Не только панк: новый альбом Public Enemy как неустаревающий манифест бунтарства
31 июля 2015

Наша рубрика #не_только_панк, наконец, перебралась из соцсетей на сайт. Редактор хип-хоп-портала The Flow Николай Редькин рассказывает о наиболее панковской рэп-записи последнего времени, новом альбоме Public Enemy «Man Plans God Laughs».

public-enemy-man-plans-god-laughs

Текст: Николай Редькин (The Flow.ru)

Участники Public Enemy любому из сегодняшних популярных рэперов в дедушки годятся, но возраст их вроде бы не беспокоит: в то время, как все остальные группы их возрастной категории распались, обанкротились или пребывают в глубокой безвылазной жопе, Чак Ди и Флэва Флэйв стабильно выпускают альбомы. И их даже получается слушать.

Непонятно, правда, с какой стороны сейчас рассматривать новое творение дуэта «Man Plans God Laughs» . В современном хип-хопе год идет даже не за два, а за пять — и вчерашним героям хватает нескольких месяцев, чтобы перейти из состояния «весь мир у твоих ног» в состояние «сбитый летчик». Наверное, поэтому плюсом Public Enemy стала их консервативность — год за годом, десятилетие за десятилетием они бьют в одну и ту же точку (хорошим аналогом тут будут группы Motörhead или The Fall): если и возникают какие-то изменения в саунде, то они микроскопические и заметны только тем, кто а) слушал их предыдущие релизы б) может воспринимать только хип-хоп 80-х и начала 90-х — это называется олдскулом головного мозга.

Такой и новый альбом Public Enemy: 11 песен, все спродюсированы таким же «дедушкой», давним напарником группы по команде Bomb Squad, все звучат более-менее одинаково. Объяснить, зачем эти пафосные агитречевки, зарифмованные и записанные по стандартам начала 90-х, нужны тому, кто послушал, например, последний альбом Кендрика Ламара, решительно невозможно. Но я попробую.

Public Enemy — «Man Plans God Laughs»

Как уже было сказано выше, все ровесники группы сейчас пребывают не в лучшей форме. Те, кто поумнее, завязали с рэпом и занялись каким-то другим доходным делом (хороший пример: Доктор Дре, которого последние лет 15 мы помним не по песням и клипам, а по красным наушникам с плоскими проводами). Те, кто поглупее, продолжают записывать унылый рэп по лекалам 20-летней давности, впадая в старческий маразм и чаще всего сводя свой месседж к строчкам “Печально я гляжу на наше поколенье” (Раким). Кто-то просто не дожил до 2015 года — как MCA или Jam Master Jay. Есть те, кто чудом сохранил релевантность и в 2015 году, но таких вообще по пальцам перечитать — разве что Снуп Догг.

На этом фоне разменявший шестой десяток Чак Ди выглядит столпом адекватности (о его напарнике, давно превратившемся в ходячую антирекламу наркотиков, как-то даже не выходит серьезно говорить; на ум приходит старая строчка рэпера Джей Электроника «Будь как Чак Ди, никогда не будь как Флэйва Флэйв»). Чак ведет свое радиошоу, хвалит Канье Уэста («он новый Пол МакКартни»), дает отличные концерты и ездит в туры с The Prodigy. Он даже выглядит не как пенсионер: если найти последние фотографии ветерана, с них смотрит крепкий черный мужчина, который как будто бросает тебе вызов.

Есть такой стереотип о перманентно молодом революционере, которому поддает жару этот вечный протест, дух борьбы, teenage riot — в этом плане фронтмен Public Enemy, наверное, самый яркий пример в хип-хопе; жанре, по-прежнему заточенному под вечную молодость и сюминутность, где красиво постареть удается одному артисту из сотни.

Будь как Чак Ди!

5 панк-моментов Public Enemy

— «Если Run-DMC — Beatles от хип-хопа, то мы черные Rolling Stones». Так Чак Ди говорил о музыке группы в 90-е. Public Enemy с самого начала звучали грязнее, шумнее и громче других своих коллег.

— Дружба с нью-йорскими рокерами Living Colour и трэш-металистами Anthrax. Последние в 1991 году кавернули песню Public Enemy «Bring the noise», не забыв пригласить самого Чака Ди на подпевки. По мнению гитариста Anthrax Скотта Иэна, без этой композиции, скорее всего, не было бы Rage Against The Machine. Совсем недавно рэп-металлический дуэт воссоединился на сцене голливудского клуба House of Blues. Стоит добавить, что для семпла в песне «She Watch Channel Zero?!» Public Enemy использовали кусок гитарного риффа из композиции Slayer «Angel of Death».

Один из первых рэп-метал-треков в истории: Public Enemy и Anthrax исполняют «Bring the Noize» в 1987 году

— DIY. В конце 90-х Public Enemy разорвали контракт со своим лейблом и начали активно осваивать интернет. Чак Ди сотоварищи были первыми рэперами, которые выпустили альбом исключительно в формате Mp3.

— Участник концертного состава Public Enemy басист Брайан Хардгрув в нулевые спродюсировал альбом китайской панк-группы Demerit «Bastards of the Nation». Вскоре после этого ему предложили поработать с другими панками из КНР Brain Failure, что едва не обернулось скандалом. Группа была подписана на японский лейбл, который хотел, чтобы его подопечные записали несколько критических песен в адрес китайского правительства. Это не понравилось Хардгруву, который почувствовал, что влезает не в свою игру. Впрочем, это не мешало лидеру Public Enemy Чаку Ди записать вокальные партии для одной из песен с альбома Brain Failure


Demerit — «Downtown Production»

— Вот эта фотография

Screen-Shot-2015-01-14-at-12.07.01

Один отзыв

Добавить комментарий