Наверняка вы знаете Диму Махно по множеству кавер-артов, афиш и мерчу с фентезийными сюжетами, гротескным насилием и голыми чудаками. Возможно, вы что-то слышали о группе «Жабий Оскал», некогда закалявшей сырым нойз-панком самые глухие гаражи острова Сахалин. 25 мая Дима открыл в Санкт-Петербурге «Виды Скейтобординга» — выставку про то, как меняется восприятие мира, если ты давно на колесах. Мы поговорили о субкультурах, о смерти и о том, как делать катание более абсурдным. Беседовал: Борис Сорокин Тебе уже, наверное, много раз приходилось объяснять задумку выставки. Сформулируем вопрос так: о каких видах скейтбординга вообще идет речь? Дима: Есть такая американская команда, называется Fancy Lad’s. Они делают трюки, у которых нет названия. Это очень нестандартный подход, когда ты видишь трюк и даже не можешь понять, что это такое. Это какая-то выдуманная штука и очень неклассическая. Когда я говорю про виды скейтбординга, то предлагаю посмотреть на него с новых, непривычных точек зрения. Можно неочевидные споты подбирать, можно экспериментировать, прокатиться на руках и сделать пятерное сальто назад где-нибудь в лесу на камне. Вспоминается твоё старое видео Схлнскй сктбрднг2. Там люди как раз катаются по парковым тропинкам и камням, заезжают на пень, прыгают со старого самолета… Дима: Да, на Сахалине была такая тема. Кататься там довольно-таки проблематично. То есть у нас есть там пара маленьких скейт-парков, но в целом город не очень расположен к скейтбордингу, и это заставляло всегда креативить и придумывать что-то. Это и с какой-то панк-идеологией пересекается. Чем больше ты ограничен обстоятельствами, тем сильнее начинаешь изгаляться и изворачиваться, и получается что-то прикольное. Даже хорошо, что у нас подходящих мест в городе очень мало, начинаешь нестандартными спотами мыслить. А в России есть еще люди или команды, которые практикуют нечто подобное? Дима: Есть моя самая любимая русская команда «Абсурд», из-за которой я практически и начал кататься. Точнее, из-за их видео «Абсурд на Кавказе», которое я увидел и понял, что хочу так же с друзьями хорошо время проводить. То, что они делают, какое-то время еще называли арт-хаусный скейтбординг, потому что их видео и по монтажу, и по содержанию были ни на что не похожи. Какая еще команда поедет в город, который называется Дно? До этого видео я даже не подозревал, что такое место вообще существует. Они на огромных колесах катаются по лужам, по грязище среди гаражей каких-то. Там почти асфальта даже нет. Еще были видео видео о том, как они по золотому кольцу путешествовали. То есть города-то не такие уж и большие, но «Абсурд» везде находят места, где можно сделать трюки. Это очень круто. Если конкретных райдеров брать, то есть Гоша Конышев, которого неоднократно уже постили на «Трэшере» или на FreeSkateMag. У него недавно вышло видео, где он в лесу зимой катается буквально в снегу, в сугробах под деревьями. Я когда увидел, подумал, что это самый правильный скейтбординг, самый такой лютый. Или у него еще много лет назад выходило видео “Zima” Part, где он в Москве в -40 гоняет и с лопатой ходит, снег чистит. И там, помню, комменты на «Трэшере» все такие: «О, да, это тот самый брутальный русский скейтбординг!» Или недавно тот же «Абсурд» выпустил видео, где они слепили снегорампу, подполировали ее чуть-чуть и по ней катались. Это тоже все про нестандартный взгляд на скейтбординг. Таких людей я бы нахваливал еще очень долго. А в других сферах кто-то исповедует такой подход? Дима: Недавно мне в руки попал зин «Последний Граффитист» от Invalid House, сделанный в коллаборации с художником и акционистом Александром Бренером. Бренер писал текст, Олег Кузнецов иллюстрировал. И там они тоже пишут про расширение своих возможностей, но только в контексте граффити. Этот зин сейчас у меня как раз рядом лежит. Я позволю себе зачитать один небольшой отрывок, потому что его главная идея перекликается с темой выставки: «Однажды мы с Барбарой покрасили небо над Лиссабоном. Оно обычно голубое, стало бронзовым. Нам на это понадобилось примерно 500 000 000 000 000 баллончиков. Пришлось раскошелиться». Так… тут про Израиль я не буду читать… Там еще что-то было вроде «Попадёшь в ад, рисуй Сатаной». Invalid House в этом плане большие молодцы. Они занимаются уличным искусством, но