Премьера на Sadwave: новый альбом «Чумахо ДРЮ» «Конная гребля»
3 октября 2014

Sadwave представляет новый альбом петербургского фолк-панк-кабаре «Чумахо ДРЮ» «Конная гребля». Вокалист ансамбля Карл Валериус Ренштальбальданкен рассказал нам о черных ящиках, медведиках и совместном выступлении с «Ленинградом».

RNbpfOvDAlg

В идеальном мире безумный до экстатичности оркестр радикального этно-шансона «Чумахо ДРЮ» должен был без конца колесить по европам, выступая на всевозможных сельских ярмарках, фолк-фестивалях, тематических пабах и везде, куда пускают артистов с Voodoo Rhytm Records. В нашей же реальности этот табор из семи человек, вооруженных укулеле, скрипкой, баяном, усами и треуголкой не раздумывая вписывается в, казалось бы, максимально не подходящие для себя авантюры – от хардкор-оупен-эйров до детских праздников. На своем третьем альбоме «Конная гребля» «Чумахо ДРЮ» практически отошли от некоторой кустарности, которая была свойственна их предыдущим записям и домашним проектам, и развернулись в полный рост – мощная, залихватская подача, замешанная на цыганщине, ирландщине и частушечных прихлопах-притопах; ернические тексты о Сатане, грустящих папуасах и чертях, в которых нет-нет, да проскальзывает похмельная тоска и желание пофилософствовать, свойственное засидевшимся за полночь на кухне пьянчугам; плясовой ураган, попав в который хочется бить посуду, жечь кабак и, в общем, жить.

Chumaho-1

Чумахо Дрю - Бадья
Чумахо Дрю - Небо
Чумахо Дрю - Алкоголь
Чумахо Дрю - Грека
Чумахо Дрю - Медведиком своим
Чумахо Дрю - Моряк
Чумахо Дрю - Одичала 2.0
Чумахо Дрю - Нога
Чумахо Дрю - Собец
Чумахо Дрю - Слезы
Чумахо Дрю - Комаринский
Чумахо Дрю - Рыбу дай
Чумахо Дрю - Сотона на рыбалке

Скачать альбом «Конная гребля» архивом можно здесь.

Беседовали: Кирилл «Джордж» Михайлов, Максим Подпольщик

МП: Один из твоих первых экспериментальных проектов назывался «Содружество Концентрированных Псевдоконей»; сейчас вот снова «Конная гребля». Откуда такая любовь к коням?

Карл Валериус Ренштальбальданкен, вокалист «Чумахо ДРЮ»: «Содружество Концентрированных Псевдоконей» не было моим сольным проектом, так называлось закрытое творческое объединение, функционировавшее в Петербурге где-то с 1991 года. Это содружество породило ряд музыкальных групп, таких, например, как «Глиняные мужички и Санбермек Порубайя», «Мертвый Коля», «Лау Кхим Чхек и Оркестр Систематической Импровизации» и некоторые другие. Коллективы эти, в свою очередь, породили ряд музыкальных релизов, числом достаточно большим. Ряд релизов данных коллективов был даже издан в свое время Джорджем, о чем у вас, к слову, был материал. Группа «Чумахо ДРЮ» в моем лице является наследницей данного творческого объединения, которое на сегодняшний момент приостановило работу как содружество. Таким образом, наименование альбома «Конная гребля» сродни поступку повзрослевшего сына, который нарекает именем своего отца или деда собственное народившееся дитя.

КМ: Если я правильно понимаю, то «Конная гребля» — это какой-то совсем новый этап в жизни группы. Его уже можно оценить со стороны, а также рассказать о новом векторе развития. Вот давай с этого и начнем.

