Вдохновленные изоляцией: панк-сцена Якутска
14 февраля 2019

В воскресенье, 17 февраля в московском клубе Model T. состоится фестиваль Punk Metal Riot, на котором выступит отчаянная группа из Якутска Brutaliza. В преддверии шоу решили в очередной раз рассказать о панк-сцене республики Саха, благо, новые группы появляются там чуть ли не каждый день.

«Имя твоей бывшей»

Текст: Джакопо Санна (Bandcamp Daily)

Перевод: Кристина Сарханянц («Чушь в массы!»)

«Жить тут тяжело, — признает один из самых активных участников якутской панк-сцены Александр Иванов. — Лето душное и пыльное, а зима темная, с туманами и длится по восемь месяцев. Знаю, звучит так себе, но я люблю этот город. Это единственное место на Земле, где я чувствую себя дома».

Якутск — столица Республики Саха (Якутия), самого большого по территории субъекта Российской Федерации. Республика раскинулась на три часовых пояса и по площади сопоставима с Индией, при этом Якутск — один из самых «холодных» городов на планете и крупнейший из расположенных в зоне вечной мерзлоты. Тем не менее здесь образовалась серьезная и разнообразная панк-сцена. Якутский панк — это дикость Crispy Newspaper, неистовый хардкор Katiny Slezki, сырой звук «Шарм сс», синты «Философии», танцевальное эмо «Имя твоей бывшей» и многие другие. Например, группа Иванова «Облака», недавно выпустившая альбом «HARD​-​CORE TAPE», смешивает какофонию краст-панка с пугающим, пронизанным ревербом вокалом, который порой больше напоминает грозный собачий лай.

Katiny slezki

Релизы большинства этих групп можно найти на bandcamp-странице объединения «юность севера». «Это не лейбл и точно не бизнес, — поясняет основатель проекта Анатолий Чиряев. — Больше напоминает тусовку друзей. Мы просто делаем то, что нам нравится».

Примерно четыре года назад («юность севера» основана в 2014-м — прим.) Чиряев придумал, как объединить свою любовь к звукозаписи и желание продвигать якутские банды. Он регулярно загружает на bandcamp демки и альбомы местных групп и предлагает им записывать лайвы, чтобы зафиксировать на пленке энергетику и DIY-атмосферу якутских концертов. За один только 2018-й на странице «юности севера» появилось 13 релизов, в том числе мощная запись с концерта психоделического якутского ответа краут-року CS, EP хардкор-команды Gody и первая демка недавно появившейся группы «Харакири Из Окна», в одной из песен которой есть строчки: «Минус пятьдесят / Я не чувствую ног».

В то время как концерты местных групп собирают по 300 человек, банды, приезжающие из других регионов, становятся крутой приманкой. «На таких шоу всегда биток, — рассказывает Чиряев, одно время игравший на барабанах в «Шарме сс», а сейчас занятый в Crispy Newspaper и CS. — Всегда приходит много молодежи, но и те, кто постарше, пока тоже не упускают возможности послушать живую музыку. Мы стараемся сделать так, чтобы атмосфера была максимально приятной для всех».

Концерты производят такое яркое впечатление хотя бы потому, что до Якутска крайне сложно добраться: регулярного железнодорожного сообщения с «большой землей» в городе нет. Ближайшее приличное шоссе находится на другом берегу Лены, и попасть на него можно лишь через определенные паромные переправы летом или проехав прямо по льду на машине зимой (но только при условии, что лед будет достаточно толстый). Несмотря на эти трудности, группы их соседних регионов и даже из зарубежья, регулярно пытаются прорваться в Якутск. Так, в последнее время тут выступили японские грайндкорщики Sete Star Sept и итальянские «романтик-панки» Kalashnikov Collective. Последние вообще проехали по России с большим туром в 2015 году и ради выступления в Якутске 12 часов тряслись в самолете из Мурманска.

«Никто не хочет приезжать в Якутск, особенно панк- и рок-группы, — возражает гитарист Crispy Newspaper Дмитрий Егоров. — Мы находимся в ужасной изоляции, так что каждый развлекается как может, в том числе играя музыку. Это бегство от скуки. Каждый год я думаю, что панки наконец исчезнут, но их становится все больше и больше». Егоров считает себя одним из старейших панков в городе (ему 37 лет), и его первое столкновение с этой субкультурой произошло еще в Советском Союзе. «Помню, как я впервые увидел панка, когда был ребенком, — вспоминает он. — Тот шел по улице с кассетником, из которого ревела музыка, а сам панк старался как можно громче шаркать ботинками, чтобы отпугивать прохожих. Помню, что был одновременно напуган и очарован таким поведением». И хотя Егоров активно участвует в жизни якутского панк-комьюнити с 2000-х, на первые концерты он попал еще в 1990-е, в годы расцвета местной андеграундной сцены.

