В преддверии фестиваля «Тройка» Sadwave представляет новый EP выступающей на на ней группы «Поспишь потом» «Слишком мало грязи». Мы поговорили с вокалистом команды Ваней о навыках общения с ОМОНом, тусовках в монастырях, ворованных песнях и платьях с логотипом «Поспишь потом». Поспишь потом - Пиздабол Обычно мы очень не любим, когда неспособность рецензентов связать двух слов о том или ином альбоме прикрывается знаменитой фразой Фрэнка Заппы о танцах об архитектуре. Или когда пишут: «Да что тут говорить, лучше просто послушайте». Вынуждены признать, что в случае нового EP «Поспишь потом» последняя фраза применима на все сто — тут действительно нет времени объяснять, нужно успеть поскакать, потолкаться и порубиться, пока этот оглушительный, звонкий и заводной панк-рок не отзвучал свое. Раз-два-три, погнали! Беседовал: Максим Подпольщик Давай начнем с хроники текущих событий. Из-за чего сорвался фестиваль «Золотая середина», где вы выступали в конце августа? Произошло вполне ожидаемое — в восемь утра всех разбудил ОМОН. Никого, впрочем, особо не забирали. Так, для проформы отвезли на пару часов в ближайшее отделение. Организатора тоже отпустили вместе со всеми, штраф дали административный, ну и, в общем, все. «Эшники» с ФСБ как всегда были на уровне и классе, совали всем на подпись какие-то нелепые бумажки о сотрудничестве. После этого фест продолжился? Нет, конечно. Тебя задержали вместе со всеми? Нет, я аппарат возил. С меня расписку взяли, что я его больше включать не буду в этом месте (смеется). Еле-еле уговорил их не увозить аппарат с собой, и меня с еще одним чуваком оставили его собирать. То же самое было с кухней. Им просто впадлу было возиться, таскать колонки, бочки со жратвой, поэтому они оставили чуваков на месте, чтобы они сами все свое собрали и увезли. Давай поговорим о «Поспишь потом». В отличие от вашей первой записи, на этой только в одной песне заимствована музыка. Как вы решили перейти от чужой музыке к своей? Вроде и так неплохо получалось. Этим вопросом я задался, на самом деле, уже в процессе создания своего материала. Какое-то время до и после первой записи меня преследовал комплекс. Типа, бля, вот мы за счет чужих песнях выезжаем, то да се, а сейчас я понимаю, что да пошли все на хуй, это угарная тема. Поэтому следующая наша запись обязательно процентов на пятьдесят будет снова состоять из чужого материала. Хотя может быть мы опять передумаем. А если в целом задуматься над вопросом заимствований, то наша группа в полной мере следует концепту «где-то чего-то у кого-то стащили». У нас ведь всё, от музыки, некоторых текстов и даже названия, в принципе, удачно у кого-то сперто. Расскажи тогда, у кого подтянули тексты? Название, я знаю, взято из песни группы «Кровелёд» (в которой играет комикс-блогер Sadwave Аркадий Тропинкин — прим.). Например, первый куплет в песне «Дорога в ад» подчистую взят из буклета к сплиту групп «Ноги Винни Пуха» и Best Enemy. Там у «Ног» была такая фишечка, что опубликованные тексты песен не соответствовали тем, что пелись на самом деле. Один из них мне страшно понравился, засел в памяти, и когда я сочинял текст, этот куплет взял за основу. В «Однажды станет поздно» немного перефразирован текст нижегородской группы Partybreaker. Если говорить о новых записях, то «Все жопы мира» — это рассказ Чарльза Буковски, в ее тексте приводится довольно точная цитата из какой-то заметки газелиста Дэна Алексеева. На самом деле, этих заимствований может быть и больше, просто сейчас на вскидку я их уже вспомнить не могу. «Поспишь потом» — «Однажды станет поздно» Может, странный вопрос, но как вы нашли группы, у которых позаимствовали музыку? Все-таки, это далеко не самый очевидный набор. Может, есть какие-то истории, связанные с их поиском и обнаружением? Тут все просто. В свое время, читая рецензии Отшивалова в журнале Insomnia, я наткнулся на эти банды, скачал, послушал — понравилось. Группы все это время были в разряде любимейших, нравилось в первую очередь драйвовое и незаезженное звучание — как будто рок-н-ролл встречается с хардкором и все такое. В какой-то момент захотелось собрать группу, целью которой было бы звучать так же круто. Над составом долго думать вообще не пришлось, в него вошли лучшие друзья-музыканты по нижегородскому DIY-цеху. Ну вот, в общем, так и поехали. Не отправляли музыкантам групп, чьи музыку и тексты вы использовали, послушать ваши песни? В одном из интервью ты сказал, что у вас есть кавер на какую-то французскую группу. Раскроешь карты? Нет, не отправляли. Я не очень общителен в Интернете, и если бы даже хотел это сделать, то наверняка бы стопарнул на половине пути. Будет круто, если это произойдет однажды в живую, как это примерно случилось с командой Youth Avoiders. Они, будучи в туре, заехали и в наш гараж, мы выступили с ними и сыграли кавер на группу