YouTube-пати на Sadwave: 9 панк-документалок на расстоянии клика
28 июля 2015

Забавных видосов с YouTube в нашей т.н. жизни до неприличия много, однако и нас в этом самом «Ютубе» тоже хватает. Впрочем, это, скорее, плюс – Sadwave рассказывает о девяти документальных фильмах о панке, которые находятся от нас на расстоянии клика, без СМС и регистрации. Не поленитесь посмотреть.

fugazi-instrument

Текст: Александр Бессмысленный


Punk Im Dschungel

«Панк в джунглях» — пожалуй, самый уютный фильм из всего списка. Немецкие хардкорщики Cluster Bomb Unit прилетают в самую большую мусульманскую страну мира Индонезию с туром, который проходит по всем канонам жанра: денег не платят, ездишь на чем попало, спишь, ешь и даже какаешь, где придется (в первой же халупе, где останавливаются CBU, сломан толчок). Но от всех неудобств отмахиваешься, как от крупных индонезийских москитов, потому что харизма местного панк-комьюнити сильнее всего этого в тысячи раз.

Тут и заботливые старые мамы в национальных халатах, которые готовят еду для панк-фестов, и мош-питы в джунглях, и намазы с ирокезами, и добрые исламские богословы, которые хлопают по плечу и приговаривают: «Для панков Аллах уготовил место в раю». И в целом — одна из крепчайших панк-тусовок мира, которая способна приструнить мафию на районе, дать отпор авторитарному режиму Сухарто и собрать 4 тысячи человек на концерт Cluster Bomb Unit в Джакарте (что, судя по реакции немцев, гораздо менее реально, чем все вышеперечисленное). Еще одна прекрасная черта фильма – его герои разговаривают на трех языках: немецком (на диком региональном диалекте), ломаном английском и беглом индонезийском.


The Ballad Of Genesis And Lady Jaye

«Баллада о Дженезисе и Лэди Джей» рассказывает о любви, которая окончательно запарила мозг Дженезиса Брейера Пи-Орриджа, фронтмена Throbbing Gristle и Psychic TV, богоподобной фигуры в мире нойза и индастриала. Фильм посвящен пугающе сильному чувству, которое вспыхнуло между британцем Пи-Орриджем и американской доминатрикс, писательницей и актрисой трэш-кабаре Лэди Джей. Это чувство превратило темноволосого, демонического и слегка женственного героя андеграунда, отца двух ангелоподобных дочерей, в обрюзгшего пергидрольного транссексуала с огромными буферами и еще большими губищами.

Если вы думаете, что это смешно, то нет. Это не смешно. Смешно – это когда Дженезис надевает женскую кожаную форму с символикой СС, нацепляет гитлеровские усики (отлично смотрятся с его блондинистым каре), взбирается на стол и, нелепо подпрыгивая на нем, выкрикивает лозунги типа: «Вы хотели, чтобы я был нормальным? Так вот, что я отвечу — хуй вам!»

История трансформации, которая происходит с Пи-Орриджем и Леди Джей, вызывает ощущения стыда, будто ты коснулся чего-то крайне интимного, и одновременно восхищяет эффектностью ярчайшего фрик-шоу. Все-таки решение не рожать ребенка, а создать нового человека другим путем – с помощью скальпеля и других острых приборов сделать их похожими друг на друга как две капли воды, — не каждому придет в голову. И уж точно не каждый решит реализовать этот план, превратив всю свою жизнь в арт-проект.

Борьба этой странной пары с природой, которая заканчивается смертью Лэди Джей – это не только сильнейшая манифестация человеческой любви, но и самая суть олдскульного индастриала. Это гимн человечества, как оно есть: прекрасного и отвратительного одновременно, утопающего в любви, жестокости, нечистотах и страшащегося собственной конечности.


Kovasikajuttu (Punk Syndrome)

Фильм о жизни четырех самых трогательных и чистых сердцем музыкантах в мире, членах финской группы Pertti Kurikan Nimipaivat,

рожденных с синдромом Дауна. Им плевать на деньги, они всегда говорят, что думают (просто потому что не умеют врать на уровне ДНК) и  не понаслышке знают, что такое несправедливость, издевательства и психдиспансеры. В общем, панки по праву рождения.

Музыканты уверены: нужно писать честные тексты. Это, например, означает, что песню «Шесть чашек кофе» нужно обязательно начать с честной фразы «Кофе – это хорошо, когда ты его пьешь». И в этом их главная сила. Ребята из PKN слов на ветер не бросают. Лидер банды, гитарист Пертти Курика, имеет в виду каждое произнесенное им слово, когда вопит свои стихи про то, что «его кормят свинячей едой в доме для шизиков»; про то, что «Пертти умственно отсталый, он не получит кофе, у Пертти дефект речи и ему нельзя пойти на диско-пати». Слова вообще даются ребятам из PKN гораздо тяжелее, чем обычным людям. Так что правды в каждом произнесенном ими слове раз в двадцать больше, чем в наших маленьких легковесных фразочках.

