В Россию едут основатели жанра крэк-рокстеди американцы Leftöver Crack. Sadwave поговорили с лидером главных представителей теневого ска-панка Скоттом «Стиззой» Старжионом о наркотиках, магазинных кражах и одиночестве. Текст и интервью: Кирилл Бондарев Шевчук в пароксизме творческого делирия как-то брякнул: «Рок – это я». В таком случае, Стизза может скромно добавить: «А крэк — я». И будет абсолютно прав, причем поболе своего одутловатого «коллеги». Ибо ДДТ – не гоголевская шинель, а засаленная ушанка, из которой ни черта путного не вышло, кроме вшей, косорыловки и подозрительной любви к Родине. Со Скоттом Старжионом по прозвищу Стизза все намного интересней. Этот прожженный говнарь с Ист-Виллиджа не только дал путевку в жизнь изначально шуточному жанру крэк-рокстеди — этакому выродку ска, хип-хопа и краста — но и, сам того не желая, превратил его в настоящее музыкальное движение. Объяснять смысл торчковой приколюхи «оставшийся крэк», думаю, незачем: имеющий Интернет – да увидит. С теми, у кого с Инетом, наркотиками и юмором беда, буду краток. Вы смогли бы растянуть на месяц грамм чистого амфетамина, который пацаны на районе зовут турбинием? То-то же. А я смог. Leftöver Crack придумали жанр крэк-рокстеди. Я, конечно, понимаю, что тебя уже достал этот вопрос, но все-таки: как вообще появился этот термин? С крэком-то более-менее ясно, но причем тут рокстеди? Я придумал этот термин в конце 1990-х, чтобы описать наши отличия от других ска-панк групп того времени. Я и не думал, что это слово настолько приживется, и другие команды возьмут его на вооружение. Хотя, наверное, названия большинства известных сегодня музыкальных жанров появились именно так. Из инсайдерской шутки, которая в какой-то момент вошла в историю. Нью-йоркская коммуна «Си-сквот» (C-Squat), в которой живут некоторые участники Leftöver Crack и смежных проектов, занимает непоследнее место в мифологии твоей группы. Что сейчас происходит с этим местом? «Си-сквот» до сих пор функционирует, однако переживает не лучшие времена. Его обитатели, которые ранее действовали из лучших побуждений, один за другим становятся солдатами наркотического фронта и, как следствие, не очень приятными соседями. Я до сих пор отношусь с симпатией примерно к пяти из двадцати пяти живущих там людей. Конечно, в каждом месте есть свои проблемы, однако никогда еще за последние 20 лет «Си-сквот» не был настолько лишен политики и творческого потенциала. Надо ли говорить, что я стараюсь находиться там как можно реже. Касаемо крэка. О наркотических экзерсисах группы ходит множество слухов. Бывший гитарист Leftöver Crack Эзра Кайр довольно подробно исповедался в прошлогодних интервью о своей борьбе с зависимостью. А как ты одолел своих наркодемонов? И как обстоят твои отношения с наркотиками сегодня (это чтоб мы знали, что включать в райдер)? А что, откровения Эзры действительно популярны? Хотя да, я, кажется, видел несколько интервью с ним. И что, он постоянно говорит о наркотиках? Как бы то ни было, насколько я знаю, Эзра сидит на Субоксине, в котором содержится бупренорфин (полусинтетический опиоид, сильное обезболивающее – прим. Sadwave). Это заменитель героина, очень популярный наркотик. Особенно, в Финляндии. Полагаю, в России с ним тоже проблем нет. На всякий случай: Эзра давно не является участником нашей группы. Что касается меня, то я перепробовал все виды наркотиков, начиная от алкоголя с никтоином и заканчивая сиропом от кашля. Не могу сказать, что мне это нравилось. Я отказался от наркотиков. Все участники нынешнего состава Leftöver Crack тоже их не употребляют. Побороть этих демонов было очень не легко. Однако я думаю, это сделало нас лучше. Неожиданный уход вокалистки Нико Де Галло из твоего сайд-проекта Star Fucking Hipsters породил кучу слухов. Говорят, между вами чуть ли бойня случилась. Можешь пролить свет на эту темную историю? Нико покинула группу из-за своей наркотической зависимости. Это произошло в середине нашего тура. Она поняла, что, в отличие от всех остальных, мной она манипулировать не сможет. Однажды после концерта она публично заявила, что я поднял на нее руку. Покинув Star Fucking Hipsters, она развела шумиху в Интернете, обвинив меня в том, что я сломал ей нос. Ничего подобного на самом деле не было. Это как если бы твой брат или сестра из вредности стучали на тебя родителям, говоря, что ты дерешься. Результат был бы