Проверенные источники сообщили нам, что в этом году на проходящем в Москве фестивале документальных фильмов о музыке Beat покажут картину о вашингтонском хардкоре Salad Days. В честь этой новости мы рассказываем об 11 важных панк-фильмах, правда, художественных.
Текст: Никита Величко «SLC Punk!»Главный герой фильма по имени Стиво отзывается о родном городе Солт-Лейк-Сити так: «Говеная дыра! Это как Христос сел посрать, а то, что из него вывалилось, приземлилось здесь». Отец хочет отправить Стиво учиться в Гарвард, но тому больше нравится шататься по городу с другом по имени Героиновый Боб, который до смерти боится игл и носит ирокез, несмотря на шутки окружающих про индейскую прическу. «SLC Punk!» — это сборник дичайших историй из самого сердца американской дыры: например, про парня, который случайно принял кучу кислоты и стал считать окружающих Иисусами или про то, почему за пивом жителям штата Юта нужно ездить в Вайоминг. В то же время — вот убедительное высказывание о панковских идеях в рейгановскую эпоху и о том, кто такие позеры и что с ними в конце концов случается. «What We Do Is Secret»История лос-анджелесской панк-группы The Germs, подделанная под документальный фильм с говорящими головами; на деле — байопик вокалиста Дарби Крэша, покончившего с собой в 22 года путем передозировки. The Germs делали все, чтоб про них заговорили, а играть хотели научиться потом. Они зазвали в группу «двух неталантливых девчонок», рассуждали о фашизме и больше всего запомнились мощнейшими концертами. Но призыв «Разрушьте это место, сожгите его!» перестал быть привлекательным, и все проходило согласно крэшевскому «пятилетнему плану» — до самой смерти Джона Леннона. «Good Vibrations»Очарованный панк-роком средневозрастной идеалист по имени Терри Хули открывает в Белфасте музыкальный магазин — как раз в то время, когда по городу, охваченному взрывами и религиозной ненавистью, стало совсем опасно ходить. Потом магазин станет лейблом, и именно благодаря Хули Королевство узнает про Rudi, Protex и Outkasts, а радиоведущий Джон Пил услышит свою самую любимую песню The Undertones Teenage Kicks. Очень трогательный фильм о том, как страсть к музыке помогает выжить — кстати, реальный Терри Хули здравствует и по сей день. «Hard Core Logo»Мокьюментари про реюнион «любимой команды всех ванкуверских панков» Hard Core Logo, которой на самом деле никогда не существовало. Анти-«This Is Spinal Tap» в том смысле, что всем совсем не весело, а очень тоскливо. Hard Core Logo играли 12 лет, но в группе возникли разногласия из-за денег — в этот раз якобы будет наоборот, но ничего подобного; рок-н-ролл тут действительно «всего лишь инструмент для продажи пива, плавательных бассейнов и кинозвезд». Может, в молодости Hard Core Logo были неплохи, но сейчас Джо Дик и Билли Тэлент совсем никуда не годятся; поддержать их хочется, только когда кто-нибудь из них говорит: «Выруби эту камеру!». «Straight To Hell»Кортни Лав в роли беременной, Джо Страммер в роли Джо Страммера, каким бы он был, если бы переродился в бандита. Еще в кадре появляются Элвис Костелло и Грейс Джонс, а также Джим Джармуш, Деннис Хоппер и группа The Pogues в роли кофезависимых ковбоев. На этом достоинства фильма заканчиваются: названный в честь песни The Clash Straight to Hell — это довольно нелепая пародия на спагетти-вестерн, в которой несколько известных и веселых людей решили хорошенько повалять дурака. Зачем они все время стреляют друг друга? Что тут на самом деле происходит? Значит ли все это хоть что-то? Понятно только одно — хаос правит всем. «Suburbia»Недобрый, правдоподобный и этим замечательный фильм про американских панков, живущих в сквоте за чертами города и бедности. В одного пьяная мать пуляла стаканами за то, что он не помыл посуду, к другой домогался