Подвальная Америка: в туре с Worshit
14 февраля 2013

Минувшей осенью москвичи из группы Worshit ездили в двухнедельный тур по США. Sadwave расспросили музыкантов о том, к каким трудностям нужно быть готовым, отправляясь покорять Америку, и кому нужны российские хардкор-группы за океаном.

logo_worshit

За последние годы отечественный панк-андеграунд, кажется, окончательно перестал уступать Западу во всем, что касается выпуска записей и организации концертов. Если еще недавно об издании своих альбомов на виниле и европейских турах российские DIY-музыканты могли только мечтать, то сегодня этим уже никого не удивишь. Нет никаких проблем в том, чтобы выпустить свою запись на чем угодно, хоть на флекси-диске, а поездки в Европу для многих стали рутинным делом. Тем не менее, США по-прежнему остаются для большинства российских панков малоизученной территорией. Справедливости ради стоит упомянуть не так давно колесивших по Штатам москвичей из AWOTT, однако их музыка от панк-рока, мягко говоря, далека, а значит, и схема организации тура была совершенно иной, чем у хардкорщиков из Worshit. Для последних проблема сыграть в Америке заключалась не только в стоимости виз, билетов, и других бытовых расходах. Выступать в США с такой музыкой – это все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром – все варианты панк-рока, которые только приходят на ум, в Америке сыграли еще двадцать лет назад. Это обстоятельство целеустремленных москвичей, впрочем, не остановило. О трудностях и радостях, с которыми музыкантам пришлось столкнуться на дорогах звездно-полосатой державы, Sadwave рассказали гитарист Worshit Роман Совесть, басист Витя X. и вокалист Сергей Рибби.

2012-09-13_1347569796

Worshit (слева направо): Роман Совесть, Сергей Рибби, Витя Х. и Сергей Пумба (барабаны).

Текст и вопросы: Максим Подпольщик, Александр Red Head
Расшифровка: Виктор Фэйсбук
Фото: Витя Х.

Расскажите, как получилось организовать тур? С чего вы начали?

Роман Совесть: Надо сказать, что в отличие от AWOTT, нам не пришлось самим забивать себе концерты. Все было так: в 2008 году я ездил в Штаты по программе Work And Travel. В Лос-Анджелесе я встретился со своим другом по переписке, с которым познакомился в Soulseek’е. Мы пошли на концерт, где играла группа Killing It из Нью-Джерси. Там я познакомился с их гитаристом Райаном. Все это время мы продолжали общаться, и во время своих следующих приездов в США я гостил у него в Нью-Брунсвике. Как-то раз он мне пишет: «Не хотите приехать с концертами в Штаты?». Я сначала решил, что у нас ничего не получится, а потом подумал, что, в общем-то, ничего сложного в этом нет – купить билеты и получить визу сегодня не такая уж проблема. После этого я написал ему, что мы согласны, и он забил нам двухнедельный тур по Восточному побережью и Среднему Западу.

tourposter

Вы были первой группой, которую Райан возил в тур?

До нас он организовывал тур датчанам из Night Fever и каким-то швейцарским эмарям. С последними он связался только из-за денег, и это была худшая поездка в его жизни. Швейцарцев не устраивал аппарат, барабанная установка, усилитель. Райан рассказывал, что один из концертов они должны были играть в каком-то гараже, его любимом месте, и туда зашел барабанщик этой группы и начал саркастически хлопать. Оказалось, он так проверял акустику помещения, каков профессионал! Кроме того,  швейцарцы сильно превосходили его по социальному статусу, скажем так. Они были какими-то крутыми биологами и поэтому каждый из них, в отличие от Райана, мог позволить себе тратить по 100 долларов в день на одну только еду. Бывало так, что они шли в пафосный ресторан, а водителю в это время приходилось уплетать сэндвичи на стоянке. С ним никто не делился.

Голодный, но несломленный Райан в футболке от Worshit.

До драки дело не дошло?

Нет, они просто оказались занудами и неприятными людьми. Насчет конфликтов, Райан рассказывал,  что когда американцы Total Abuse были в европейском туре, то умудрились так достать своего водителя, что тот бросил их на произвол судьбы где-то в Испании. С Райаном у нас подобных проблем, к счастью, не было.

Насколько напряженным был тур?

Изначально у нас были забиты 13 концертов, из них слетело два — один в Сиракузах, другой в Питтсбурге. Последний был под вопросом в течение всей поездки. Мы пытались пробить его через некоего парня Джесси, жившего в Москве, но ничего не вышло. Еще концерт в Чикаго был под вопросом, но после шоу в Коламбусе мы сказали об этом организатору, и тот прямо при нас вписал Worshit на уже укомплектованный концерт в Чикаго. Там была очень хорошая группа Hysterics — четыре телки, три из которых нестремные. Бывает же такое.