схожим. Спустя год после этой истории я встретил ее и спросил, как поживает ее нос. Она ответила, что слухами мир полнится. Стоит ли говорить, что я считаю ее невероятно зловредной особой, одной из немногих людей, которым нельзя доверять ни в чем. Распуская подобные слухи, она не только дискредитировала феминистское движение, но и поставила под удар реальных жертв насилия. Твоя нетерпимость к гомофобии и религиозным фанатикам хорошо известна. Поздравляем, ты собираешься приехать в страну, где 12-летние дети пиздят геев на глазах у лыбящихся ментов, а за ношение футболки с пентаграммой можно загреметь в тюрьму. Ты что-нибудь об этом слышал? Нет, я ничего об этом не знаю. Но то, о чем ты говоришь, похоже на старую добрую религиозную тиранию, которая сейчас происходит повсеместно. В нашей стране существует небольшая крэк-рокстеди сцена — The Poseurs, Oskäl, Maniak Cop. Ты знаком с ней и вообще с российским панком? С удовольствие послушаю эти коллективы. Из современных российских групп я знаю только T.A.T.U. и Pussy Riot. К сожалению, они не имеют ничего общего с крэк-рокстеди. Говорят, вы готовите новый альбом. Смеем ли мы надеяться, что вы сыграете в России парочку новинок? Скорее всего, мы не будем играть новые песни, нам бы старые подучить. Всему свое время, так будет и с новым альбомом.
Раскрой какую-нибудь инсайдерскую информацию о группах, в которых играли участники Leftöver Crack. Стоит ли ждать новостей от Choking Victim, Star Fucking Hipsters, Intro5pect? Ни одна из перечисленных тобой групп, на данный момент, не имеет определенных планов на будущее. Однако я веду переговоры с коллективом Blackbird Raum. Возможно, вскоре мы выпустим сплит-альбом. Если этот опыт окажется удачным, ждите полноценную акустическую пластинку. Ты часто говоришь о своем одиночестве и социопатии. Откуда это в тебе? Как у тебя настроение в последнее время? Я ощущаю себя одиноким ежесекундно. Каждый новый день может стать худшим в моей жизни. Со временем я становлюсь все более одиноким и потерянным. Скромность – вот причина моей депрессии и паранойи. Моя мать пыталась уберечь меня от любого воздействия внешнего мира. Отца я видел очень редко. По правде говоря, он был безответственным козлом. Мой отчим покончил с собой. В те годы я был уже достаточно взрослым, чтобы понять, почему он это сделал. Вообще, все мои воспоминания о детстве какие-то безрадостные. Я до сих пор помню, как шарик мороженного выпал у меня из рожка и плюхнулся на асфальт. Еще помню, как играл в песочнице и увидел, что у пацана напротив такие же кеды со Спайдерменом, как у меня. Я счел это хорошим поводом для знакомства, но в ответ услышал только: «Ну, и что?». Сейчас на месте той песочницы построили очередной торговый центр с кинотеатром. Мне всегда нравился Нью-Йорк летом, когда не было уроков. Но даже этим мне не удавалось насладиться в полной мере из-за постоянных пробок в городе и чрезмерных мер безопасности, принятых в моем районе. В общем, можно сказать, что застенчивость вдохновляет меня на творчество. Выходит, и у социопатии есть свои плюсы. Ты не раз говорил, что считаешь себя настоящим красти, потому что можешь не мыться, есть на помойках и спать в кустах. Ты работал кем-нибудь помимо помощника бармена и посудомойки? Было время, когда я был наркокурьером, доставлял клиентам траву. Еще я подсовывал рекламу в почтовые ящики. Чего я никогда не делал, так это не работал в сетевых ресторанах. Я всегда старался держаться подальше от фастфуда, если не считать тех случаев, когда из их мусорных мешков можно было выудить целый бургер. Еще я никогда не понимал, почему единственная еда, которой с тобой готовы поделиться бесплатно – это всякое дерьмо из Макдональдса (по всей видимости, речь идет о благотворительных акциях – прим. Sadwave). Один из альбомов Star Fuсking Hipsters называется «Из помойки в могилу», а на его обложке изображена тележка из супермаркета. Все намеки здесь более чем прозрачны. Расскажи о своем самом запоминающемся опыте магазинной кражи. В детстве я утащил лягушонка Кермита из магазина FAO Schwartz (американский аналог «Детского мира» — прим Sadwave). Спрятавшись в туалете, я обвязал его лапы вокруг ног, руки закрепил вокруг талии, а огромную волосатую голову спрятал в паху. Еще был случай, когда я по пьяни забросал ментов пончиками, но это немного из другой оперы. Впрочем, надеюсь, что люди начнут брать с меня пример.
