Немного шума из ничего: 5 нойз-релизов 2013-го, которые вы точно не слышали
30 декабря 2013

Нойз-обозреватель Sadwave Кирилл Бондарев выбрал великолепную пятерку самых недооцененных шумовых релизов уходящего года (можно подумать в этом жанре бывают другие). Встречайте: бывший хардкорщик из Бруклина, «Полуночный экспресс с мясом», шутник-душитель и другие со всех сторон замечательные артисты.

noiseТекст: Кирилл Бондарев
Фото: Муха
Гениальный фотошопинг: Андрей Отшивалов

Под занавес Limen fest’а – англо-тевтонского нашествия силовой электроники, состоявшегося в Москве этой весной – я стал свидетелем милой сцены. Среди всеобщего зигования всклокоченная дама в футболке Ramones вопрошала у Дениса Кротова, владельца шумового значка Prvlka: «Вот это у вас что — МУЗЫКА? Нет, ты объясни, блядь, ЧТО тут слушать?». Кротов вил губы узлом, как Киса Воробьянинов, бормоча, мол, служба такая. А что он мог ответить? Мысленно Денис уже приплясывал в своих кошерных сапогах в сторону Переведеновского переулка, где неистовствовала модно афишированная «Структурность». А я допил свой 11-ый стакан пива и подумал: «Действительно, почему нойз? Конечно, можно было бы зарядить о чудотворном воздействии розового шума на нижний абдомен, насморкав сверху афоризмов а-ля «то, что меня не убивает…» или «вот она, рыба моей мечты». Только девочка в футболке Ramones все равно скажет, что я мудак. И девочка будет права. Потому как за всей этой пафосной ебалой я один хрен останусь скрипачом Гедеваном из «Кин-Дза-Дзы», думающим на языках, продолжения которых не знаю. Так, может, ну их, эти загоны, и рванем ко мне? Черт, совершенно разучился катать яйца к дамам… Ну, по крайней мере, расскажу о самых ярких приобретениях из области шумелок, сопелок и блевалок за этот год, хочешь? А не попрет — врубим клип с какой-нибудь вдохновенной флагелляцией, и я попробую тебя изнасиловать.

5. BUDRŪS «Canine Visions IX» CD (Freak Animal records)

BUDRUSМикко Аспа – многорукого шумодела и владельца лейбла Freak Animal – как-то обозвали «Человеком эпохи Возрождения». Про Леваса Марозаса, вокалиста литовского дуэта Budrus, можно сказать то же самое, хотя с героем Де Вито из комедии Renaissance Man его роднит разве что пузо. Зато Левас выпускает толковый нойз-зин Terror, жидоедствует в проекте силовой электроники Pogrom и вообще очень open-mind. Например, пару лет назад, будучи пьяным, он попытался задушить девочку-подростка. «Из заявления в полицию следовало, что она мирно болтала со своим другом о том, как ее пытались повесить», — объяснял музыкант. — «И тут вдруг подваливает хохочущий упырь (то есть я) и со словами «Я тебя сам сейчас повешу, пизда» начинает душить! Разумеется, никакого вреда я девчонке не нанес. Это же была шутка! Но, как сказал коп: «Ох, уж эти женщины — вечно они жаждут внимания». Второй лонгплей Budrus, выпущенный дальновидным Микко, внимания заслуживает не меньше. Отправной точкой для его создания стал образ, навеянный Марозасу грибным трипом – собаки, пожирающие человеческие тела. Угрюмый голем «Canine Visions IX» — это комья грязи в сорванной глотке, дроновая тина и облака эмбиента, сквозь которые лезут кольца гитарных струн и прутья арматуры. Саунд – чистая органика; кажется, его можно пощупать (если не боитесь пораниться). Чуткий слушатель вообще нащупает здесь много чего интересного, от литовского фолка до Pink Floyd образца 1970-х. Только Budrus – не трансгрессивный арт-коллажик («я его слепила из того, что было»), а кровавый харчок зверочеловека, пытающегося перегрызть поводок реальности. Тщетно — и оттого еще более отчаянно. В этом, по словам Леваса, и заключается концепция диска, собранная из мизантропических заметок, одиночества и стаканов виски. Литва – не самая веселая страна, знаете ли.

В таком же духе: IRM «The Cult Of The Young Men» (2007), Budrūs «Devyniems Rytams Auštant» (2009).