Short Days. Последние, как и Youth Avoiders, из Франции, только из другой ее части. Они часто играют вместе, ну и соответственно корешат. Чуваки с первых аккордов узнали песню, выпучили глаза, достали свои айфоны и с восторгом начали нас снимать. После выступления их гитарист подарил мне майку Short Days, сказал, что очень удивился, что их друзей здесь настолько любят, и пообещал первым делом показать SD видео с нашим кавером на их песню. Если это произошло, надеюсь, что они охуели. Мы писали в анонсе майского МРР-феста, что «Поспишь потом» успели объехать с концертами чуть ли не пол-России, и это на второй год существования, имея всего одно демо. Для вас такой интерес со стороны панк-общественности был сюрпризом? Ну и, конечно, расскажи, что вас удивило и поразило в городах, где вы выступали? Если честно, то да. Без ложной скромности я, конечно, понимал, что мы делаем крутой замут, но чтобы вот так, с нихуя, песня с припевом, достойным разве что группы «Ленинград», настолько быстро ушла в массы, а название нашей группы начали вышивать на женских, блядь, платьях, этого я при всем своем развитом воображении представить не мог. По поводу выступлений в разных городах. Мы с предыдущей группой побывали (и не по разу) с концертами в большинстве из них, и нас там особо удивлять нечем. Удивляют, конечно, некоторые частные моменты, но в целом впечатление от города, в который мы едем, чаще всего уже сложившееся, и мы примерно представляем, чего там ожидать. Другой разговор, что предыдущая группа и «Поспишь потом» имеют все-таки разную направленность, и публика в одном и том же городе бывает, что приходит другая или частично другая. Но ситуацию это не особо меняет, тенденции в целом те же. Вы еще писали, что в России DIY-группы собираются, чтобы путешествовать с концертами по другим городам. Так вот, мы, наверное, не из таких. Основная цель — это все-таки херачить кайфовый для нас музон, и выступаем мы в основном только там, где нам интересно и только тогда, когда нас туда позовут. В Сибирь, правда, очень хочется съездить, но что-то оттуда пока предложений не поступало. Поясни про женские платья. Как ваше лого на них оказалось? Не знаю, как так получилось, но какие-то дамочки из какого-то очередного модного стрит-вир-магаза решили замутить аж целую коллекцию «Поспишь потом». Ни у нас, ни уж тем более у Тропинкина они ничего не спросили. Но они же знают о вашей группе? Надо было потребовать себе платье в качестве авторских. И выступать в нем, конечно. Видимо, знают. Ну не, у меня китель с труселями тоже неплохо смотрится.
Раньше у тебя была группа «Военное положение». В каком-то смысле «Поспишь потом» — это не просто следующий шаг, а нечто, отрицающее предыдущий. «ПП» нарочито антипафосны и антинравоучительны. Как проходила такая эволюция? Тут надо отметить, что это не у меня была группа. Собрал ее в 2006-м или даже в 2005-м другой человек — наш друг Лева. Я в «Военном положении» играл на барабанах с 2007-го, в какой-то момент туда пришли и наши сегодняшние басист с гитаристом — Леша и Гоша. Потом по каким-то причинам Лева решил на время завязать с группой, а без него я этот проект не вижу вообще. Пусть я и написал большинство текстов «Военного положения», создателем и локомотивом, тащившим на себе этот коллектив, был и остается Лева, без него играть в этой группе лично для меня нет смысла. По поводу нравоучительности текстов «Военного положения» — все они были написаны в такой действительно мощный, опасный, политизированный, вдоволь насыщенный насилием и приключениями период. Практически каждая песня — это гимн подростковому бунту; не бунту неформала против обижающих его гопников, а бунт на полном серьезе. Понятное дело, что, как и в любом творчестве, в них изрядная доля отведена идеализации образа [бунтаря], но в целом все: и кровь на стенах Нижегородского кремля, когда ты стоишь, упершись в нее головой в наручниках после массовой драки; и цепи, и арматура, и поножовщина, и самодельные дымовые шашки, брошенные в «Макдональдс»; романтика околофутбольных выездов, жизни в эколагерях, кайф от сорванной с мента фуражки, заведенные дела, аресты, обыски и переправа находящихся в розыске друзей через границу, все это на самом деле было. И мы это без всякого зазрения совести в своих текстах воспевали. Сейчас наш образ жизни изменился. Идеалы, в целом, остались теми же, но того самого духа отечественной панк-хардкор-сцены нулевых я вокруг уже совершенно не чувствую. Вижу, скорее, дурацкое подражательство и выезжание на старых, тысячу раз спетых телегах. Может быть, это и не плохо, но участвовать в этом уже совершенно не хочется. И в текстах «Поспишь потом» идет отнюдь не отрицание наследия «ВП» («ВП» непорочно остались там, в том времени), а скорее отрицание того, во что эта сцена превратилась — из искреннего бунта в унылую моду.