Несколько записей Leftöver Crack вышли на Fat Wreck Chords, лейбле Фэт Майка из NOFX. Каковы были твои ожидания перед первой встречей с ним, и оправдались ли они? Ну, я знал, что он из группы NOFX. Кажется, это та самая группа, которая пишет песни в стиле NOFX. Во время нашей первой встречи он выглядел очень важным и, казалось, смотрел на меня свысока. Я могу с уверенностью сказать, что ему не нравятся грязнули-красти. Наверное, я один из немногих таких ребят, с кем он решился иметь дело. Он честный парень, а еще атеист и еврей. Как и я (как и все мы – прим. Sadwave). Представь, что у тебя появилась возможность целый год вообще не заниматься музыкой. Чему бы ты себя посвятил? Я бы отправился путешествовать по миру, это точно. В дороге я бы снимал кулинарные передачи и писал рецензии на парки с аттракционами.
По просьбе Sadwave Кирилл Бондарев рассказал о самых знаковых альбомах в истории крэк-рокстеди. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЕРКА И ГОВНАРЬ: АЛЬБОМЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ НАСТОЯЩЕМУ КРЭКЕРУ
Что сказать, насочиняла крэк-братия солидно, и пытаться охватить все махом так же скучно, как пересчитывать 38 тысяч дис-попугаев, то есть, простите, групп. Поэтому я решил ограничиться семеркой самых-самых, этаким Crack Rock Steady 7 – благо под такой вывеской Стизза сотоварищи не раз гоняли в туры. Честное слово, этого багажа будет достаточно, чтобы без труда присунуть любой анархо-феминистке, не опасаясь, что после она наблюет вам в кальсоны.
CHOKING VICTIM — «No Gods, No Managers» (Hellcat Records, 1999) С трудом верится, что первый официальный лонгплей будущих основателей Leftöver Crack Стиззы и Эзры Кайра выпустили мальчики-мажоры с подлейбла Epitaph – до того тяжелым и яростным он получился. Кстати, имя для данной банды, доселе именовавшейся No Сommercial Values, придумал ее первый барабанщик Джон Долан, когда работал в тако-шопе. Плакаты с надписями «Жертва удушья», на которых была изображена инструкция по оказанию первой помощи обожравшимся клиентам, некогда висели в каждой нью-йоркской забегаловке. Итак, что же душит Скотта-Осетра? Чтобы это понять, достаточно взглянуть на треклист: Fucked Reality, Money, Suicide…Предсказуемо? Так ведь и крэк-рокстеди – не желтый квадроцикл! По сути, парни посадили ска-кор на волосатую метлу и тупо разогнались до краста, украсив сей болид темнозорью в духе «чернотой я рождена, а мой папа Сотона». Канонически воют в терцию гитары, тут рэпчик промелькнул, там ДиДюЛя проскакал. Даже название альбома – цитата из смутно знакомых крастеров (Fatum, кажись?). Но, положа руку на сердце, кого ебет оригинальность при таком драйве? Какая, к ебеням, поэзия при столь негодяйском вокале? И пусть Choking Victim всю дорогу жали четыре замусоленных аккорда, зато это были охуенно правильные аккорды. А после выхода диска группа сразу распалась. И это тоже стиль.