отец — все они, от шести до восемнадцати, сбились в банду T.R., «The Rejected», и ведут ни много ни мало войну с буржуазным обществом просто ради того, чтобы поесть и выпить. Дикие собаки, раздевание девушки на концерте, передозировка самой красивой героини — все это выглядит не художественными преувеличениями, а вполне реалистичными событиями в жизни подростков; больше прочих врезается в память момент, когда юный Фли (тот самый) целуется с крысой и засовывает ее себе в рот. «Sid and Nancy»Сид влюбляется в Нэнси, Нэнси влюбляется в Сида и просит его убить ее во имя любви. Известную драму решил переложить в художественный фильм режиссер Алекс Кокс (см. «Straight to Hell»). Задача у него была простая — не запороть историю; и он не запорол, позвав Гэри Олдмана на роль Сида Вишеса. Надпись «No Feelings» помадой на зеркале, танцы с детьми после пиццы в честь выхода из тюрьмы, избивание журналиста Дика Дента перед выступлением; «Я не смогу без тебя жить» — «Не сможешь? Тогда нам лучше умереть вместе»; концерты с Лайдоном и сольно, «My Way», саморазрушение и жгуты. Рабочее название фильма — «Love Kills». «Ladies and Gentlemen, The Fabulous Stains»Казавшееся всем бездарным девичье панк-трио The Stains внезапно становится новым голосом феминизма. О взлете и падении The Stains, а также об отношении к женщинам в музыкальной индустрии снят этот фильм с удивительной историей создания: он был готов еще в 1980-м, но показали его только два года спустя чуть ли не на одних лишь кабельных телеканалах — компания Paramount посчитала, что он недостоин кинотеатров, несмотря на то что сценаристка ранее получила «Оскар», а в кадре появляются музыканты Sex Pistols и The Clash. В поклонниках картины числятся Кортни Лав и Кэтлин Ханна. «Rock’n’roll High School»Школьники совсем отбились от рук — хотят только прыгать под Ramones, которые к тому же вот-вот выступят в городе. Злюка-директриса и ее скауты-прислужники категорически против популяризации гитарной музыки, хотя даже учителя переходят на сторону детей. «Rock’n’roll High School» — это, разумеется, комедия для всей семьи, однако протест гормонов против порядков в ней изображен очень даже по-серьезному: чего стоит хотя бы фейерверк из покромсанных личных дел школьников. «Burst City»Идея строительства гигантской АЭС где-то в Токио будущего сильно не нравится местным панк-группам, которые не стесняются радикально выражать мнение, из-за чего в конфликт вмешиваются якудза и байкеры. Понять это все ввиду стиля повествования довольно непросто — «Burst City» застрял где-то между киберпанком, научной фантастикой, боевиком и мюзиклом. Все время темно, почти все время горит огонь, помимо прочих играет группа The Stalin, после сексуальных извращений показывают разбивающиеся гоночные автомобили. Герои говорят редко, зато что-то в духе: «Работа? Бросил, я слишком чувствителен» или «Примите душ из моей мочи». Непрекращающаяся агония, запечатленная трясущейся камерой, заканчиваются поднятым вверх кулаком и совершенно ясным посланием — идите в задницу и пошлите нахрен. «Vi är bäst!»Стокгольм, 1982 год, две не по годам умные семиклассницы бюрократическим методом на час отбирают школьный репетиционный зал у волосатых упырей и решают организовать, конечно же, панк-группу. Потом находят тихую религиозную девочку, включают ей песню «Повесить бога» (потому что он фашист), и вот уже втроем они репетируют песню про физрука, попутно впервые напиваясь и стреляя у прохожих мелочь на гитару. Милый оптимизм и открыточность фильма уравновешиваются недюжинной самоуверенностью и нахальностью столь юных героинь — не всегда даже приятной, но а как вы хотели. Рейтинг на Rotten Tomatoes — 97%. Фестиваль документальных фильмов о музыке Beat пройдет в Москве с 28 мая по 7 июня. Читайте также: |
Отзывов (2)