 

4. MACELLERIA MOBILE DI MEZZANOTTE «Black Lake Confidence» LP (Trips und Träume)

MMMИтальянцы известны своим патологоанатомическим взглядом на прекрасное. О чем говорить, если у них даже национальное блюдо похоже на блевотину с кровью? Вот и римлянин Адриано Винченти нарек свой оркестрик «Полуночный экспресс с мясом», дабы сходу расставить все точки над i: понятно, что под такой вывеской мелодий и ритмов Джорджо Мородера не выпляшешь. Отшаркавшись с Марко Корбелли (прим. Sadwave – культовый шумовик, творивший под ником Atrax Morgue вплоть до самоубийства в 2007 году) на пробных CD-R проекта, Адриано обзавелся негодяйскими усами и шляпой, после чего стал похож на всех героев «Крестного отца» сразу. Играть он ни на чем не пытался – нахера, когда есть усы, шляпа и сэмплер? Под обрывки фортепианных пассажей и пьяный саксофон Винченти шептал, что любовь — это бешеная собака из ада, запуская в колонки лупы из The Doors и Синатры. А там, где кончается джаз, начинается true crime electronics: «Мартини» с кровью, покер на пальцы и телки в туфлях на высоком каблуке, которых обязательно выебут в финале. Немудрено, что с каждым новым альбомом M.М.М. обрастал членами, гитарами и прочей маримбой, так что к шестому релизу дон Винченти решил выложить все козыри разом. Это уже не «Путь Карлито», а, скорее, «Сердце Ангела». Вот только играть вроде как и не с кем: конкуренты расстреляны, телки выебаны, «Мартини» допит. Остался траурный дум-джаз, медленный, как второе пришествие, да зияющая пустота там, где у человека должно быть сердце. Лишь от одной старой находки Адриано не смог отказаться: сакс в «Just you and I» рыдает ну очень романтично — и то недолго. Слышите недобрый гул в конце трека? Это шаги Луиса Сайфера, стук его железных копыт.


M.M.M. — кавер на песню «You and I» из сериала Twin Peaks

В таком же духе: саундтрек к фильму «Сердце Ангела» (1987), split M.M.M / Profile «L’Ultimo Vero Bacio» (2007), M.M.M «Hard Boiled Night Club» (2012).

3. SLOGUN «I Will Bury You» LP (Peripheral Records)

SlogunНеизвестно, кем мог бы стать 8-летний Джованни Балистрери, если бы маньяк Дэвид Берковиц не угондошил его соседей по итальянскому кварталу Бруклина, но уж точно не Человеком-шмелем. К 1980-м годам Большое яблоко прогнило насквозь, поэтому беззаботно скакать по улицам Бенсонхерста, как водопроводчик Марио, сицилийскому подростку было западло. Зато Джо получил крепкую закалку, громя бейсбольной битой порно-шопы, разрисовывая подземки и демонстрируя стиль на хардкор-гигах. Нью-йоркская сцена вообще повлияла на пионера true crime-электроники не меньше, чем биографии серийных убийц или группа SPK, чей хит 1979 года подсказал ему имя для проекта. Выступая вживую, Джо нередко забивал на тексты и под аналоговый рев начинал материть публику, вследствие чего сеты заканчивались драками. К сожалению, хардкор со временем уступил место софту. Тупик, в котором Балистрери застрял в конце нулевых, измученный «Терапией через насилие» и алкоголизмом, заставил его серьезно задуматься. Объективно думки пошли на пользу: оказалось, Джо умеет не только дрючить аппаратуру, но и создавать любопытные цифровые конструкции. Как полушутливо ворчал он в интервью зину Special Interests: «Вот, что получается, когда бросаешь бухать, женишься, а потом не видишь свою жену-медсестру сутками!». Беда в том, что к третьему диску обновленного Slogun эти конструкции не так впечатляют. То есть вроде и понимаешь, что в соседнем доме окна желты, но уебать в них кирпичом уже не тянет. Впрочем, Джо честно признавался, что сегодня семья для него важнее 17-летней конфронтации с миром. Ну, что ж, тихая гавань нужна и большому фрегату, а честность – лучшее оружие power electronics.

В таком же духе: SLOGUN «We Human Animal» (2011), SLOGUN «Visit Revisit» (2011), split Sky Burial / Self (2012).