— Новый вектор развития можно обозначить достаточно примитивно — мы стали играть с ударником. Конечно, иной искушенный меломан воскликнет: «Эка невидаль, стали играть с ударником». И я, в общем, соглашусь — это достаточно банальный прием. Очень многие команды его используют. Вот первые два наших альбома как раз были оригинальны в плане использования ударных — там они – ударные, в смысле ударной установки — почти не использовались. В группе на тот момент даже не было такой должности — ударник. Впрочем, если говорить откровенно, ударник на первом и втором альбомах у нас все же есть. Мы-таки не сдержались и записали для красоты некие бубны и перкуссии. Но не более. И в завершении размышления об оригинальности использования ударных сообщу: если что-то и есть действительно оригинальное из инструментов в составе «Чумахо ДРЮ» и музыкальных решений саунда группы – так это, с гордостью сообщаю, гавайская гитара укулеле, которая звучит на всем протяжении второго и третьего альбомов. Собственно, я на ней и играю.

КМ: По какому принципу создавалась новая запись? Это просто очередной альбом или альбом с концепцией?

— Должен признаться, что мы далеки от каких-либо явных и осознанных концепций в своем творчестве в целом и в составлении нового альбома в частности. То есть, может быть, таковые концепции и заметны внешнему взору, но для меня, находящегося внутри, это совсем не очевидно. Опять же все достаточно примитивно — когда мы осознали, что новых песен стало так много, что некоторые из них мы уже не помним, как играть, было принято решение зафиксировать оные — чтобы с легкой душой забыть их окончательно и продолжить двигаться дальше. И вот вроде бы мы с этой задачей справились, альбом готов… но пока он изготавливался (процесс был долгий и трудоемкий), успели сочиниться еще более новые песни… Размышляем теперь, как быть с ними.

МП: По уровню гротеска и безумию ваши работы сопоставимы с тем, что делает НОМ. Но если злобная сатира первых имеет непосредственное отношение к реальности, то ваши  песни – это, скорее, уход от нее, конструирование собственного мира. Вам не интересно рефлексировать на тему того, что вас окружает?

— Это, конечно, приятный комплимент. Ибо про НОМ могу сказать, что лично я очень люблю этот коллектив, и, безусловно, он оказал на меня мощное влияние, которое можно наблюдать и в творчестве «Чумахо ДРЮ». Про рефлексирование на актуальные темы – на нашем новом альбоме, например, есть острая политическая сатира «Медведиком своим!». То есть, худо-бедно мы на окружающее стараемся реагировать. Другое дело, что окружающее у всех разное, возможно, дело в этом.

МП: В таком случае, откуда берутся твои персонажи — графы, камаринские мужики, инвалиды с деревянной ногой и другие? Скажем так, сочинение подобных сказочных песен — это средство эскапизма или ты просто не склонен так остро чувствовать царящую вокруг чернуху, которую транслируют те же НОМ?

— Ну я вот не считаю, что НОМ — это чернуха. И сомневаюсь, что песни «Чумахо ДРЮ» — это эскапизм. Скажем, упомянутая тобой песня «Нога» исследует границы возможностей существования человека отдельно от общества, как в духовном, так и в физическом смысле. А тот же граф Луи де Лер из песни про медведика — это собирательный образ, который, если рассматривать его в контексте политической ситуации, превращается, например, в Николя Саркози.

Живое исполнение остроциальной песни «Чумахо ДРЮ» про медведика.

МП: Песня «Грека» явно выбивается из общего танцевально-угарного контекста, хочется про нее поговорить: во-первых она у вас, похоже, единственная без ярко выраженного сюжета, а во-вторых, довольно страшная и даже печальная.

— Ну во-первых, почему же без сюжета, сюжет там, по-моему, вполне выпуклый. Грека, как твой дон Хенаро в Икстлан, едет домой через реку и далее по тексту. Только в отличие от дона Хенаро он не маг, а обычный гражданин, условно грек, и все кончается как у обычного гражданина — это уже во-вторых. Но это не повод для грусти, поэтому концовка танцевальная. А в целом к индейским магам эта песня никакого отношения не имеет. Вообще, я против сосредоточения внимания на том, как рождаются песни и вопросов к автору, о чем они. Тот факт, что песня записана и предоставлена для прослушивания, вполне достаточное условие, чтобы понять для себя, о чем она. Опять же даже сам автор может заблуждаться на этот счет, он всего лишь передаточное звено для процесса появления песни.

КМ: Тогда давай так — соотносишь ли ты себя с лирическими героями своих песен? Наделяешь их какими-то своими чертами или же все они исключительно плод игры ума и воображения?

