В Москву едут уральские экспериментальщики из групп «Птицу Емъ», «4 Позиции Бруно» и «Ты23». Sadwave поговорили с музыкантами о черном юморе, провокациях и о том, что скоро всех закроют. Беседовал: Саша Тихомиров (Sadwave-афиша, Екатеринбург) Я встретился с Сашей Ситниковым и Колей Бабаком из «Птицу Емъ», а также Антоном Клевцовым, дополняющим этот дуэт до «4 Позиций Бруно», в екатеринбургском парке имени Павлика Морозова. Здесь отдыхают школьники, пенсионеры, спортсмены и гуляющие собаки, а заодно и мы с музыкантами. — Павлик Морозов, ребенок-предатель, смог бы стать вашим героем? Антон: Дело не в мальчике. Это наше культовое место и единственный в центре парк похожий на парк. Он важнее мальчика. — В предыдущих интервью вы говорили, что находитесь в небольшом отстранении от своей музыки, и в отличие от многих коллективов даже себя не всегда целиком пускаете в мир Бруно. Саша: Мы имели в виду, что не создаем общества вокруг нас. Отстраняем от творчества вопрошающих людей, которые не понимают того, что музыка говорит им сама по себе. Объяснять некоторые вещи очень странно. — В вашем творчестве очень тяжело проследить какую-либо мысль, по которой вас можно было бы приписать к той или иной жанровой тусовке. Саша: У нас есть мысль, но она очень своя, и мы варимся в одном казанке с детства. Коля: Ведь если кому-то нравится наша музыка, это не значит, что он понравится нам, как, впрочем, и то, что мы ему понравимся. Антон: Мы отстранены от общего процесса формирования движения. Саша: И от творческой жизни города. Но полностью погружены в свою. — Несмотря на это, в песнях вы поднимаете неудобные для общества темы наркомании, гомосексуализма, насилия. Почему вас волнуют именно такие герои? Саша: Они интересны сами по себе. Это как в литературе, без всякой агитации и тому подобного. Просто придуманные сюжеты. Антон: Чувак, который дрочит в окно, многим неудобен. Особенно людям, которые проходят мимо. Ты вовлекаешься в процесс и вас уже двое. Саша: Он интереснее того, кто просто смотрит порнуху. Если ты идешь и видишь такого, ты хоть чуть-чуть да зацепишься. А если просто застукаешь за подобным занятием своего соседа по общаге, тебе просто неловко будет. Вряд ли ты подумаешь: «О, какой он странный».
— А если этим парнем в окне будет ваш товарищ? Саша: Ты пересматриваешь ваши отношения, будто ты не знал его. Он плюет на мораль в этой ситуации. Ты можешь возлюбить его или возненавидеть, но забыть это ты уже не сможешь. — То есть, в этом нет никакого черного юмора? Антон: Никто точно не плачет над этой ситуацией. Саша: Он может и есть. Нас это не волнует в таком ключе, мол, все больше людей дрочит в окно. На самом деле их немного. Поэтому это забавно. Коля: И даже если бы их не было, все равно. Просто интересно написать и прочитать про это. Саша: Если бы их не было, было бы еще интереснее. — Любая тема, про которую можно прочитать и написать, может вас заинтересовать? Саша: Мы никогда бы не стали писать о какой-то политической ситуации или о больных детях. Мы не стали бы призывать: «Посмотрите, вокруг страдания, и вам надо задуматься об этом». Зачем? Итак слишком много людей этим занимаются. — Вы хотите сказать, что при частом повторении теряется весь смысл ситуации? Антон: Главное, что есть авторский человеческий интерес. Можно все время повторять одно и то же, а можно идти к чему-то такому, что еще не замусолено. Коля: Хочется чего-то более глючного и странного. — О чем-то подобном пели, например, представители квиркор-волны. Коллективы вроде God Is My Co-pilot. Саша: У нас три гомосексуальные песни всего и нет цели спровоцировать кого-то. А у них, наверное, есть. Провокация – это стремление к скандалу. Такой цели у нас нет. Основное наше дело — это все-таки «Позиции», а там это отсутствует. Там нет диалога, это законченные произведения. Это не агитки, и это не имеет никакого отношения к слушателю. — Что-то вроде историй, которые соседи рассказывают в поезде? Саша: Возможно, что-то вроде фильма. Антон: Космоодиссея в поезде. — Скоро обещают, что закроют плацкартные вагоны, и таких историй станет меньше. Антон: Скоро обещали, что всех закроют. Коля: Изнутри в плацкартном вагоне, который идет куда-то. — После написания музыки к фильму «Закат конструктора Бархатова» вы долго не делали ничего визуального. Вы обещали, что выйдет клип на песню «Пьющая» . Саша: Он не получился. Это не то, чего хотели мы и те, кто его делал. Ожидали чего-то более веселого. Там с самого начала все пошло не так. Но из-за нулевого бюджета все решалось подручными средствами и людьми. Когда в кадре родители на собрании точно такого же возраста, как их дети, это не канает. Поэтому мы его не рекламировали. Антон: Но визуалом охота заняться, но для этого нет нужных знакомых. Саша: Нет людей, вагоны закрыты. Этим хочется заниматься, но для этого надо, чтобы что-то совпадало, но что-то всегда не совпадает.
