненависти и любви к рок-н-роллу.

Гаражный трубадур и рок-н-рольный бродяга Марк Султан успел переиграть в составе десятков  панк-групп, а также прославиться как ураганный человек оркестр (или one man band, как называют таких исполнителей во всем цивилизованном мире). В его песнях панк-рок встречается с ду-вопом, соулом, ритм-н-блюзом, психоделическим роком и черт знает, чем еще. Обладая мощнейшим голосом, подачей и чувством вкуса, Марк добавляет все эти жанры в нещадно бьющий по шарам коктейль из талантливых и проникновенных песен.

sultanat-10

Беседовал: Химический Али
Фото: из архива Марка Султана

Чего ты ждешь от поездки в Россию? Что ты слышал о нашей стране?

На самом деле, я не знаю, чего ждать. Многие ребята из разных групп, выступавших у вас, говорили, что это было пиздец как круто. Правда, их опыт отличается от моего, так как я организовываю себе концерты сам, а они — через различные букинг-конторы. Тем не менее, я надеюсь как следует повеселиться. Надеюсь, у вас это тоже получится. Ты поймешь, о чем я, когда начнется концерт. Если вам, ребята, удастся полностью раскрепоститься и отдаться музыке, вы отлично проведете время. Вообще, я очень много путешествую, и меня вставляет сам факт поездки в Россию, возможность посмотреть на нее своими глазами. Я мечтал об этом путешествии с детства, когда смотрел хоккейные матчи СССР-Канада.

В каких еще экзотических местах тебе приходилось выступать?

Мне довелось играть в Бразилии, Израиле, Австралии, Японии, Китае, Реюньоне (остров в Восточной Африке — прим.), на Гавайях и Мадагаскаре.

И как прошел концерт на Мадагаскаре?

Эта часть планеты нереально красивая, но при этом и страшно удаленная. Кроме того, далеко не все местные врубились в то, что я делал. К счастью, в итоге они поняли, что это некая разновидность рок-н-ролла, а не попса или хип-хоп. Что же, и на том спасибо. Я играл в одной местной школе для креольских подростков, им не понравилось, ну, и ладно. Я отнесся к этому спокойно. Главное, до них дошел мой посыл: «Делай, что хочешь, когда хочешь». После концерта мы с ними долго беседовали, и в итоге даже самые крутые ребята подходили ко мне и спрашивали о путешествиях. Я был рад показать им, что даже такая дерьмовая музыка, как моя, может стать спасательным кругом в различных жизненных передрягах.

Как у тебя получается организовывать концерты в таких диких местах? Это происходит случайно, или у тебя по всему миру есть поклонники-
энтузиасты? Если такие люди есть на Мадагаскаре, может, и на Северном полюсе найдутся?

Ты очень кстати упомянул Северный полюс. Есть один парень, который хочет привезти нас с Кинг Кханом не только туда, но и в Гренландию. В остальном, концерт может организовать как энтузиаст-одиночка, так и небольшое сообщество ребят, которые хотят, чтобы окружающие врубились во всякое крутое дерьмо. Порой шоу устраивают дельцы со связями, для них это бизнес. Все зависит от ситуации. Как бы то ни было, мне удалось донести до всех, что я придерживаюсь DIY-этики. К примеру, в большинстве случаев я не стану сотрудничать со всякими там букинг-агенствами и прочими воротилами от музыкальной индустрии. Они мне не нравятся, вот и все. Разумеется, я хочу получать деньги за свои выступления, что уж тут скрывать. Однако если ты едешь, к примеру, в Косово, надо понимать, что придется немного поостыть, и это нормально. Вообще, главная вещь, которую ты получаешь в поездках — это жизненный опыт.

В чем для тебя основная разница между сольными гастролями и туром в составе группы? Какие плюсы и минусы есть у каждой из таких поездок?

Мне очень нравится ездить в одиночные туры, это настоящий кайф. Я делаю, что захочу, могу жить по собственному распорядку и брать от жизни именно то, что мне хочется. Если же все внезапно идет наперекосяк, я могу найти способ справиться с такой ситуацией. Конечно, в групповом выезде тоже много угара, и я часто по ним скучаю, однако я ненавижу нянчиться с людьми или волноваться по поводу того, что кто-то из них ведет себя неподобающим образом. Доносящееся с разных сторон нытье и проблемы с деньгами — это обычное дело, когда путешествуешь в коллективе. Подобный образ жизни может быть, как прекрасным и полезным, так и деструктивным и жутким. Мне нравятся обе стороны медали.