«Кузькина мать»-тур.

Как вы считаете, насколько реально российской группе сделать тур по Штатам, не имея таких знакомств, как у вас?

Группа, которая известна только тем, что она из России, никому в Америке не нужна. Проблема в том, что сейчас музыка из нашей страны за океаном не в моде. Последние несколько лет в США популярны команды из Швеции и Японии. Причем популярны они не только и не столько за счет того, что у них куча друзей в Штатах, а потому, что у них оригинальная музыка. Например, в Японии есть группа D-clone, которая играет свой, ни на что не похожий нойз-панк, а в Швеции была команда Masshysteri – они тоже выделялись на фоне коллег по жанру. Или взять, скажем, японцев из Crude и Forward, которые уже не раз ездили в тур по Штатам. Никто из участников этих групп не говорит по-английски. Так что, мне кажется, очевидно, что здесь дело не в связях. В России самобытные группы были в 1980-90-х годах, но в какой-то момент в нашей стране перестали появляться интересные панк-группы, и внимание к ней ослабло. Люди из США и Европы, которые говорят, что любят российский панк, слушают, в первую очередь, Гражданскую Оборону. Так что сейчас, как нам кажется, забить тур без связей невозможно.

Не может быть, чтобы все было так безнадежно…

А вы назовите хотя бы пять современных российских панк-групп, которые играют что-то самобытное. Кстати, надо сказать, что не последнюю роль в утрате интереса к малоизвестным коллективам сыграл почивший сервис Myspace. По мнению нашего водителя Райана, этот ресурс сослужил всем как хорошую, так и дурную службу. С одной стороны, организовать тур стало просто, с другой –  слишком просто. Из-за вездесущего Myspace по всей стране начали колесить просто-таки невозможные группы, которые своим количеством затмили яркие коллективы. Сначала люди ходили на них с интересом, но вскоре такие команды приелись. Собственно, даже если мировые звезды будут играть у вас под боком каждый день, это быстро надоест.

2012-09-15_1347716112

Ночевка в походных условиях (фото для привлечения внимания девочек).

Насчет оригинальности. Нам кажется, взяв с собой в тур футболки с Хрущевым и попами, одетыми в майки Pussy Riot, вы, скажем так, хотели выглядеть своеобразными матрешками с балалайками в глазах иностранцев. И тем самым выделиться.

Если говорить о шмотках [а не о музыке], то да. У нас в каждом втором городе спрашивали про Pussy Riot и интересовались, что за деятель изображен на футболках. Большинство американцев ничего о нем не знают. Мы им объясняли, что это политик времен Карибского кризиса и так далее, они мычали: «Да-да, что-то такое припоминаем…». За всю поездку мы встретили лишь одну девушку, которая более-менее разбиралась в той эпохе, и то оказалось, она училась на историка. В общем, дизайны наших футболок всем понравились. Еще мы шутили, что приехали с Комми-Айланда (по аналогии с Кони-Айлендом). В Нью-Йорке над этим смеялись в голос.

А в целом, что за публика была на ваших концертах? Случайные люди или подготовленные?

У нас сложилось впечатление, что ради непосредственно музыки американцы на концерты не ходят. Для них выступление группы – это просто повод собраться, выпить и пообщаться. В России последние пару лет все обстоит точно так же. В большинстве мест, где мы играли, люди просто стояли и кивали головами в такт музыке, никто особо не безумствовал. В то же время, не было такого, чтобы кто-то стоял со служенными на груди руками и смерял тебя недовольным взглядом. Впрочем, на нашем первом концерте, который проходил в Бруклине, всем было на нас откровенно плевать. Мы играли с Merchandise и Shoxx, их поддерживали очень мощно, а нас почти никто не слушал. Парень, который снимал концерт на видео, в итоге выложил записи выступлений всех групп, кроме Worshit. Правда, надо сказать, что мы тогда действительно ужасно выступили. До приезда в Штаты мы не репетировали две недели и были явно не в форме. Тот концерт напоминал, скорее, репетицию. Еще бывало так, что ты играешь и чувствуешь, что публика как-то вяло реагирует. Но после выступления к тебе подходят, хлопают по плечу и говорят, что им очень понравилось. Американцы все же очень вежливые несмотря ни на что, поэтому нам хочется верить, что хотя бы в некоторых случаях их похвалы были искренними.

А что за люди делали вам концерты? Панки, менеджеры, студенты?