Почему так произошло? Ты же видишь нынешних молодых панков, чем их запал отличается от того, который был у тебя и твоих друзей в нулевые? Я не смогу в полной мере ответить тебе на этот вопрос. Дело не в них и не во мне. Запал-то может быть тот же, время стало другим. Куда, например, исчезли НБП-шники или бандиты из 90-х? Они ведь тоже были носителями духа своего времени. Я вот вижу, что духа давно уже нет, а когда и куда он делся, сказать не могу. Вероятно, кого-то убили, кто-то сел, кто-то отошел от дел… Да, наверняка именно это сыграло ключевую роль. В нашем случае, возможно, по большей мере из-за мусорского пресса все сошло на нет. Но я по тем временам не особо тоскую. Я, конечно, в ахуе с того, что было, и мне порой очень приятно вспоминать многие эпизоды, но возвращаться туда я бы не хотел. А молодежь, наслушавшись What We Feel, начитавшись Силаева, хочет, но уже не может. В этом вся разница. Насчет песни «Пиздабол», немного отвлеченные размышления; в нулевые отечественный DIY-панк-храдкор по большому счету обязан был быть нравоучительным, злобным, касаться совершенно определенных тем. Говорить о том, что все вообще-то приходят на концерт развлекаться и тусить, считалось западло. Сейчас же это норма, о чем, собственно, поете и вы в том числе. Вопрос же такой – насколько значительный процент музыкантов, которых ты слушал или с которыми выступал на одной сцене, оказались пиздаболами; теми, кто декларировал одно, а вел себя по-другому? Был ли момент разочарования в таких людях и идеях, и какие выводы ты из этого сделал? Это не отвлеченные размышления, ты попал в самую суть. В принципе, частично на этот вопрос я уже ответил. Процентное соотношение групп, в которых я разочаровался, озвучивать не берусь. Да и не хочется строить из себя святого, тыкая пальцем в каждого «согрешившего». В целом, все выражено в тексте, он как некое воззвание ко всем панк-музыкантам: «Когда ты пишешь и собираешься исполнять такой серьезный, сочащийся пафосом текст, неужели не страшно оказаться в один момент пиздаболом и обосраться на глазах у своей восторженной публики?». Насчет развлекаться и тусить тут тоже надо все-таки пояснить — мы не превращали панк-концерт в свэг-вечеринку, не светили ебальниками в ночных клубах, и песня «Ебать, как охуенно» совсем о другом. Конечно, мы за угар и веселье, но не тверкать же теперь, ей-богу, на хардкор-шоу в майках «Проверочная линейка»?