— Иногда, кажется, что из ваших сюжетов можно было бы сделать что-то вроде скетч-комедий, которые могли бы спокойно идти по ТВ. Что-нибудь в духе «Осторожно, модерн-2», например. Антон: Ты на ТНТ нас продать хочешь? Когда я был маленьким, были «Элен и ребята». Если сериалам такого типа понадобится саундтрек, мы без труда напишем. Reedit к Элен-2014. — Телевидение сильно повлияло на вас? Антон: Мы росли и вначале 2000-х и плотно залипали на телек. Саша: Но если брать сериалы, то это какие-нибудь «Простые истины». Я не люблю телевизионный юмор и никогда не любил. Его стыдно смотреть. В этом юморе к тому же сиюминутная реальность. Посмотри КВН 1991 года, и ты ни разу не засмеешься. Антон: Повторять стали всё. «Рабыню Изауру», «Санта-Барбару», «Просто Марию». — Сериалы и были направлены на то, чтобы закольцевать человеческое время. Антон: Одно дело, когда тебя закольцевал сериал и совсем другое, когда время закольцовывается вокруг. Показать Изауру в 1995 году — это нормально, а в 2014-м это уже что-то не то. Это как вернуть молодое поколение в то болото, из которого уже взрослые хлебнули. Закольцевалось всё. Коля: Когда вагоны плацкартные закрыли. Саша: Люди закольцевали друг друга. Ты идешь по вагону и думаешь, когда же он кончится. Проходишь мимо одних и тех же людей. Там и Рабыня Диназаура сидит. — Есть такой фильм «Незначительные подробности случайного эпизода», в котором так все и происходит. В Крыму остановился поезд и стоит там много лет, за это время успевают смениться несколько поколений. Мы в таком мире живем? Саша: Такой и русский сериал был, в котором тоже остановился поезд («Зал Ожидания» — прим. Sadwave) в маленьком городке, там еще бомбу тащили давным-давно, а Боярский был физруком. Антон: Я думал вопрос какой-то каверзный, а на него уже ответили. — Тогда перейдем к вопросу про каверы. Недавно вы с проектом «Цветы Зла» записали трек «Комитета Охраны Тепла». Саша : Это было идеей «Цветов». Вокал и 70 % музыки их, как и выбор песни. Я просто свел и добавил пару партий и эффектов. — «КОТ» не входит в число ваших любимых групп? Саша: Нет. В свое время, 10 лет назад, мы их любили. Антон: Просто участвовать в каверах – это хуже, чем дрочить в окно. Саша: Конечно хуже, потому что дрочить в окно — это круто. Антон: Ты не создаешь, ты делаешь копию, которая хуже оригинала. Оригинал несет мысль, а копия её дублирует. — Но мысль же можно переформулировать. Антон: Давай переформулируем слова Олди в пропаганду чего-нибудь другого. Этим просто не надо заниматься. Чувак высказал свою мысль. Саша: Все эти каверы на «ГрОб» и «Кино» — это нехорошо. Когда-то кто-то тут у нас планировал сделать сборник каверов на Мистера Кредо. И вот это было бы забавно. У него нет мысли, у него есть тупая энергия, в которую мысль можно заложить, обыграть круче оригинала. «КОТ» он и сам по себе крут и ни на что не похож. Круче их и, может, «Выхода» в русском регги ничего нет или мы не слышали. — Там есть отражение конкретного места и времени? Саша: Да, и холод, и вещества другие по большей части. — В вашей музыке тоже много того, что вы проживаете в данный момент? Антон: Мы еще любим попридумывать всякое. Мозг же мягкий. — А типично мужскую рефлексию вы игнорируете? Саша: Мужская рефлексия – это звучит как оскорбление. Она может быть у группы «Любэ». Антон: Мужик из «Любэ» недавно сказал, чтобы все забили на комбат-батяню, хватит петь про мусоров. — Я недавно читал, что их басист популярный московский диджей. Саша: Из «Чайфа» старик тоже диджей. Все хотят помоложе выглядеть и попадать в