Вообще «Панк-синдром» — фильм про преодоление. Для большинства читателей Sadwave нет проблем посрать. А для Пертти есть. Ему нужно помнить, что перед тем, как отправляться в тур, надо дойти до туалета и вытереть задницу. Кари, вокалист, должен как следует потрудиться, чтобы очаровать барышню (тоже с синдромом Дауна) и быть на высоте как мужчина. Барабанщику Тони необходимо смириться с тем, что родители не хотят жить с ним в одном доме (где он с утра до вечера стучит на ударных) и стремятся выселить его в хороший, но приют. А самый социальный из PKN, басист Сами, должен победить свою гордыню и перестать постоянно шпынять остальных, чуть более заторможенных членов группы. Да и вообще, всем нужно не забыть на гиге, сколько квадратов они играют после припева.

Помимо самих PKN, в фильме нас восхищают менеджеры группы, которые выступают то звукорежиссерами, роуди и пресс-секретарями, то уборщицами, медсестрами и социальными работниками, терпеливо обслуживающими Пертти и компанию. С трудом укладывается в голове, как панк-группу может окружать столько любви и заботы.


Retox: YPLL Documentation

Концепция YPLL, скажем прямо, неоригинальна. Хардкорщики из Retox колесят с туром по США, иногда выступая вместе с друзьями по панк-цеху. То есть классический набор кадров: автобусы, дороги, клубы, музыканты тащат оборудование, красиво курят, громко и мощно выступают. То, что в фильме действительно цепляет и делает его непохожим на все остальные музыкантские «роуд-муви» – так это долгие нервные монологи членов Retox, Head Wound City, Melvins, Antioch Arrow и других хардкор- и панк-коллективов о том, что значит быть упертым панком не в 20 лет, а в 30-40.

За каждым из музыкантов — от вечноюного красавчика, вокалиста Retox и Locust Джастина Пирсона, до седовласого патлатого «Страшилы» Базза Осборна из Melvins  стоит долгая история мытарств, сомнений и разочарований на пути к пониманию: панк – это то, чем им хочется заниматься всю жизнь. Для того, чтобы скрипучая машина хардкора двигалась, они готовы отказаться от «нормальной жизни», от семьи и детей, делать самую дерьмовую работу, которая позволяла бы платить за квартиру и репетицию, и давала бы достаточно времени на гиги и турне.

Все эти мысли о свободе и величии музыки уже сто тысяч раз проговорены. Но когда перед тобой на экране все тянется и тянется череда татуированных лиц, с твердой уверенностью и горячим блеском в глазах рассказывающих в сути своей одни и те же вещи, но каждый своими словами, невозможно не почувствовать всем своим существом: панк – это, возможно, даже чуть лучше, чем секс. Даже анальный.


Instrument

Фильм с немного порнушным названием «Инструмент» рассказывает о родоначальниках постхардкора, вашингтонской группе Fugazi.

По сравнению с другими документальными фильмами, этот очень долгий. Он длится два часа, и изрядная часть этого времени посвящена всякой поэзии: портретам молодых людей-поклонников Fugazi, пейзажам утреннего Вашингтона с музыкой Fugazi на фоне, танцам пластичного, стройного и как правило полуголого тела вокалиста и гитариста группы Ги Пиччиотто.

Только агрессивные проповеди главного идеолога группы Яна Маккея (который иногда, кажется, готов буквально убить кого-нибудь из поклонников, только бы в мош-питах люди вели себя чуть уважительнее друг к другу, задумались о вреде пропаганды и смысле хардкора), могут хоть как-то разбавить весь этот эстетский хоровод в духе Гаса Ван Сента.

Впрочем, вся прелесть фильма как раз в эстетике. Все эти пыльные школьные залы, старые пластиковые игрушки и замусоленные дешевые кеды дают почувствовать то время и пространство, которое породило Маккея, Fugazi и лейбл Dischord с их монашеским стремлением сделать мир лучше, чище и честнее. Еще одним достоинством «Инструмента» является огромное количество кадров с концертов группы, которая никогда не проигрывала по части безумства в зале и на сцене.


Здорово и вечно

Последняя документалка о Егоре Летове, снятая при активном участии его жены Натальи Чумаковой (Чумы). При этом «Здорово и вечно» посвящен не только Летову и «Гражданской обороне», которая на излете СССР была, как у нас принято, больше, чем панк. Здесь идет речь о полном и непреодолимом одиночестве настоящего андеграунда, который всегда будет против.