Манагеров замечено не было. В основном, ребята, которые нас вписывали на концерты и к себе домой, работали продавцами хот-догов, курьерами, в общем, были настоящими панками (не то, что мы). Многие говорят, что пособия и денег, которые они получают, трудясь на столь непрестижных работах, им вполне хватает на жизнь и пропитание. Вокалист Ugly Parts, к примеру, живет на пособие, играет в четырех группах, постоянно ездит в туры и вдобавок снимает комнату в хорошем доме. Есть среди панков и люди с высшим образованием, например, вокалист Seasick. После получения докторской степени он, как говорят, зазнался и при каждом споре говорит: «Я знаю, как правильно, у меня есть степень».

2012-09-17_1347858900

«В каждом доме, где мы были, все дули, как паровозы» (Витя Х.)

И еще по поводу западных правил игры. Вы рассказывали, что американцы обычно не делятся с приезжими группами своим оборудованием, что создает дополнительные трудности при гастролях…

На наш взгляд, это абсолютно нормально. В России мы привыкли, что для выступления в клубе нужно иметь при себе только гитару, бас, микрофон, либо минимальный комплект барабанщика – в зависимости от того, на чем ты играешь. Это в корне неправильно и портит людей. В Штатах даже начинающие группы ездят со своим аппаратом. Он может быть плохим, постоянно ломающимся, но он свой. Во всяком случае, его хватает для того, чтобы отыграть концерт от начала и до конца. В местах, где мы выступали, не было практически никакой аппаратуры, кроме порталов и микшера – все приносили группы. У нас был огромный тяжеленный басовый кабинет, который каждый день приходилось заносить в невероятно узкие подвалы (привет Любомудрову из Рикошет, он как-то ныл, что у него очень тяжелый кабинет). Единственное, наш барабанщик не взял с собой тарелки, так как на границе могли предъявить, что он едет играть концерты, а для этого нужна не туристическая виза, а рабочая. Оказалось, что там одолжить у кого-то железо гораздо сложнее, чем здесь. К примеру, друг Райана, с группой которого мы отыграли три концерта, отказался выдать нам свое железо. Правда, остальные части предоставил. Пришлось нам покупать все необходимое вскладчину, а после тура продавать в России.

И после такого вы с этим парнем нормально общались?

Да, без всяких проблем. Скандинавы из Night Fever, к примеру, вообще купили все инструменты в Штатах, а перед отъездом сдали их обратно в магазин. По местным законам, в течение какого-то срока после покупки ты можешь беспрепятственно вернуть деньги за инструменты, если, конечно, на них нет видимых повреждений. Не знаю, во всех ли магазинах это работает, но в сети Guitar Center точно. Группы посолидней, конечно, приезжают со своим добром.

2012-09-17_1347846505

Живущий на пособие вокалист Ugly Parts

А как люди узнавали о ваших концертах? Как осуществлялась реклама?

Как ни странно, далеко не все у всех наших концертов была соответствующая страница на Facebook. В отличие от России, там эта вещь не считается обязательной. Вместо этого у них до сих пор в ходу бумажные афиши и флаера. Если у нас 99 процентов афиш делаются исключительно для Интернета, то там их, как в старые добрые времена, развешивают по городу.

А как рассчитывалась сумма, которую вам выдавали? Какие-то гарантии были? Или каждый раз вы не знали, сколько вам заплатят?

Никаких гарантий по поводу того, сколько мы получим с каждого концерта, нам никто не давал, это было непредсказуемо. Если мы оказывались единственной приезжей группой на концерте, то все деньги со входа отдавали нам, если нет, то делили между всеми иногородними командами. В Кливленде концерт был бесплатным, и поэтому нам дали денег с бара. Максимум нам удавалось получить на руки 200 долларов, минимум – 60. Кроме того, в Америке, как правило, организатор не кормит группы. Поэтому мы питались за счет денег, которые получали с концертов. Несколько раз нас угощали обедом, но это были, скорее, исключения из правил.

О каждом городе, где выступали музыканты Worshit, им нашлось, что рассказать.

Первый город – Нью-Йорк

2012-09-08_1347140589

Наши люди на Brighton Beach.

Играли в культовом бруклинском панк-хаусе 538 Johnson. Он находится в помещении бывшей фабрики, цеха которой превратили в лофты. В отличие от сквотов, которые представляют собой нелегально оккупированные здания, панк-хаусы – это просто дома, которые панки снимают под жилье, а иногда еще и под концерты. Поэтому их обитатели не сталкиваются с теми трудностями, которые испытывают, скажем, анархо-задроты из нью-йоркского центра ABC NO RIO, который постоянно хотят снести.