LEFTÖVER CRACK- «Mediocre Generica» (Hellcat/Epitaph Records, 2001) Ну, что же, Choking Victim мертвы – да здравствует Leftöver Crack! К сожалению, типография отказалась печатать оригинальную версию обложки дебютного альбома группы. На ней Стизза с пистолетом в руке стоит перед школьным двором, иллюстрируя заголовок «Shoot the kids at school». «Парни с Hellcat заявили, дескать, мы недостаточно круты, чтобы запаривать их поисками другой типографии. Поэтому нам пришлось сменить название пластинки на Mediocre Generica, — вздыхает вокалист Leftöver Crack. И вправду, какой все-таки мудак этот Тим Армстронг! Уже один факт, что группа презентовала свой дебют 11 сентября 2001 года, говорит о многом. Впрочем, что до разговоров, то крэк-отморозки и сами были щедры на скабрезности. Например, сразу после теракта (в результате которого, по слухам, погиб бывший участник группы Джон Долан) Стизза переименовал себя в Осаму Стиз Ладена, а его напарник Эзра радовался, что наконец-то молодежь стала таскать на гиги наркотики. Музыка, правда, со времен «No gods…» не сильно изменилась. Разве что стала более эклектичной и чуть потеряла в тяжести. В остальном же, здесь все на своих местах: Осетр лихо свингует, как граф Гришнак под МДМА, Эзра чиркает по струнам и гневно топчет педаль, а барабанщик Ара вонзает, в легкую обгоняя своего предшественника из Choking Victim. Без балды, классический крэк-рокстеди альбом.
LEFTÖVER CRACK — «Fuck World Trade» (Alternative Tentacles, 2004) Если разбудить меня, в сиську пьяного, среди ночи и взять за кадык со словами: «А назови-ка, голубчик, лучший крэк-альбом всех времен и народов», ответом будут три слова: Fuck. World. Trade. После перехода на лейбл Джелло Биафры Alternative Tentacles Leftöver Crack дали оборотку бывшим патронам кричалкой: «Clear Channel fuck off!», показывая средний палец одной из крупнейших медиакорпораций США. Кстати, в этой песне «крэкеры» поставили главу своего бывшего лейбла Тима Армстронга в один калашный ряд с Nickelback и Бритни Спирс. Впрочем, сейчас повзрослевшему Эзре, работающему в данной компании фрилансером, за эти слова стыдно… Ко второму диску Leftöver Crack тандем Стизза/Эзра развернулся на полную. Яркая мелодика, бойкие риффы и даже струнные по неокрасту в финальном ноктюрне – все на уровне. Позже Стиззу ждало еще много всяких приключений: синий обстрел копов пончиками, публичное бодание с вокалистом Bad Brains по теме расизма, раскол с Эзрой…Вот только альбомов, сравнимых по цельности с Fuck World Trade, он уже не записывал. Как сказал бы латентный каннибал в адрес Иссея Сагавы: «Таких больше не выпускают».
THE INFESTED — «Myths, Lies And Hypocrites» (EHC, 2008) В 2006 году, когда Leftöver Crack уже болтался говном в проруби, йоркширские потрошители дури The Infested сгоняли в тур со Стиззой под общей вывеской Crack Rock Steady 7. Впрочем, лидера The Infested по прозвищу Джи все равно не любят на панк-форумах и обзывают мудаком и скотиной. На панк-форумах вообще мало кого любят, но тут, по крайней мере, баттхерт обоснован: Джи жмет трудовое лавэ корешам и даже альбом записал в одиночку, чтобы схомячить побольше. Еще и назвал его, до кучи, «Мифы, Ложь и Лицемерие» — ну не сволочь, а? Насколько правдивы эти слухи, мне, в общем, похуй, как и на предъявы по творчеству. Разумеется, драм-машина уступает по мощи живым барабанам, вместо пианино Джи играет на пианине (одним пальчиком), и вообще никакой это не крэк вовсе, а раздухарившийся ска-кор, вприпрыжку скачущий в ночной магаз за бухлом. Однако при всей музыкальной бесприданности Джи классный сонграйтер. На четырех аккордах и голом энтузиазме выдавать истории, достойные Джона Кинга – это неплохой козырь. А то, что они все одинаковые, не беда. Как в анекдоте — зато про войну.