— Я воспринимаю творцов и себя в частности, как некие «черные ящики», из которых появляются в том или ином виде произведения. Что там внутри происходит, кто на кого или что на что влияет, предпочитаю не задумываться, а просто получать радость от процесса и удивляться находкам.

КМ: Хорошо, а вот Аццкий Сотона — кто он? Сознательно вредная, хоть и комедийно неудачливая, сила зла или скорее положительный персонаж — этакий озорной неисправимо романтичный черт?

— Я думаю, тут будет уместно посмотреть видеоклип, снятый на данную песню. Это мое, как Дэвида Линча, видение Аццкого Сотоны.

«Чумахо ДРЮ» — «Аццкий Сотона»

КМ: На новом альбоме ваш саунд явно изменился — чувствуется переход от такого камерного хулиганского кабаре в духе The Tiger Lillies к динамичному фолк-панку а-ля Across The Border, Pogues и чуть ли не The World/ Inferno Friendship Society. Эти группы для тебя важны? Вы чувствуете себя частью мировой фолк-панк-движухи?

— Когда создавался коллектив «Чумахо ДРЮ», я был сильно очарован группой Tiger Lillies. Конечно, и Pogues, и Кустурица со своим The No Smoking Orchestra, и Gogol Bordello, и Manu Chao и многие другие известные и менее известные подобные и прочие коллективы были мной слушаемы и любимы, но на создание собственного коллектива подобного толка меня вдохновили именно “Лилии”. Используя простые и даже вторичные мелодии и специфические тексты в купе с вокалом кастрата и аццкими ужимками на сцене, они  простыми подручными средствами достигали глубин тоски и бездн веселья. Мне захотелось попробовать так же самому. Но так как группа — это компания, состоящая более чем из одного человека, а эти человеки имеют свои вкусы и музыкальные интересы, которые не всегда совпадают с моими, в результате всегда получается то, что получается. Потому, если я говорю за себя — то да, важны упомянутые выше коллективы, а также Les Hurlements D’Leo, Reverend Glasseye and His Wooden Legs, Nigel Burch and the Flea-pit Orchestra, Menlo Park, Dead Brothers. Но если в начале пути я пытался как-то соответствовать выбранному образу и звучанию панк-кабаре, то сейчас мы не ориентируемся уже ни на что, а просто играем то, что получается, исходя из песенного материала, который я предлагаю соратникам, и звучания инструментов, которые мы используем.

МП: Извини, что в третий раз упоминаю НОМ, но вот у них, к примеру, есть несколько уровней постижения, скажем так. На концерте можно под них плясать, так как музыка заводная и веселая, а в наушниках, если послушать внимательно тексты, бывает совсем не до смеха. У вас же, кажется, этот второй уровень отсутствует, то есть «Чумахо ДРЮ» — это такой оркестр безудержного веселья и угара. Вы сами так себя воспринимаете? И считаете ли адекватным, когда вас так воспринимают другие.

—  Перефразируя твой вопрос — вкладываете ли вы некий потаенный – или хоть какой-нибудь — смысл в тексты ваших песен? И хотя, процитирую друга поэта (с которым я согласен) «поэт не думает над строчкой, она рождается в душе», тем не менее, отвечу: «Да, в наших песнях есть содержание и, не побоюсь этого слова, смысл, иногда даже конкретный». Я не настаиваю, что этот смысл надо непременно искать, это не обязательно, а возможно даже и не нужно. А по форме мы действительно веселая музыкальная группа. Как говаривал дружище Карлссон: «Дикая, но симпатичная». Так что кто чего в нас разглядит — дело смотрящего, понятие адекватности в таком процессе весьма относительно и обусловлено положением в пространстве смотрящего, как в пространстве культурном, так и физическом.

КМ: Отдельные песни у вас переходят из альбома в альбом. Ты так дорожишь ими или не  устраивают предыдущие записанные варианты?