Летов показан не героем, а, скорее, одним из многих представителей маргинальной культуры в советском (и российском) тоталитарном обществе. Проблемы с КГБ. Проблемы с Москвой. Проблемы с гопотой. С мейнстримовыми рок-фестами. Со звуком и миром. Спасения от этого нет ни для одного маргинала, да они как-то и не против. Фильм почти весь черно-белый. С поездами, лесами, кладбищами и ржавыми дверями. С черными фигурками, прыгающими по белому снегу.


Hated: GG Allin & The Murder Junkies

Этот фильм рассказывает примерно все, что необходимо знать о Джи Джи Эллине, человеке-звере и последним настоящим рок-героем XX века.

Первые три-четыре минуты фильма прекрасно подготавливают зрителя к ужасу, который его ожидает. Флегматичный голос повествователя обстоятельно и без спешки рассказывает о том, как Джи Джи и его группа The Murder Junkies только что отсидели положенное и начали тур в Нью-Йорк. Ну и тут, конечно, чисто для первого знакомства, появляется голый Джи Джи. Лежа на полу, он вставляет и вынимает из чьей-то нависающей над ним задницы сосиску, после чего тут же засовывает ее себе в рот и начинает с аппетитом жевать.

Документалка также обстоятельно и убедительно объясняет, почему Джи Джи Аллин действительно крупнейший феномен не только панк-движения, но и американской (да и мировой) культуры вообще. Его абсолютная уверенность в том, что все вокруг – говно, и несгибаемое стремление превратить каждый концерт в самое отвратительное, агрессивное и пугающее зрелище, которое можно увидеть на планете, делает Джи Джи пророком ненависти, реальным джедаем темной стороны Силы.

The Murder Junkies становятся храмом, сам Джи Джи – центром почти религиозного культа, который, по словам членов группы, может собрать всех самых безбашенных отморозков на районе и заставить их сделать все, что Джи Джи пожелает, потому что только у него хватает духа делать все, чего требует его горящая душа. А это притягивает и ангелов, и демонов.

Как в каждом околохристианском культе, в храме Джи Джи должна быть жертва. Этой жертвой становится он сам, превращая весь современный панк в бледные и тягосные воспоминания о великих моче, кале и блевотине Джи Джи.


Dig!

Фильм, который в корне изменил судьбу прекрасного американского психоделического ансамбля Brian Jonestown Massacre, главным синонимом к которому подходит только одно слово — «наркота».

Документалка построена на остроумном приеме. Перед зрителем разыгрывается своеобразная битва карьер BJM и их приятелей The Dandy Warhols. Первых не подписал ни один лейбл, потому что таким раздолбаям никто не доверяет (ведь они постоянно обдолбаны). Вторые подписались довольно быстро – у них и музыка попроще, и сами ребята более управляемые.

Главный рассказчик – лидер The Dandy Warhols Кортни Тейлор-Тейлор с какой-то даже мазохистской готовностью практически сразу признает, что проиграли именно они. Ребята выдохлись и стали писать еще больший порожняк, чем прежде – пусть и за деньги. Лидер же BJM Антон Ньюкомб постепенно пришел в себя после беспробудного нарко-угара, и начал делать еще более гениальную музыку, замешанную на гаражном ретро-роке начала 60-х и самых передовых нелегальных химикатов современности. Впрочем, к концу фильма у зрителя все равно сохраняются очень большие сомнения в том, что Ньюкомб-таки нормальный, а остальные члены BJM – не окончательно опустившие руки лузеры.


Beyond Ultra Violence

Эта документалка посвящена одному из пионеров япанойза (то есть, японского нойза), самого раскрученного представителя жанра  Масами Акита, он же Merzbow. Смотреть этот фильм примерно так же тяжело, как прослушивать пластинки этого психопата из Страны восходящего Солнца, которые немилосердны и для уха, и для разума. Его скрежещущие записи служат порталами в совершенно чужую вселенную, а такое способен выдержать далеко не каждый. Фирменный электронно-металлический зуд Merzbow сопровождается таким же насыщенным видеорядом, нашпигованным японской хайтек-экзотикой, садомазохистскими изображениями, газетными вырезками и фотографиями времен Второй мировой. В более, так скажем, документальных частях фильма Масами Акита рассказывает о японской БДСМ-культуре, с которой он был особенно тесно связан, когда только начинал шуметь, о расчлененке как основе нойз-музыки, о французском дадаизме 20-х и наследии милитаристской Японии второй половины 40-х. А потом вновь про свой фирменный скрежет. Ох, уж эта шокирующая Азия.


Читайте также:

«Хаос правит всем»: 11 художественных фильмов о панк-роке

«Неизбывная тупая боль»: 10 документалок о панк-роке, которые стоит посмотреть прямо сейчас

Добавить комментарий