струю. А мы не хотим. Люди меняют свое направление на потребу дня. Куча тех, кто с нулевых перешел от драм-н-баса к дабстепу и сейчас продолжают в джуке. Или играл кто-то IDM, а потом перешел в инди гитарное, а затем обратно. Это все не эксперименты, это струя. В человеке не может быть такого перелома, что тебе вдруг захочется взять и делать что-то другое. В принципе, в электронной музыке мало содержания, в ней хотя бы за свой характерный почерк надо зацепиться. А не жонглировать тем, что сейчас появилось, качая сэмпл-паки. — Как, например, для привлечения аудитории вставлять в свой эмбиент крики птиц, которые явно не ты записывал и нашел? Саша: Мы говорим о струе. Крики птиц, если они что-то подчеркивают, это отлично. Если они для чего-то. Если эмбиент хороший, то они не помешают, а если нет – то пусть хоть бегемот кричит. А в том, что нам не нравится чье-то творчество, нет никакой претензии. Есть много прекрасных вещей, которые лично я не люблю. Антон: Рядом с зоопарком есть монастырь, и не поймешь, кто орет по ночам, монахи или животные. Или монахи-бегемоты. Или монахи с ними в одной клетке. Кто орет? Вот тебе загадка. Подумай об этом. Саша: Вот об этом и речь. А ты говоришь «мужская рефлексия». — Кроме «4ПБ» у вас есть проект «Ты23», которым Антон активно занимается. В «Ты23» также чувствуется характерный почерк «Бруно». Почему он отпочковался? Антон: В нем звук все равно немного другой. И мысль другая. Саша: И наполнение другое. И сюжетов в нем нет, настоящих. Антон: С «Бруно» я бы его не мешал, хотя корни у него оттуда, но сам посыл другой. Музыка «Ты23» на поверхности, в нее не надо погружаться. Она бьет в определенную точку, ничего тебе не навязывая. Это эмоциональная музыка, потому она немножко поверхностная. — В «4 Позициях Бруно» без погружения никак не обойтись? Саша: «Ты23» – это фон, его не надо смотреть как кино. Это городская музыка, под нее ты, например, идешь куда-то. Антон: В «Бруно» мы навязываем свою реальность, хочешь – принимай, хочешь — нет. «Бруно» другой, тут если тебе понравилось, то уже с тобой что-то не то. Саша: Если тебе понравилась [музыка «Бруно], то ты должен ей. Вникать. Принимать условия. Альбом «Откровенное ванное» нужно слушать целиком, его нельзя прокручивать. Это как кино протыкивать или книгу листать, читая в разных местах. Странно проскакивать два часа той женщины, если тебе скучно; будь добр проведи с ней весь день. Лови настроение, состояния, ее планы. Ты должен появиться там и чувствовать то прошлое, в которое ты вселяешься. Которое ты помнишь, но никогда не увидишь. Ты должен прочувствовать её всю, через её воспоминания. Ты заглянул в голову кому-то. Антон: В то окно, где дрочат. — А «Птица» при такой системе координат где находится? Саша: В «Птице» есть слова, в нее включиться проще. И ты уже можешь просто поржать. Коля: Или сказать: «Что за хуйня, одни пидоры?!». Антон: Это «Спид-инфо» в том закольцованном вагоне. Прочитал и подумал: «Что за бред?» или «Вау! И так бывает», или «Ну, наконец-то, кто-то это сказал». — Это то, что сделали бы битники, если бы у широкой прослойки россиян был доступ к их творчеству? Антон: Эта прослойка не широкая, она узкая. Это кореша твоего соседа по поезду, которые подсаживаются в плацкартную ячейку; которые едут с вахты и полгода прожили в лесу. Они открывают «Спид-инфо» и восприятие у них совершенно иное, чем у тебя. — Я один раз ехал с такими, и они 7 часов разговаривали про рыбалку. Антон: И тебя торкнуло? — Да, я навсегда запомнил, что раньше была жирная рыба из дубовых бочек. Антон: Вот и «Птица» такая. Тебе вроде и не понравилось, но забыть ты это уже никогда не сможешь. Ты не забудешь то, что тебе в душу насрали. Саша: Это то, с чем веселей живется. Переворачивать чужое мировоззрение не хочется, а со своим это тяжело не делать. Здесь нет посыла «равнодушным ты не уйдешь в любом случае». Если кто-то говорит, что к каким-то вещам нельзя быть равнодушным, я сразу таким становлюсь. В следующем альбоме у «Птицы» смешного мало, там будет что-то совсем не хорошее. — Но альбом «Я заказан» и песни «Топор», «Ехала домой» все равно должны по идее привлечь более широкую аудиторию. Саша: Эти песни накопились за последние 10 лет, их просто почти никто не слышал. Все объединено общими идеями. Например, тема мести, это как желание уменьшить своего врага в детстве и, например, закапать его парафином. Это универсальная тема, в нее можно вписать слабого, сильного, ребенка, дерево, клоуна; и каждый персонаж на нее по-разному среагирует. Если думать о том, кого это зацепит, то будешь как «Уральские пельмени».
— Вы много раз говорили о том, что берете сэмплы только из той музыки, которая вам не нравится. Антон: Мы не сэмплоделикой занимаемся. Мы, возможно, берем и хуевые куски, но с идеей, в которую можно вникнуть и обыграть по-другому. Саша: А если взять «Вороваек», то с этим можно работать. Антон: Это как из уродки сделать красавицу. Но красавицу, которая помнит, что она уродка, у которой дети будут уроды. Это генетика. Она сама о себе будет напоминать. — Если говорить о сотрудничестве с другими музыкантами, вы бы хотели попробовать себя в новом амплуа, оказаться в новых рамках? Саша: Мы сами ставим себе рамки. Было бы интересно найти кого-то с подобным подходом, поставить рамки и сделать что-то общее. Скоро будет совместная работа с «Цветами Зла», но мы уже почти 10 лет играем вместе, там всё уже давно налажено. — Готовите что-нибудь необычное для столиц? Антон: Независимо от того, где будет концерт, к нему идет подготовка как к чему-то особенному. Саша: Будут новые песни и по-новому звучащие старые, мы стараемся не повторяться. В этот раз все-таки презентация, и мы будем обыгрывать последний вокальный альбом. …которому, скорее всего, будут подпевать? Саша: Нам на «Птице» часто подпевают, да и вообще ничего плохого в этом я не вижу. Мне нравятся те, кто ходят на концерты. Тот, кто приходит на концерт, он крутой; крутой слушатель. Может быть и не крутой человек, но как слушатель он чудесен. Заплатить деньги, прийти, да и еще подпевать. Лучшего и ожидать нельзя. Хотя с «Позициями» такое редко бывает. (Антон достает снятое со столба объявление в стихах, напечатанное на цветной бумаге. Оно приглашает на семинар, посвященный «Отцу небесному». «Велик наш Бог, достоин всякой славы», — зачитывает музыкант и набирает номер). Антон: Трубку не берут, видимо, бог не работает после 11. А, нет. Алло, добрый вечер. Я увидел объявления на остановке и решил позвонить. Я прочитал стих про Отца и хотел бы узнать об этом. Женщина в трубке: Мы живем в нем, за счет него, мы пребываем в нем. Антон: Это вы, Надя, сами делаете? Это очень интересно. Я приеду на семинар 28 числа в пять часов вечера (заканчивает разговор). Это делает одна женщина, у нее творческий вечер, может даже не секта. Она будет читать о том, что есть не только физический мир, а еще и духовный. Туда можно сходить за сэмплами. «4 позиции Бруно» выступят в субботу 12 апреля в клубе «Завтра», «Ты 23» – тем же вечером на фестивале «Структурность», а «Птицу Емъ» – в воскресенье 13 апреля в «Манифесте».
|
Отзывов (7)