не просто рисуют все эти флопы, надувные объемные буквы, которые до них уже делали десять тысяч миллионов раз. Например, они берут и рисуют углем. Паша Безор говном из своей жопы рисовал, он мне показывал даже фотографии. Вот это я приветствую, это хорошо. Работы на моей выставке по форме – обычная графика, но по содержанию, по месседжу я старался приблизиться к этому зину. Хочется, чтобы скейтбордисты тоже обращали внимание на необычные споты, на трюки, чтобы катание всегда было более интересным. Есть любимая работа с выставки, о которой бы хотелось рассказать? Дима: Экспозиция заканчивается работой с огненным скелетом. Я ее придумал, когда была короткая волна мемов про крутых скелетов. Там что-то вроде: «Отрицаешь государственность? Чел, собери портфель в школу». Ну, и всякое такое. «Позвони бабушке, ей будет приятно» – и там скелет с револьвером. Я подумал, что тоже хочу крутого скелета нарисовать. Эта работа про то, что прежде, чем скейтбордист сделает трюк, он потратит огромное количество попыток. 50, 60, ну, может, 100. И когда он уезжает, то остается одна удачная попытка из ста. Трюк в моменте появляется и исчезает, но он все равно остается, впечатывается в этот спот, в это место, в наши головы. И это так перекликается, знаешь, с темой вечности, смерти. И… Ладно, про смерть это потому что СБПЧ много слушаю. Я на выставке во время открытия процитировал их песню, в которой поется: «Между завтра и потом мы все когда-нибудь умрем». И мне это ощущение сейчас очень близко, потому что трюковой скейтбординг он про вечное что-то, что так или иначе остается, но не имеет своего физического облика. Точнее, физический облик возникает, но буквально на несколько секунд. И меня очень впечатляет, как это десятисекундное событие продолжает жить своей потусторонней жизнью. В своём творчестве ты часто доводишь до абсурда клише и темы, связанные с панк-сценой или современным искусством. Какие вещи в скейт-культуре тебя раздражают? Дима: В принципе, скейт-культура тоже довольно стебная, можно поприкалываться над некоторыми вещами. Я хотел сначала нарисовать какие-то работы в духе, что вот, мол, все носят Carhartt и все такое. Но я подумал, ну, я тоже Carhartt ношу. Ладно уж, не надо (смеется). Есть некоторые видео, обычно под рэпчик, которые мне смотреть просто утомительно, так как в них нет какого-то духовного содержания, что ли. Например, вышел большой видос от команды HUF, и мы с пацанами собрались посмотреть его, а он идет минут сорок. Мы на десятой минуте коллегиально решили, что это хуйня, мы это дальше смотреть не будем. Потому что в нем просто технически клевые трюки и все. Да, вопросов нет, это офигенно, мы сами так не сделаем, но за этим просто скучно наблюдать. Что можешь сказать о состоянии сообщества в России в целом? Дима: Мне сложно об этом говорить, потому что я не вхож в глобальное сообщество, я обычно просто со своими друзьями тусуюсь. Но по наблюдениям могу сказать, что скейт-комьюнити везде очень открытое. Куда бы ты не приехал с доской, в любую страну или город, с тобой обязательно поздороваются люди на споте или в скейт-парке. И по количеству контестов (соревнований — прим. Sadwave), скейт-брэндов, мероприятий всё живёт и дышит пышным цветом. Особенно в Нижнем Новгороде, в который я просто обожаю ездить из-за местной тусовки HOME CREW. Это очень хороший пример скейт-комьюнити, пример того, как надо делать контесты и скейт-премьеры (презентации видео — прим. Sadwave) Два раза уже ездил, и дважды это было прям неистовое удовольствие. То есть нельзя сказать, что последние два года на скейт-движе сказались так же, как на музыкальной сцене, например? Дима: Музыкальная сцена раздробилась, мне кажется, гораздо сильнее. Многие музыканты поуезжали, а новых групп появляется меньше. Хотя и новых скейт-команд тоже. По крайней мере, в России каких-то новых коллективов я не вижу. Но зато куча команд уже старых, которые до сих пор более-менее живы. Их много, некоторые очень локальные, за всеми не успеваю следить. Так что да, могу сказать, что все у нас круто в этом плане. Снова к выставке. Как прошло открытие? По сравнению с прошлогодней выставкой было гораздо меньше нефоров и больше симпатичных девушек (лукизм осуждаем, автор и редактор были бы уже уволены, но тогда совсем некому было бы писать — прим. Sadwave). Как думаешь, это успех? Дима: Ха-ха-ха-х, блин, я тоже это заметил, но у меня нет ответа на этот вопрос. Я действительно ожидал, что придет больше скейтеров. Вместо них пришли немного другие люди. Я даже слегка расстроился, что, видимо из-за моей невхожести в скейт-комьюнити, оно меня проигнорировало (смеется). Но, возможно, еще погода дико хорошая на улице, и гораздо предпочтительнее было бы поехать покататься куда-нибудь, вместо того чтобы тащиться на край города, в Севкабель Порт, и в этом лабиринте коридорном искать мою выставку. В этом плане я понимаю скейтбордистов, которые не пришли. Но я скорее опасался, что из-за своей узкой направленности тема может отпугнуть людей, которые не интересуются скейт-культурой. А получилось наоборот. Выставка будет закрываться торжественным гигом. Расскажешь, какие группы звал и почему? Дима: Я позвал свои самые любимые коллективы российские. Из Нижнего Новгорода будет группа Deck. Я их закотировал, как только услышал, что есть одна группа, которая выступает в костюмах клоунов. Для меня это, опять же, про нешаблонность. Типа хардкор, панк – это все часто делается на слишком серьезных щах. И тут появляется группа с текстами про «Пятерочку» и про любовь к массажу. Некоторые ребята из Deck, кстати, тоже катаются. Так совпало, что и в хардкор-команде «Цепь» из Великого Новгорода некоторые ребята имеют причастность к скейтбордингу. Они и в прошлом году выступали на закрытии выставки. Есть одна новая группа Shadowboss, она состоит из участников Collision и COAX. Про них пока ничего не могу сказать, будем слушать. Ну, и злой краст про бомбы ядерные, про смерть – NUCLEARTID. Там играют музыканты из «Петли» и Duke Nukem. Мне кажется, панк-концерт на выставке – это ведь не самая распространенная история. Обычно выставки в галереях закрывают со словами «Вот, у нас последний день, приходите, мы закрываемся, до свидания…» А можно же закрыться весело. Это тоже такое концептуальное решение. А может быть, просто я хочу потусоваться. Будем стулья ломать на танцполе? Стульев не будет, стулья закончились на «ПОДСТОЛЬЕ», и они должны остаться там, к сожалению. Это была разовая акция. Вообще-то, не разовая… Ладно, мы пытались это повторить. Делали еще командой City to City костюмированные гиги, но потом все пошло на спад. Первый раз был самый лучший. Больше такого не будет, забудьте про стулья. Сейчас, кстати, складывается впечатление, что ты стал реже работать с музыкантами (Дуглас Пирс не в счет) и больше просто с иллюстрацией. Что для тебя поменялось в последнее время? Год назад, когда я делал свою дипломную выставку, передо мной очень остро встал вопрос, чем я хочу заниматься: иллюстрацией, дизайном или искусством. Для меня это были не взаимоисключающие вещи, но я решил, что нужно точно определиться и выбрать что-то одно. Потому что не хотелось быть и не туда, и не сюда, и на шпагате на двух стульях сидеть тоже не хотелось. И я выбрал заниматься именно творческой деятельностью. Наверное, как-то повлияло то, что мне меньше пишут по афишам, по обложкам. Хотя не то чтобы мне часто раньше писали, но сейчас просто перестали. За прошлый год я всего одну афишу сделал, для нойз-гига в Барселоне. Вот и все. Может быть, видно, что я отхожу от всех этих панкОвских образов типа там булава, цепи, смерть с косой держит планету… Я как-то еще с годами более чувствительным стал, и хочется больше про другие вещи поговорить, в том числе посредством своего творчества. Потом еще замечаешь, что когда ты в какой-то субкультуре находишься, это очень сильно тебя ограничивает в плане мышления, возникает субкультурная идеология, и она очень сильно довлеет над тобой, от нее как будто бы хочется отойти. Поэтому и для меня хорошо, что в моем творчестве исчезает какая-то грязь, агрессия, вот эти все деструктивные темы. Хочется больше какого-то катарсиса посильнее испытать и быть подальше от вышеперечисленного. Поэтому мне уже поприятнее лужайку зеленую нарисовать, цветом поработать, поделать что-то более спокойное. Потому что это и меня делает свободнее. Закрытие выставки состоится 8 июня. На экспозицию можно попасть с одиннадцати до девяти, посетив скейтпарк «Площадь Ленина» по адресу Кожевенная линия, 34. О том, как туда добраться, вы можете узнать здесь. Подписывайтесь на Sadwave в социальных сетях: |