В Нью-Йорке, как и в Москве, очень много панк-тусовок, которые практически не пересекаются. Доходит до смешного: в пятнадцати минутах ходьбы от 538 Johnson расположен другой панк-хаус Lake. Выяснилось, обитатели этих двух домов не знали о существовании друг друга. Больше всего в тот вечер рубились под группу Shoxx — запускали фейерверки и кидались пивными банками.

Вашингтон

2012-09-14_1347662750

Дыра, в которой проходил концерт.

Яна Маккея не видели, хотя песне Minor Threat в нашем исполнении люди подпевали. Концерт проходил в мексиканской забегаловке. Нам показалось, что в Вашингтоне сцены практически нет. Встреченный нами позднее в Нью-Йорке Гена из Razor Bois это предположение подтвердил. Он рассказал, как однажды Ян Маккей решил отпраздновать свой день рождения в каком-то кафе,  туда пришли два-три старых вегана, и этим вся тусовка ограничилась. Золотые дни DC-сцены в прошлом, то же можно сказать и о Лос-Анджелесе. Сдулся и движ из Ричмонда – лейбл No Way Records, группы Government Warning, Wasted Time. Очень жаль.

Филадельфия

2012-09-17_1347901373

Сэндвич «Кропоткин».

Там есть ступеньки, на которые в фильме забегал Рокки. Еще там есть памятник любви в Лавпарке. Нас вписывал мой приятель из замечательной лоу-фай блюзовой группы The Eeries. Обедали в веганском заведении под названием Grindcore House. Название говорит само за себя – там нон-стопом играет грайндкор, а в меню есть сэндвич «Кропоткин», очень вкусный.

Питтсбург (он же Шиттсбург)

2012-09-18_1347938066

Обычный с виду бар, в котором нарушаются все допустимые законы штата.

Тусовались в баре, где можно курить (редкость!) и при этом у тебя не спрашивают паспорт (еще большая редкость, если не сказать нонсенс). Мы сделали им всю кассу, и они выставили нам бесплатных чипсов.

Коламбус

2012-09-19_1348035582

Безумный чеченец Леха (сзади).

Играли в панк-хаусе Legion Of Doom. Познакомились с угарнейшим персонажем из Грозного по имени Леха. Ему 34 года, он эмигрировал в Штаты 20 лет назад.  Какая-то девушка случайно указала ему на нас, сказав, что вот, кстати, ребята из России. Он подошел знакомиться и потом долго материл своих друзей, которые не удосужились предупредить его о концерте бывших соотечественников заранее. Леха учился в одном классе с известным КВН-щиком, а его сестра встречалась с хоккеистом Николаем Жердевым. Он доверительно сообщил, что Жердев – чмо и обгарыш. Вот уже 15 лет Леха играет в местных панк-группах, и даже с одной из них ездил в Европу. Но про русскую сцену ничего не знает. «Наив» и «Тараканов!» не очень жалует. Как-то раз Леха чуть не дал по морде Марки Рамоуну. Выходец из Грозного хотел взять у него автограф, похвалить, а тот ответил что-то в духе: «Чувак, я занят, отвали!». Леха напился и предъявил Рамоуну: «Да ты охуел, я твой фанат, а ты со мной, как с уродом обращаешься!». Марки ответил: «Ты что, мечтаешь пополнить армию людей, которые дрались с рок-звездами?».

Чикаго

2012-09-20_1348155048

Групповое фото для мамы и Instagram.

Долгий шестичасовой переезд, приехали затемно. Нас покормили на вписке, потом мы поехали играть в панк-хауз. Там выступала группа Hysterics — у них был тур, 38 дней и 37 концертов. Нам очень понравился их логотип – окровавленные тампоны, стилизованные под знаменитое лого Black Flag.

Гранд-Рапидс (Мичиган)

2012-09-20_1348178556

Комми-веганы.

Не слишком известный в России город, хотя это родина Энтони Кидиса и «Американского пирога». Один местный чувак, тоже Райан, основал тут настоящую  левую коммуну и открыл на ее основе веганский ресторан – у него татуировка в виде серпа и вилки, и все местные панки, человек семь, работают в его заведении. Еще Райан снял кино про мичиганское пиво, за которое получил грамоту от местных властей. Он отвел нас в лучший магазин с этим пивом, который выглядел не хуже «Азбуки вкуса». У него мы нашли кассету группы Minefield из Ижевска  Все члены коммуны Райана пришли на наш концерт. С нами играли две группы, которые, судя по качеству выступления, собрались только для того, чтобы составить нам компанию.