Анатолий Чиряев пытается изучить ту сцену по записям еще одного bandcamp-проекта — Sakha Rare Punk. На этой странице он собирает и каталогизирует панк-альбомы, записанные в Якутии начиная с 1990-х. Среди его открытий примитивный панк группы «Нейтральный Автопилот», лоу-фай инди «Хоббит Убитый Йодом», хардкорщики Mortemirus и панки «Всенаоборот». Некоторые из этих групп стали культовыми в Якутске, но по-прежнему остаются неизвестными большинству слушателей в России.

Тому поколению якутских музыкантов было тяжело пробиться и получить признание за пределами родного региона, и их последователям, возможно, была уготована та же судьба, если бы не интернет. «Сейчас у нас много слушателей в Центральной России, — рассказывает Чиряев. — Но мы не то чтобы хорошо общаемся с группами из других регионов. Все попытки с кем-то сотрудничать в эпоху Myspace заканчивались простым “спасибо, что добавили в друзья”. Теперь же благодаря сервису bandcamp мы получаем кучу полезных комментариев, а иногда и немного денег. Это круто».

Вот лишь несколько интересных групп новой якутской панк-сцены, зародившейся в городе в последние годы.

«Имя твоей бывшей»

В самом холодном городе на Земле должна быть по крайней мере одна эмо-группа. «Имя твоей бывшей» играют смесь эмо и поп-панка, порой напоминающую американские группы вроде Dowsing или Dads. На их последней EP «Нарисован, Тут Же Стертый» звенящая соло-гитара наложена на мощные риффы и танцевальный бит. Голос звучит настолько тепло, что кажется, что он способен растопить толстый слой льда, покрывающий улицы Якутска большую часть года. Хочется выделить второй трек на EP — «Адаптация». Это идеальный летний эмо-хит, а клип к нему снят во время прошлогоднего тура «Имени твоей бывшей» с Katiny Slezki. В сентябре 2018-го группы отыграли шоу в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Минске (Республика Беларусь), перенеся дух якутского панка на 8 тыс. километров от родины.

Katiny Slezki

Katiny Slezki играют столь популярный в наши дни сырой панк, что могли бы без труда оказаться в ростере какого-нибудь западного лейбла вроде La Vida Es Un Mus или Static Shock. Главная фишка группы в том, что им удается звучать интересно, даже если ты не понимаешь ни слова из того, что выкрикивает вокалистка Екатерина Катина. Примером может служить первая песня с их последней EP: в то время как гитарный рифф словно врезается в яростную партию ударных, она без конца орет одно и то же слово — «мода» — так, будто издевается над избалованным ребенком.

Crispy Newspaper

«Выразить что-то на родном языке проще», — так Анатолий Чиряев объясняет, почему его группа Crispy Newspaper поет на саха тыла, или якутском языке. Это язык тюркского происхождения с использованием кириллицы, на котором сегодня разговаривает менее 500 тыс. человек. «Наш язык вымирает, — добавляет Чиряев. — Так что выступать с написанными на нем песнями — для нашей группы что-то вроде священного долга». Crispy Newspaper играют дерзкий восьмидесятнический панк с быстрыми, будто легковоспламеняющимися соло, на которые идеально ложатся текста на якутском. В «Эн олоҕуҥ» («Твоя жизнь»), четвертом треке с дебютного альбома группы под названием «Судургу Тыллар», фронтмен Игорь Цой словно выплевывает слова в ритм с безумным битом, и они сливаются в единое целое со звуком бочки. Получается оголтелый панк, гипнотичный и в то же время агрессивный.

«Шарм сс»

Когда Kalashnikov Collective играли с «Шармом сс» в Якутске, последних описывали как «слепую нестройную панк-атаку». «Шарм сс» распались в 2015-м, выпустив две демки, альбом на дискете тиражом 30 экземпляров, пару EP и сплитов (один с якутскими группами, другую с индонезийской панк-группой Milisi Kecoa). Вся дискография «Шарма сс» укладывается в примерно 25 минут. Их ярость — нечто инстинктивное: плотные гитары, пульсирующие барабаны и едкий, раздражающий вокал, будто фронтмен проблевывается в микрофон.

«Притон»  

В декабре 2016, когда температура за окном опустилась до -43°C, «Притон» закрылись на студии, чтобы записать свой первый альбом на кассетный магнитофон Tascam CC-222. Невероятно плохое качество записи только усиливает впечатление от их музыки — хлябкого гаражного панка. Но под на первый взгляд простой оболочкой из гудящих барабанов и жужжащих гитар бьется настоящий дух якутской панк-сцены. Если для вас это слишком, попробуйте послушать менее ядовитые записи концертов группы на странице «юности севера», которые доказывают, что «Притон» не только одна из самых активных команд якутского панка, но и важнейшая группа андеграундной сцены города в целом.  

Фестиваль «Metal punk riot» состоится 17 февраля в клубе Model T.

Добавить комментарий