А тебе никогда не хотелось во время сольных гастролей объединиться хотя бы на один концерт с какими-нибудь местными музыкантами?

Иногда аккомпанирующего состава действительно очень не хватает. Но я никогда не пытался собрать группу прямо на месте, да никто мне этого и не предлагал. Если кто-то захочет мне подыграть, я готов обдумать эту идею. Не знаю, правда, что из этого выйдет, так как порой я могу быть довольно скверным малым.

При такой обширной географии разъездов ты чувствуешь себя представителем какой-либо определенной страны и культуры? Или тебе ближе образ кочевника, гражданина мира?

Могу с уверенностью сказать, что не чувствую себя заложником какой-то одной страны. На своем пути мне довелось встречать представителей совершенно разных культур, стран и религий, однако эта непохожесть на других не мешала мне чувствовать себя везде, как дома. Мне чужд национализм. Люди тебе либо нравятся, либо нет, это же очень просто. Я много путешествую, потому что мне не нравятся правила, и я не хочу жить так называемой нормальной жизнью. Я вам не какой-нибудь ебучий чикен макнаггет. Мне необходимо иметь возможность делать то, что я считаю нужным, и постоянно менять ход своей жизни. Я не хочу подчиняться правилам, которые не приносят ничего, кроме ощущения постоянного пребывания в клетке.

Кстати, я слышал, что ты переезжаешь в Берлин. В последние годы наблюдается целая волна миграции из США и Канады в Европу. Как ты думаешь, почему это происходит? Что заставило тебя переехать?

На самом деле, я уже дважды подолгу жил в Европе. Честно говоря, для меня нет особой разницы между ней и другими странами Запада. Впрочем, Канада порой кажется мне слишком большой. Не такой, конечно, как Россия, но тем не менее. К примеру, если мне приспичит слетать из Монреаля в Ванкувер, это займет пять часов и обойдется мне не дешевле путешествия в Европу. Там у меня множество друзей, в принципе, для меня весь мир, как один большой мегаполис. А Европа просто другой район этого мегаполиса. Все это, разумеется, субъективно. Некоторые иммигрировавшие американцы обеспокоены политическими вопросами, кто-то из канадцев в творческом плане воспринимают Европу как идеально место для богемного образа жизни. Ну а что до меня, женитьба на прекрасной немецкой женщине с русскими корнями — вот основная причина переезда и жить я собираюсь в ее квартале.

Так Марк Султан звучит с группой

К слову о русских. Когда выходец из СНГ попадает в Европу, он сразу ощущает дыхание свободы и отсутствие строгого контроля. Ему хочется вписаться в авантюру, впасть в оголтелое состояние, добавить нерва. А что чувствует канадский поданный, оказываясь в Берлине и других местах Старого Света?

Черт его знает… мне кажется, все зависит от твоего мировоззрения. Если твой разум свободен, тебе везде будет хорошо.В Канаде, в принципе, неплохо, но там слишком много правил и ограничений, которых иностранец может и не увидеть. Людям дали немного того, немного этого, но когда у них отнимают нечто третье, они не в состоянии этого заметить. Мне было очень хорошо в Берлине, я ощутил там подлинную свободу. Как творческую, так и личную. Однако чем старше я становился, тем острее понимал, что дело было исключительно во мне самом, так что подобные ощущения я мог бы испытать в любой точке Земли. Наверное, именно поэтому во время одиночных путешествий по джунглям, пустыням или горам я не чувствую себя одиноким или потерянным. Я получаю от таких поездок искреннее удовольствие.

Пару лет назад ты написал манифест против рок-н-ролла, в котором говорилось, что бизнесмены и СМИ высосали из этой музыки весь воздух, поэтому, чтобы выжить,  она  должна умереть. Твоя война на этом фронте продолжается?