2. PARAPLEGIC TWISTER/.NYCTALOPS. Split CS
(Not on label)

nyctalops-paraplegicВряд ли эта кассета станет народным достоянием. И виной тому не традиционно нищенский тираж в 40 с козявками копий; просто у нойзеров, в общем-то, не принято слушать нойз — ни на носителях, ни на гигах. Принято бухать, блевать и орать «Хой!», как писал наш читатель с трогательным ником «Панк». Греха в том, конечно, нет: должны же оставаться у людей какие-то вечные ценности в наш век Уникальных Пиписечек. Однако в чаду кутежа просираются не только айфоны с мелочью на метро, но и, собственно, музыка. А вот это уже, как пел Леха Никонов, действительно плохо. Открывающий сплит проект Paraplegic Twister бутовского крастера по имени Космос сразу задает нужный тон: с первых же звуков на ум лезет берроузовское «Я чувствую, стрем нарастает…». Умело манипулируя эффектами, Космос то взметает цифровые вихри, то рассекает их футуристическими сигналами, превращая звуковую ткань в хлюпащее и стонущее мессиво. Описать этот «зыбкий хаос, лишенный форм и линий» нереально, равно как и подобрать для него тэг (пост-силовая электроника? психо-нойз?), да и зачем? Три трэка Paraplegic Twister – это три шага в бреду с переломанными суставами, и лишь щелчок закончившейся пленки возвращает тебя в реальность. Правда, ненадолго. На очереди .nyctalops. из Андреевки, а значит, никакой пионерской дрочки в духе «а я кручу-кручу, педали кручу» – только зверский харш-нойз c пеной у рта. В последнее время проект Стаса у всех на слуху, от «Афиши-Волны» до шумовых классиков Bastard Noise, и я не удивлюсь, если обнаружу «маленького гиганта большого харша» на страницах Personal Best, вальяжно затирающим о фут-джобе. Козырь музыканта в том, что при всем безумии звукоинженерной мысли он отличный технарь и про гранулярный синтез «тоже читал». Впрочем, академизм .nyctalops. все равно не грозит. Пять взрывоопасных треков буквально выжигают последние 25 минут пленки, оставляя слушателя с кровью в ушах и глубокомысленным выдохом «Пацаны, я дрочу, бля…». Могу лишь подписаться под этим вердиктом.

В таком же духе: .nyctalops. «Things i like» (2013), Paraplegic Twister «Sarin» (2013)

1. SUTCLIFFE JUGEND & JUNKO«Sans Palatine Uvula» CD/LP (4iB Records)

SUTCLIFFE JUGENDПроводя параллель меж классикой британского шума и панка, Саймон Моррис из Ceramic Hobs высказал такую мысль: «Если Whitehouse – «пистолеты» силовой электроники, а Con-Dom – «клэша», то Sutcliffe Jugend – это четко ДжиДжи Аллин». Хм, а ведь логично! Не то, что бы Кевина Томкинса и Пола Тэйлора ловили на копрофагии, однако отношения с публикой у них всегда были натянутыми – в точности, как у Иисуса с его паствой. Одни считают их интеллектуал-задротами с зачесом под мачо, другие – махровыми мизогинами, а третьи просто заявляют, что Кевин мудак. С музыкой и того сложнее. Бокс-сет 1982 года «про плевки и могилы», безусловно, классика power electronics, но, положа руку на сердце, кто из вас осилил все 10 кассет тупой кровли хуями под фидбэк? Или 17 сидиарок с концертами для препарированной автоарфы? А после совсем уж мутного Pigdaddy релизы Sutcliffe Jugend вообще перестали покупать. Правда, к чести мистера Томкинса, продает он их тоже без особого энтузиазма. И в этом – его благородное безумие и сила. Сочинять музыку ради музыки, мечась из крайности в крайность в поисках новых форм, лишь мудакам да гениям подвластно. А Sutcliffe Jugend, без вопросов, подходят под обе из указанных категорий. «Sans Palatine Uvula», записанный при участии Дзюнко из легендарных Hijokaidan, продолжает линию прошлогоднего «Blue Rabbit», только с более садистским уклоном. Саунд «шепчущего во тьме» Кролика как будто препарировали под током. То есть полевые записи, струнные, электронные конвульсии – все звучит как бы вразнобой, и в то же время каждый треск и шорох ровно ложится на аудио-полотно. Разве что вокализов Дзюнко могло бы и не быть; хотя, если любите истеричных баб, вам понравится. А вот фэнам старого доброго «сунь-вынь» в линию, увы, потешиться нечем. Времена, когда гипотетическую суку призывали «влезть на стол, бля, поднять сраку и показать ебаные титьки» ушли безвозвратно. Ну, и слава Иисусу-Томкинсу. Слушать, как немолодые уже люди вилками-ложками животворят, в сто раз интересней.

В таком же духе: Paul Taylor & Kevin Tomkins «Between silences» (2005), Sutcliffe Jugend «Blue Rabbit» (2012).

Отзывов (9)

Добавить комментарий