Теперь о песне «Меня достало слово «панк». Сейчас это слово и термин действительно можно встретить в самых разных контекстах, порой, не имеющих отношения ни к музыке, ни к радикальной политике (т.н. панк-журналистика и веб-панк яркие примеры). Что делать в этой ситуации? Надо ли как-то отгораживаться от тех, кто вкладывает в понятие «панк» не совсем то, что вы? Мне кажется, что панк изначально зиждется на таком понятии, как отрицание. Sex Pistols отрицали зажравшихся рок-звезд своего времени. Crass отрицали зажравшихся панков своего времени, объявив, что панк сдох, превратив эту фразу в девиз. Exploited этот девиз успешно перефразировали, собственно, просто добавив в него отрицательную частицу. Маккей весь это селф-дестрой отрицал, а Джи Джи просто довел его до не сопоставимого с жизнью максимума. Как видишь, каждый из этих героев сознательно отгораживался от каких-то тенденций, так или иначе связанных с панком. И к чему это привело? К тому, что само отрицание определенной тенденции превращается опять же в тенденцию. Которую через пару-тройку лет кто-нибудь снова начнет отрицать. В нашей стране все, конечно, куда более убого, но тенденции в целом прослеживаются. И если я сегодня протестую против пафоса залгавшихся хардкор-групп и того, что сейчас каждый офисный кузьмич, купивший билет на группу «Порнофильмы», в «Инстаграме» объявляет, что он панк, я уже готовлюсь к тому, что через пару лет кто-то соберет панк-банду из коллег по работе, воспоет офисную скуку и от души простебет мой агрессивный пыл. И это, на самом деле, тоже будет круто, при условии, что прозвучит искренне. В таком случае я тоже вместе с ними вдоволь посмеюсь над собой. В одном из интервью ты говорил, что мама с детства таскала тебя по монастырям… Да, был такой период, катался по монастырям, ночевал там, исповедовался бесконечно, священники, бороды, рясы эти, монахи во дворе дрова рубят, трапезы утренние за одним огромным столом. Мама, кстати, прочитала не так давно это интервью, забив в поисковике «Поспишь потом». Она сказала: «Да, это я виновата, что ты у меня такой вырос». Она одно время была не в себе, тронулась психически, и все это круто замешала с религиозной темой — ночи не спала, молилась, иконами всю квартиру уставила, а я тогда малой был и просто тупо не знал, что с ней делать. Но это у нее спустя время все-таки прошло и слава, блин, богу. Она не против того, чем ты занимаешься? Ну сейчас-то ей уже, наверное, поздно какую-то позицию выстраивать, а так — увлечения мои она не поощряла, конечно, но и не противилась. Она всю жизнь работает в библиотеке, и я у нее лет с 12-14 таскал целые подшивки с номерами журнала «Ровесник» за 90-е годы и читал их от корки до корки в поисках любой информации о панк-роке. Так что косвенно поощряла, выходит. Ощущается ли в Нижнем Новгороде преемственность панк-поколений и связь между ними? Ваши локальные панк-звезды (со всеми возможными кавычками и как бы к ним ни относиться) — это «Элизиум» и FPG. Повлияли ли они на тебя? Каковы их отношения с DIY-тусовкой, если они вообще есть? Не знаю, «Элизиум» и FPG — это все-таки такое «через поколение», поэтому ни о какой преемственности в их отношении речь идти не может, ну разве что наш гитарист Гоша в детстве жил в одном подъезде с вокалистом FPG. Соответственно и первым панк-альбомом в его жизни стала кассета «Родина ждет героев…». Преемственность такая косвенная получилась. «Элизиум» я никогда не любил, FPG — это да, до третьего альбома слушал. Отношений с DIY-тусой у них никаких, по мне так это еще одни зажравшиеся панк-звезды, которые срать хотели на весь это «сделай сам». В общем, похер. Есть группы и получше. Мой личный нижегородский топ-5 выглядит следующим образом: На первом месте, понятное дело, группа, которой я сам придумал навание — Tell Your Mother. Двадцатилетние раздолбаи -птушники, пишущие неграмотные тексты на английском с помощью «Гугл-переводчика» и генератора рифм; гениальные гитарные партии от Никиты, который в свои неполные двадцать уже успел поиграть в двух панк- и гараж-бандах, сделать с ними по одной записи, разочароваться в музыке и свалить из обеих. Лично для меня этого уже достаточно, чтобы возвести Tell Your Mother в культовый ранг. За ними в топе следует группа «Июльские дни». Многие о них уже слышали, даже старпер Троицкий сказал о них пару ласковых, так что мне добавить к этому особо уже нечего. Следом едут на танке металлисты Step To Freedom, за рулем нормальный гонщик Валера, который общепризнанно является главным носителем духа нижегородского панк-рока. На мой взгляд, самая недооцененная на данный момент нижегородская DIY-банда. Группа Criminal State. Я не большой любитель стрит-панка и панка-82, но последний альбом этих ребят здорово врезал мне по яйцам. Ребята не задаются вопросами о том, что относится к панку, а что нет. Для них панк — это иди на хуй. Ну и в общем точка. Замыкает эту пятерку группа General Grievous. Сладж-металлисты, корнями уходящие в DIY-панк-сцену. Костюмированные шоу на грани фантастики, пошлые шуточки, жирный звук. Частенько пьем с их вокалистом пиво. Ближайшее выступление «Поспишь потом» состоится на фестивале «Тройка», который пройдет 5 и 6 сентября где-то в окрестностях столицы. |
Отзывов (4)