Ты знаешь, я никогда не буду молчать, если мне что-то не нравится. Правда, должен сказать, что в последнее время я стал гораздо более спокойным. Это не раз спасало меня от неприятностей. Однако проблемы, которые меня волнуют, никуда не делись. Большинству никакой рок-н-ролл не нужен, все наслаждаются третьесортными копиями героев прошлого и прекрасно себя чувствуют. Сейчас нет по-настоящему крутых рок-деятелей, все беззубо, выхолощено и лишено остроты. Рок-н-ролл давно стал товаром, в душу этой музыке насрали, ее бросили валяться в углу  вместе с кубиками Рубика и устаревшими выписками с папиного банковского счета. Молодежь из кожи вон лезет, чтобы поспеть за очередной «модой на рок». Меня все это удручает. Я давно не вижу вокруг настоящего рок-н-ролла — искреннего, правильного дерьма, сделанного с головой  и душой. Но это мое частное мнение. Я прекрасно понимаю, что все это звучит старо, занудно и наверняка никто со мной не согласится. Но, знаешь ли, я не могу отделаться от мысли, что такие люди, как я, вынуждены, образно выражаясь, убирать пустые бутылки после того, как богатенькие ребятишки всласть нарезвятся.

Неужели все так мрачно и никто из современников тебе не нравится?

Для того, чтобы делать что-то настоящее, необходимо иметь вкус и не зависеть от мнения большинства. Рок-н-ролл должен идти от сердца, а не от кошелька. Эта музыка помогает мне оставаться живым, под нее мне хочется бухать, любить, ненавидеть, драться, трахаться, плакать,  хохотать, обниматься, орать… Но творчество большинства современных групп подобных чувств во мне не вызывает.

Твоя музыка весьма необычна и разнообразна. Наверняка ты много времени проводишь в студии.  Удается ли тебе во время сольных выступлений воспроизводить на концертах студийные изыски?

На самом деле, девяносто процентов своих альбомов я записал дома или где придется — в спальнях, чужих гостиных… Мне не особо нравятся студии — в них я начинаю нервничать. Пластинка «War on Rock’n’Roll» — лучший пример того, как я звучу именно вживую. Я пишу песни так: сначала рождается некая простенькая структура, затем поверх нее накладывается все остальное. Мой метод — это поток сознания, я отключаюсь и начинаю играть. Я отпускаю свою душу к духам рок-н-ролла и наблюдаю за последствиями. Правда, на своих последних альбомах я использую более навороченный подход, однако оба метода записи не перестают мне нравиться.

Поскольку наш сайт имеет прямое отношение к самиздату и фэнзинам, интересно  услышать твое мнение об этом пласте DIY-культуры.

Я обожаю зины! Сейчас я готовлюсь к переезду, так что от многого пришлось избавиться, но свои гаражные- и панк-зины я не выброшу никогда. Я по-прежнему с увлечением их читаю и перечитываю. Никакое веб-дерьмо (типа нашего сайта — прим.) с ними не сравнится. Настоящие живые люди вкладывают в печатную продукцию свою любовь, индивидуальность и деньги, стараясь донести то, что им кажется важным, до единомышленников. Черт, да я занимаюсь тем же самым, только другими средствами. Как и издатели зинов, я понимаю, что никогда не стану знаменитым (хорошо, что мы с зинами завязали — прим.). Как и они, я косвенно влияю на очень многих людей, которые об этом даже не догадываются, так как меня нет в мейнстримовом информационном поле. У меня так и чешутся руки прямо сейчас достать с полки старый фэнзин Ripper и почитать интервью с хардкор-группами 1980-х. Вот это я называю любовью!

Расскажи о планах своего лейбла Sultan Records. Над чем сейчас работаешь?

Как таковых планов на этот счет у меня нет. В прошлом году на Sultan Records вышли три семерки, пока этого хватит. Что касается меня, то в 2013-м я планирую выпустить новый альбом, сплит-семерку с Black Lips, совместные пластинки с Bloodshot Bill (под вывеской Ding Dongs — прим.) и Кинг Кханом, отправиться с последним в тур по Северной Америке, Австралии и Азии, а также отыграть сольно в Европе и США. Еще хотелось бы переиздать альбом «$» и, наконец, выспаться.

Марк Султан выступит 15 марта в питерском баре «Север» и 16 марта в московском клубе «Чайна Таун». Подробнее о российских гастролях Султана можно почитать здесь.

sultanat-9

Еще интервью с гаражными рокерами:

Reverend Beat-Man: «Green Day — полное дерьмо!»

Отзывов (5)

Добавить комментарий