Озеро Мичиган

2012-09-21_1348248414

Еще одно фото для девочек.

Было жутко холодно, и дул сильный ветер.

Кливленд

2012-09-22_1348288725

«Вокалист Bad Noids настоящая мразь в лучшем смысле этого слова» (Витя Х.)

Концерт в Кливленде был бесплатным, так как за деньги на него никто бы не пришел – город очень бедный, что-то вроде Детройта. На двери бара, где проходило шоу, висела надпись: «Не кормите тех, кто сидит на крэке». Играли всего две группы – Bad Noids и мы. После нашего выступления ко мне подошел чувак, который выглядел как стереотипный поклонник сибирского панка (нелепая куртка, мешковатые джинсы) и начал с безумным видом о чем-то спрашивать. Я подумал, что это какой-то местный юродивый забрел на концерт и теперь пытается выпросить у меня денег. Оказалось, что это был вокалист Bad Noids. Он выглядел так, будто последние два дня валялся под забором и вообще казался невменяемым. Концерт его группы начался с того, что какой-то вайт трэш пенсионерской наружности кинул в него бычком, и завязалась драка с разбитыми носами и кровищей. После этого Bad Noids вмочили отлично, все валялись по полу. Короткий и веселый концерт. Кстати, после двух или трех наших первых шоу Райан сказал, что у нас очень длинный сет, и нужно сократить его до 15-20 минут. Якобы после этой отметки американцы перестают понимать, что перед ними творится.

Ниагарский водопад

2012-09-22_1348316412

Американофилы из Worshit приветствуют вражескую Канаду.

Стояла очень плохая погода, лил дождь. Ничего особенного, обычная туристическая замануха.

Баффало

2012-09-22_1348329977

Один из самых интеллигентных панков в США Алекс Кернс из Lemuria.

Вписывались у барабанщика Lemuria. Это был самый чистый дом, где мы останавливались. Концерт проходил в бывшем похоронном бюро и представлял собой «баттл», в котором участвовали шесть групп. Баттлы –  это фирменная фишка Баффало. Группы разбиваются на пары, ставятся два аппарата — один на сцене, другой под ней. Сначала первая команда играет три песни, потом, спустя несколько секунд, то же самое делает вторая. И так до конца сета. Несмотря на название, участники «баттла» не соревнуются между собой и не оскорбляют друг друга.

Сиракузы. Концерт обломался.

2012-09-21_1348205437

В отсутствии концерта Worshit не скучали.

Бостон

2012-09-24_1348502112

Дверь в ад

В Бостоне была девушка, которая переехала в Америку, когда ей было два года. Она всеми силами старается не забыть русский язык. Узнав, что в городе будет выступать российская группа, она специально приехала на нее посмотреть, хотя до этого нас не слышала. К счастью, как и все остальные, она не заметила, что Рибби пел по-английски. Тот Бостон, который видели мы, не имел ничего общего с зоопарком, показанным в фильме Boston Beatdown. Злобные стрейтэдж-петушки из группы Boston Strangler тоже никаким боком не пересекались с организаторами нашего концерта. Это совершенно другая тусовка – мы играли и пили со скинхедами вроде тех, что ходили на Negative Approach в начале 1980-х. Вписка была королевской – там не было туалета и раковины. В комнате, где спал один из нас, воняло мочой. И еще там был мертвый енот.

Нью-Брунсвик

2012-09-12_1347468056

Милый студенческий городок, где на вас могут напасть спортсмены.

Студенческий городок с достаточно развитой сценой. Несмотря на дружелюбность местных жителей и царящее в городе спокойствие, значительная часть молодежи в Нью-Брунсвике сидит на героине – настолько там скучно. Кроме того, панкам лучше не показываться в кварталах, где находятся общежития студенческих братств. Все их обитатели как на подбор быки и футболисты. Они любят стоять на крыльце и кричать тем, кто явно не из их касты: «Симпатичная на тебе футболка, пидор». Так они провоцируют вас на драку. Все, что мы видели в фильмах про колледж, оказывается, правда. Мы играли в подвале дома у организатора. Несмотря на то, что по соседству с ним жила семья явно далеких от музыки мексиканцев, никаких проблем не возникло. Видимо, у организатора с ними договоренность. Америка — это страна условностей. У себя на заднем дворе ты можешь хоть траву курить, но не дай бог тебе хотя бы одной ногой заступить на территорию соседей – они сразу звонят в полицию.

Ближайший концерт Worshit состоится 16 февраля на фестивале This Is Moscow:

Отзывов (13)

Добавить комментарий