— Видимо, ты намекаешь на трек «Одичала 2,0». И правда, во втором альбоме есть песня с похожим названием и похожим содержанием текста. Скажу больше – это действительно та же самая песня. История кавера на самих себя необычна. Однажды  мне приснилось, что я пою ее как танго. Далее сон был воплощен в жизнь. Текст я сделал более драматичным по сравнению с первой версией, так как это танго, а танго обязано быть таковым. Музыку развили совместными усилиями, и в целом  результат нам понравился. А так, чтобы к этой песне было какое-то особое отношение — нет.

КМ: Вы не так часто играете концерты, но последние годы регулярно появляетесь на подпольных панк-фестах. Чем они привлекают тебя? Насколько восприятие тамошней публикой отличается от реакции на вас рядовых завсегдатаев клубов?

— Концерты мы играем нечасто, но регулярно, ибо вследствие большого состава группы и занятости участников куда-либо на гастроли выезжаем мы с трудом, а играть только лишь в Санкт-Петербурге чаще раза в месяц особого смысла не видим. Что до панк-хардкор-фестивалей, то, собственно, ты, Джорж, нас первый и пригласил на таковой в 2008 году и, помнится, прием, даже несмотря на сокращенный состав группы (укулеле и три вокала), был очень хорошим. Привлекает в таких фестивалях то, что это, как правило, хорошие фестивали. Организаторы милые люди, публика отзывчива и дружественна. Вот этим летом мы играли на фесте «Карельский мор» и до сих пор пребываем в восторге от поездки и от концерта, сыгранного там. По сравнению с фестами, клубная публика, как правило, более сдержана. Так как стиль, в коем работает «Чумахо ДРЮ» смутен; во всяком случае, мы затрудняемся определить его вразумительно, то и своего зрителя определить я затрудняюсь. Как показывает опыт, воспринять музыку «Чумахо ДРЮ» готов и способен достаточно широкий спектр любителей самых разных музыкальных жанров.

U1qd27L66PU

Типичная публика «Чумахо ДРЮ».

МП: Я знаю, что помимо клубов и панк-фестивалей вы выступали, например, на корпоративе вместе с «Ленинградом» и на фестивале мультфильмов. Как вас туда занесло, и как все прошло?

— Да, случались с нами такие смешные события. Про корпоратив с «Ленинградом», там имел место день рождения какого-то авторитетного гражданина, и в связи с этим в дорогущем кабаке было не только выступление «Ленинграда», а целый цирк с конями и клоунами, то есть широкая культурная программа для гостей, которых было достаточно обширно. Как туда попали такие маргиналы, как мы? Накануне ребята, которые делали это богатое деньрожденное выступление, волею случая заглянули в клуб «Цоколь», попали на наш концерт и пришли в дикий восторг от увиденного, после чего сделали нам предложение выступить на разогреве у группы «Ленинград». Мы, конечно, согласились, когда еще такое случиться — разогревать «Ленинград» на корпоративе. Самым ценным в этом мероприятии был богато накрытый для «Ленинграда» стол с дорогим алкоголем и закусками, к которому пригласили и нас. Шнуров оказался приятным в общении, трезвым и не пафосным, а вот мы, отыграв для буржуазной публики наш небольшой сет, так налегли на предложенные яства и напитки, что часть событий вечера в памяти не зафиксировалась. Так же случились материальные потери, в частности, я и зомби-бас-гитарист утратили свои концертные костюмы. Собственно, это история появления моего нынешнего «пиратского» костюма — после данной утраты надел на следующий концерт первые попавшиеся вещи, и они так удачно скомбинировались. Мы еще потом долго шутили внутри группы, что видимо Шнуров-то и притырил наши костюмы, позавидовав. На Суздальском фестивале мультфильмов произошла менее драматическая история. Там неожиданно обнаружились поклонники нашего творчества, которые пригласили нас поучаствовать в данном мероприятии, так как мы, по их мнению, «очень мультипликационная группа». Так как дорога и проживание богато оплачивались, да и сам фестиваль все же хоть не музыкальное, но интересное культурное событие (плюс к тому же манящие красоты Суздаля), мы не стали раздумывать и согласились. Тем более, что после Суздаля был забит концерт в Москве с твоей помощью, Макс, а когда еще съездишь  андеграундным коллективом в 7 человек с концертом в Москву, да так, чтобы этот концерт отбился. Если сравнивать ощущения от выступления на подобных мероприятиях и на панк концертах или фестах, то, озирая наш разнообразный концертый опыт, могу констатировать, что на корпоративах и прочих прикладных концертах играть не особо интересно, публика там как правило скучная, плюс испытываешь ощущение собственной неуместности. На панк концертах публика живо воспринимает наш посыл и правильно реагирует на происходящее. Вот и с тем же Суздалем так произошло. Народ там вроде бы даже и плясал под нас и прочее, но концерт в Москве с «Да, смертью!», «Грунтом» и «Панк-фракцией» понравился нам гораздо больше.