NO-CA$H — «Run Your Pockets» (VMS/Morphius, 2003) No-Ca$h из Назарета, может, и говнари (в благородном смысле слова), но никак не симулякры. Хотя бы потому, что стартовали они практически в одно время с тусой из «Си-сквота». Так что имеет смысл говорить о вполне самостоятельном культе. Впрочем, говорить о No-Ca$h вообще имеет смысл, причем много и с придыханием (пусть парни и выпустили больше мерча, чем записей). На своем первом и последнем лонгплее квартету удалось воссоздать блэковый саунд, который норвежские нехристи называли «некро», а Летов – поносными звучаниями. Детки-в-клетку идут нахуй: даже проходы на слабую долю здесь отдают ржавчиной, будто музыканты рубятся в контейнере для мусора. Аккордов по традиции четыре — что гитарных, что фортепианных. Добавим к ним дрищущий дисторшн, скорострельные барабаны и острый, как бритва, вокал, верещащий: «Homelife is a drag!» — погнали! Резюмируя цитатой Андрея Кагадеева: «Младенец был грязен и весел». Лучше и не скажешь. После развала группы ее идеолог и вокалист Биг Си замутил что-то совсем невообразимое на стыке хип-хопа, даба и психоделии, озаглавив проект Mad Conductor. Не крэк, но тоже очень круто. Рекомендации.
ATROCITY SOLUTION — «Tomorrows Too Late» (Tent City, 2010) Банда четырех из Висконсина по общим меркам не представляет из себя ничего выдающегося. Вонзают сатаной по рэпу, зверски орут и протестуют даже против английской грамматики, как ехидно заметили на Punknews.org (см. The Protest song). Лирика тоже вполне по канону: «Крест переверни», «Пулю буржую — веревку менту» и «Не валяй дурака, Америка». Другое дело, как пацаны играют: каждый из семи треков, уместившихся на этой эпишке – настоящая крэк-симфония с увертюрой, кучей неожиданных сбивок, виньеток и традиционно эпичной кодой. Возможно, так могли бы звучать Ictus, если б слушали ска-сатанистов Mephiskapheles вместо Slayer. Но главный конек Atrocity Solution – это, конечно, гитарные соло, прекрасные и бессмысленные. Честно слово, столь лучезарного долбоебизма я не слыхал даже у Black Panda, а эти испанские моторхэды знали толк в метал-макаронах.
BENG BENG COCKTAIL — «Choices» (Beer / Pumpkin Records / Skagency, 2012) «Во Франции мы важные шишки – почти как Джерри Ли Льюис», — полушутя хвастался Стизза. Действительно, если на родине Фантомаса и нет секса, как считает Мишель Уэльбек, то уж Крэк точно имеется. Подтверждением тому – это парижское трио, на пальцах доказавшее, что для хорошего Crack Rock steady перегруз не обязателен. Правда, пацаны зачем-то обзывают себя «кристалл-кором», но нам-то известно, что там за кристаллы. На деле Бефа, Скал и Ож второй альбом подряд ухарски зачитывают под изгиб гитары желтой. Получается у них лихо и изобретательно, не в пример LoC (которые, судя по видео из Си-Сквота, явно проигрывают в акустике). И ладно, что Choices, при всей его шлягерности, не стал сенсацией 2012 года, зато трэк Everything I Do Is So Wrong чудо как хорош. Хотя они все здесь хорошие. А те, кто тоскует по ревущим гитарам – врубайтесь в Beng Beng Cocktail goes electric, и да будет вам счастье.
P.S. Уже предвкушая явление какого-нибудь зануды в очочках, рвущегося уличить нас в некомпетентности, заранее оговоримся: автор текста – курьер. А музыка – это так, чтоб в метро не заскучать. Leftöver Crack выступят 19 июля в питерском MOD’е и 20 июля в московском клубе Plan B.. |
Отзывов (14)