В субботу 20 июня на московском фестивале «Боль» выступит одна из главных надежд балканской гитарной музыки сербская нойз-рок-команда Repetitor. Гитарист группы Борис Властелица рассказал Sadwave о популярности, драке со скинхэдами и наиболее интересных представителях DIY-сцены Балкан. Беседовал: Александр Бессмысленный Информация, которую можно найти о вас в интернете, складывается в своеобразную историю успеха. Вы стали известными в тот же год, когда начали играть по клубам. С тех пор каждый первый сербский критик назвал вас главной надеждой местного рока. Оба ваши альбома получили восторженные отзывы в прессе. Сегодня вы выступаете на больших концертах и ездите в мировые турне. Как все это с вами произошло? В чем секрет? Борис Властелица (гитара): Ну, рок-н-ролл, который мы играем, – это все-таки андеграундная музыка, как и в любой другой стране, наверное. Нас нет в телевизоре или на биллбордах. Мы слишком громкие и грязные, чтобы стать мейнстримом. Так что да, мы довольно знамениты, но нам точно понадобилось больше года, чтобы заработать себе имя. А создать себе имя у нас получилось, потому что мы играли всюду, куда нас приглашали, играли постоянно и заработали себе солидную базу фанатов, которая росла по мере того, как мы давали концерты. Это происходило медленно, постепенно, без всяких промокампаний или целенаправленного пиара. В России нойз-рок – это вообще музыка подвалов, куда приходят несколько десятков энтузиастов и интересующихся. Складывается ощущение, что в Сербии этот жанр все-таки сильно популярнее. Почему так? Югославия была социалистической страной до падения Берлинской стены, но режим здесь был гораздо более щадящим, чем в СССР. Мы могли выезжать на Запад, покупать пластинки, возвращаться с ними, так что музыкой здесь сильно интересовались. У нас даже открыто давали концерты некоторые группы с четкой социалистической позицией, например, британцы Gang of Four. Все это создало довольно крепкую местную сцену. Рок-группы появились у нас с 60-х, в 80-х они уже были хорошо известны, тогда зародились новая волна и панк. С 1981-го по 1991 год можно даже сказать, что новая волна и нойз-рок были в мейнстриме наряду с фолком, который до сих пор очень популярен в нашей стране. Было множество групп, например, Šarlo Akrobata, Haustor, Idoli, Disciplina Kičme, Električni Orgazam, Paraf, EKV, которые определили общий вектор молодежной культуры на годы вперед и по-прежнему продолжают на нее влиять. Repetitor называют одной из главных групп так называемой новой сербской сцены. Чем она отличается от предыдущих «сцен»? Нам никогда не нравилось это название для современной местной движухи. К примеру, в Сербии есть довольно много хорошего рэпа и танцевальной музыки, по идее, их тоже нужно включить в это течение, однако этого никто не делает. И еще слово «новая» в данном случае не имеет особого отношения к музыке, оно носит, скорее, политический характер. Так называют музыку, которая появилась в Сербии после «демократических» изменений, которые оказались, кстати, не такими уж крутыми. Мы предпочитаем использовать выражение «сцена BIGZ» — так называется здание старой белградской типографии, где репетирует и сочиняет песни большинство новых сербских банд. Repetitor — U pravom trenutku Ваши альбомы «Sve što vidim je prvi put» и «Dobrodošli na okean» записаны более или менее в схожей стилистике. Последний вышел 3 года назад. Когда будет следующий, и планируете ли вы искать для него какой-то новый саунд? И да, и нет. Мы не пытаемся специально делать что-то со звуком – главное, чтобы мы получали удовольствие от нашей музыки. Repetitor не концептуальная группа, так что наш саунд изменяется одновременно с нами. Мы записали несколько песен этой весной и запишем еще несколько зимой. Так что в конце этого или в начале следующего года мы планируем выпустить новый альбом. В Сербии нет развитой инфраструктуры для нашей музыки, так что не так уж просто выпускать пластинки каждые два года и одновременно давать столько концертов, сколько играем мы. Так что 3-4 года на альбом – это нормальный темп для нас. В России музыканты постоянно спорят о языке, на котором стоит петь. Те, кто хотят стать звездами на Западе, пытаются писать тексты на английском. Те, кто нацелен на что-то серьезное в рамках нашей страны, выбирают родной язык. Идет ли такая дискуссия в Сербии? Стояла ли языковая дилемма лично перед вами? Да, у нас абсолютно та же тема. Но я не очень люблю местные группы, которые поют на английском. Трудно объяснить, но мне кажется, что ты теряешь связь с текстами, если они не написаны на языке, на котором ты думаешь. Если ты разговариваешь на сербском или русском каждый день, у тебя вряд ли получится быть по-настоящему искренним, используя иностранный язык. Кроме того, я ненавижу группы и вообще любых исполнителей, которые намеренно делать все, чтобы добиться международной популярности. Мне нравятся банды, которые вырастают, потому что хотят создавать музыку и делиться с людьми энергией, а не из соображений прославиться, стать звездами и все такое. Музыка – это универсальный язык, и мы никогда не думали петь на английском. Сегодня мы даем концерты по всему миру — от Нидерландов до Китая, поем на своем языке, и каждый чувствует нашу энергию, наше главное послание – это чистый рок-н-ролл, без говна. У меня даже есть ощущение, что мы не достигли бы такого успеха, если бы пели на английском. Никто не стал бы нас слушать, подобной музыки и так море в Англии и в США. Я слышал, что на тебя напали скинхэды во время концерта в косовской Приштине. Это правда? Как политика влияет на ваш творческий процесс? Вы вообще считаете себя политизированной группой? Не совсем так, на меня напали в городе Баня Лука, в сербском регионе Боснии и Герцеговины. Это были какие-то сербские ссыкуны-скинхэды, так что там речь не шла о национальности, мы были, видимо, слишком «коммунистическими» для них. Repetitor сама по себе не политизированная группа, наши тексты можно понимать по-разному, там не говорится о политике напрямую. Тем не менее, политика сильно влияет как на наши жизни, так и на музыку. Но мы не призываем ни к чему на наших концертах или в наших песнях. Мы говорим в них, скорее, образным языком. Ты и другие музыканты Repetitor когда-нибудь бывали в России? Нет, пока не бывали. Жаль, что мы пробудем в России только один день. Мы приезжаем поздно вечером, ночью даем концерт, и уже утром уезжаем. Так что, скорее всего, успеем посетить только какие-нибудь туристические места типа Красной площади, к сожалению. Repetitor — «Ogledalo» live @ Clockwork, Rome, 16th May 2012 По просьбе Sadwave гитарист Repetitor рассказал о наиболее интересных, с его точки зрения, группах балканского андеграунда. 1980-еВ конце 70-х – начале 80-х на Балканах были очень популярны Buldožer из Словении. Они пели на сербо-хорватском и по-настоящему сносили всем башни. Buldozer — Novo Vrijeme Вообще, 80-е считаются золотым веком сербского андеграунда. В Белграде лучшей командой были Šarlo Akrobata. Šarlo Akrobata — O, o, o Их хватило всего на один альбом, после чего Šarlo Akrobata распались, а ее участники создали еще две культовые группы Disciplina Kičme и EKV (Ekaterina Velika). Все участники EKV впоследствии умерли от героина. Disciplina Kičme — Buka u Modi Ekatarina Velika -Tatoo Еще одна культовая группа того времени — Električni orgazam. Elektricni Orgazam — Zlatni Papagaj Возможно, единственной командой 80-х, активно выступавшей против коммунистического режима, были Idoli. Кто-то считает, что они играли нойз-рок, но, по-моему, они были такими хипстерами своего времени (судя по опубликованному ниже видео, Idoli представляли собой этакий «НОМ» на сербский лад — прим. Sadwave). В своих песнях и клипах музыканты смеялись над советскими и православными символами. Сейчас один из участников Idoli политик, а другой – успешный бизнесмен. Idoli — Maljciki 1990-еПри Слободане Милошевиче были известны Jarboli, Kanda Kodža i Nebojša и Darkwood Dub. Все они открыто выступали против тогдашнего политического строя. Jarboli — Samo Ponekad KKN — Priroda Darkwood Dub — Elektropionir 2000-еНа современные группы сложно навесить какой бы то ни было ярлык, по-моему, они все интересные и довольно оригинальные. Заранее прошу прощения, если кого-то забыл. Начну с белградской команды Straight Mickey and the Boyz — это три парня, которые буквально уничтожают все на своем пути, настолько жестко играют. Недавно у них вышел дебютный альбом. Straight Mickey and the Boyz — CRV Хорватский три Vlasta Popić, состоящий из девушки и двух парней. Отлично рубят, часто ездят с турами по Европе. У них всего один клип, но уже два альбома. Многие считают, что у них якобы фирменный белградский грязный звук. Vlasta Popić — Maštanje Petrol из Белграда – одна из первых банд «новой сцены». Они играли с 2004-го по 2009 год, потом распались, несмотря на то, что на их большие концерты было не попасть. Petrol ждало большое будущее. Фронтмен этой команды сейчас создал новую группу, правда она играет поп-музыку, совсем не похожую на творчество на Petrol. Зато ей удалось стать гораздо популярнее его первого коллектива. Petrol — Konvertor Multietnička Atrakcija — дуэт, барабаны и бас. Еще одна команда, участники которой не смогли долго ужиться вместе. Впрочем, она существует и сегодня, только с другим басистом. Изначально это были два мусульманина из Белграда, Осман Ахмед (барабаны) и Демир Ахметович (бас). Осман – здоровый парень, у которого основная работа – клоун. Так что на концерты он наряжался злым клоуном и отрывался по полной. А Демир – такой спокойный замкнутый парень, но очень драйвовый. После ухода из Multietnička Atrakcija он основал Svemirci. Multietnička Atrakcija — Minijaturna građevina Svemirci — Bar nekad Nebo Je Crveno – молодая команда из северного приграничного города Суботицы. Nebo Je Crveno — Proći Će Nikky Louder из словенской Любляны. Настоящие нойз-рокеры. Nikki Louder — Sweet are the girls in beijing The John из македонского Скопье. На них сильно повлиял диско-панк вроде !!!, Rapture и LCD soundsystem. Лучшая местная команда в этом стиле. The John — SLoboda Xaxaxa – тоже из Скопье. Балканские Hüsker Dü. Xaxaxa — Probav da se isklučam Crvi – моя вторая группа, новая. Crvi — Sound and Visions Repetitor выступят в субботу 20 июня на московском фестивале «Боль». Читайте также:
|