КМ: По какому принципу ты выбирал песни для ваших видеоклипов? И будут ли видео на новые песни?

— Производством видеоклипов я занялся случайно. Но, овладев простейшими навыками съемок и монтажа, ощутил большой интерес и вдохновение, чего от себя в этой области никак не ожидал. Так как мощные бюджеты и мастерство изготовления спецэффектов мне не были присущи я, вдохновленный все тем же НОМом (а точнее, их фильмом «Хозяева СССР или обезьянье рыло») в своем видеотворчестве сделал ставку на оригинальные идеи, которые смотрелись бы интересно даже при кустарном техническом исполнении. Таким образом, отбор песен осуществлялся по мере придумывания на эти песни чего-то, что мне казалось интересным и возможным для осуществления. Так, появились первые клипы «Чумахо ДРЮ» «Мастодонты Окраин», «Ленин», «Упрямство гондольера», «Аццкий сотона». Далее, все более увлекаясь процессом и осваивая новые горизонты, я пришел к  простейшей анимации («Полбанки» «Чумахо ДРЮ», «Злая Лошадь» от «Глиняных мужичков и Санбермека Порубайя». Нынче в видеопланах много всякого: видеоклипы на песни из нового альбома, в том числе и анимационные, видеоклипы для других групп, и прочее. Например, сделаю небольшой анонс, изготавливается «Анкылым-фильм №2» про гастроли группы «Анкылым» по Хорватии и Сардинии («Анкылым-фильм №1» про гастроли «Анкылыма» по Бразилии и Аргентине выпущен в 2012 году, еще до модной ныне тенденции ездить в Бразилию и снимать про это фильмы). Непосредственно сейчас заканчиваю монтаж кукольной анимации на одну из песен со второго альбома «Чумахо ДРЮ». Только этап строительства декорация и кукол этого прожекта занял у нас 2 года.

Клип «Чумахо ДРЮ» на песню «Упрямство гондольера»

МП: Вопрос, который мы задаем, кажется, всем нашим героям, ну и самим себе, естественно. Вы все взрослые и местами солидные люди, а сами пляшете по сцене в нелепых костюмах, поете матерные частушки, ездите за дорогу на сомнительные мероприятия. Это как, нормально? Не посещают ли мысли о том, что пора уже перестать херней маяться? Вон у сверстников уже машина-дача-дети. Особенно, у ваших.

— На счет машин, дач, детей это у нас в наличие имеется, у кого машина, у кого дача, а дети так почти у всех уже и даже не в одном экземпляре. Финансово наша музыкальная деятельность, конечно, невыгодна, даже убыточна, но вот стань наш бэнд в одночасье дико популярным, это тут же повлечет за собой предложения о концертах со всех сторон, а мы даже не сможем на них откликнуться, ибо взрослые солидные люди с семьями, работами, детьми, дачами, параллельными музыкальными проектами и отсутствием возможности поехать в длинный тур. Не подумайте только, что я против того, чтобы наша группа стала популярной — я за, но в целом наши желания на сегодняшний день — это делать хорошие песни, записывать их по возможности так, чтобы самим нравилось, и чтобы публика на концертах присутствовала. Занимаемся же мы всем этим для удовольствия, хоть удовольствие — слово больно буржуазное, пусть будет «для души».

Презентация альбома «Конная гребля» состоится в пятницу 03 октября в петербургском клубе «Цоколь».

EhLh5rY9GtI

Отзывов (2)

Добавить комментарий