«Гопники вооружались коктейлями «Молотова» и лопатами»: клавишник Super Girl & Romantic Boys о Польше, сквотах, рейвах и 90-х
30 июля 2014

В субботу 9 августа в московском клубе «Китайский летчик Джао Да» выступят ветераны польского диско-панка Super Girl & Romantic Boys. Sadwave поговорили с вокалистом и клавишником группы Костей Усенко.

SONY DSC

Записали: Максим Подпольщик, Александр Red Head, Вадим Гуров

 

О подпольных дискотеках 90-х

90-е в Польше были эпохой гигантских рейвов, героина и быдла в трениках. Наверное, у вас в России творилось то же самое, только в больших масштабах. Польский музыкальный мейнстрим в то время был полным отстоем – все копировали артистов западного MTV и пытались петь с американским акцентом. Но мы жили в другом мире, в мире панковских сквотов, которые были основным местом наших тусовок.

Первые панковские дискотеки проходили в городе Лодзь, там была очень мощная тусовка. Друзья крутили в сквоте хиты нашего детства, в основном, польские группы в стиле нью-романтик — Kombi, Kapitan Nemo, Papa Dance, Urszula и другие. Мне, к примеру, очень нравилась советская группа «Форум». Это был мейнстрим военного положения, так называемого польского кризиса. Звучал он соответствующе. Представьте себе мрачный гул аналоговых синтезаторов, на мычание которых накладывался сладкий вокал, исполнявший любовно-апокалиптичные тексты.

Переехав в Варшаву, мы перенесли туда традицию виниловых сквотерских пати с пластинками, купленными на барахолках. Это был полный угар, приходили люди из разных тусовок, но все были примерно одного возраста и имели схожие взгляды на жизнь. Веселясь, все чувствовали, что разрушают невидимую стену царившей повсюду зомбификации. Это и послужило для нас стимулом начать самим играть такую музыку, а не просто ставить ее на дискотеках.

 

О появлении Super Girl & Romantic Boys

Когда мне было 12 лет, я играл в школьной группе The Leszczers («Лещи»,  это как по-русски «лохи»). Это был акустический трэш-панк на пианино, ксилофоне и детской ударной установке. Мы переделывали на свой лад детские песни и призывали убить директрису школы. Потом пришло время анархопанка с хардкором и психоделических импровизаций на виолончели. В 1998 году мы с будущими участниками Super Girl and Romantic Boys оказались в Берлине, мировой столице сквотов, где уже тогда жили многие наши друзья. Наша первая репетиция, представлявшая собой упражнения с детским синтезатором «Касио», произошла почти случайно. Практически тут же мы придумали наше трэшовое название, которое для Польши звучало весьма провокационно. Оно вызывало стойкие ассоциации с провинциальным китчем музыки диско поло. Свой стиль мы окрестили «брутал-роматик», а нашу тусу – Диско-фронтом. Вскоре мы начали выступать в полном гриме, у нас появился танцор. Многие наши ранние концерты часто превращались в настоящие побоища. В конце 90-х мы впервые услышали по радио группу Miss Kittin & The Hacker и сильно удивились тому, что наша любимая музыка вновь стала популярной и модной. Надо сказать, что в те годы мало кто понимал, чем мы вообще занимаемся. Большинство думало, что это такой прикол, но мы всегда говорили, что относимся к нашей музыке очень серьезно, хотя виду никогда не подавали. Такой подход стал нашей формулой панка. Потом Польшу захлестнула ностальгическая волна, ветераны 80-х начали возвращаться на сцену, но все это, конечно, было уже не то. Их новые аранжировки были полным отстоем. Мы посмотрели на все это, пожали плечами и продолжили заниматься своим делом.

 


Super Girl & Romantic Boys — Spokój

О контракте с лейблом и MTV

В начале нулевых на наш концерт пришли чуваки из одного известного лейбла и предложили нам подписать контракт. Они выпускали сборник с песнями молодых команд и хотели включить в него нашу песню. В 2002 году мы пошли на эту сделку, позже выпустив на этом лейбле наш дебютный альбом. Вскоре песня «Spokój» звучала буквально из каждого утюга. Мы сняли на нее клип, а после еще один. Время от времени их крутили на польском MTV и канале Viva Polska. Впрочем, все это звучит красиво только на словах. Мы повелись на красивую обертку. Руководство лейбла называло его независимым, и это было действительно так; он не принадлежал никакой крупной корпорации и прилично зарабатывал на динозаврах польской подпольной сцены 80-х, хип-хопе и новых прикольных проектах. Однако его владельцы оказались настоящими мошенниками. Невнимательно прочитав контракт, мы на 10 лет лишились прав на собственные песни. При этом наш второй альбом они так и не издали. Но мы продолжили играть концерты, выпустили бутлеги на болванках и выложили неизданный альбом в интернет, а клипы – на YouTube. Так мы стали «легендарной подпольной диско-группой» (смеется).

 

О сквотах

В 90-е я несколько месяцев жил в варшавском сквоте, который представлял собой опустевший форт Александровской цитадели. Там мы проводили наши вечеринки и репетиции, а по подвалам шныряли летучие мыши. Время от времени у нас происходили проблемы с гопотой. Однажды подступы к сквоту начали осаждать приехавшие на машине нацики, вооруженные котейлями «Молотова» и…лопатами. Но все были заранее подготовлены к обороне, а само здание так и вовсе было специально для этого построено. Наши ребята расположились на крыше и начали стрелять из рогаток по их бутылкам с зажигательной смесью. Внезапно росшие рядом деревья вспыхнули синим пламенем. Короче, было живописно.

В других городах тоже был свой движ, например, в Лодзи, где в то время жили некоторые участники нашей группы. Там проводились рейвы, кинопоказы, появлялись сумасшедшие арт-проекты…проблема заключалась в том, что город был на сто процентов блатной. В 90-е это были непустые слова.

Познаньский сквот Rozbrat был местом более политизированным. Еще мы часто ездили во Вроцлав, там все выглядело почти как в Берлине. В 1999 году SG&RB выступали там на первом большом сквотерском опен-эйре. Недавно, спустя 15 лет, мы снова там играли. Атмосфера в этом месте, конечно, уникальная.

Сегодня все значимые сквоты легализованы, в той или иной степени. Большинство из них представляют собой социально-культурные центры. Принято считать, что в Германии образцовые сквоты, но там тоже все очень по-разному. Вообще, это тема для отдельного большого анализа, тут в двух словах не расскажешь. Скажу лишь, что сейчас у всех одна проблема – это девелоперы.

 


Super Girl Romantic Boys — Klub SS

 

О противоречиях между панком и диско

Даже самые упертые европейские крастеры и сквотеры в конце 90-х стали фанатами диско. Так что в этом плане у нас никогда не было проблем. Вообще, все участники SG&RB всегда слушали самую разную музыку. Лично я помимо панка и хардкора играл на виолончели в электроиндастриал-группе и слушал старые нововолновые команды; Ева всегда обожала британскую романтичную попсу начала 80-х; наш танцор любил итало-диско, а первый гитарист — грайндкор и нойз. Но это отнюдь не мешало нам отрываться и угорать вместе. Панк — это не какой-то там стиль музыки, это энергия, которая сидит у тебя в душе. Если проводить параллели с российскими явлениями,  мне кажется, в 90-е мы были близки по духу питерским некрореалистам, которые были старше нас на 10 лет.

 

О моде и электроклэше

Нас никогда не интересовала мода, и ни 15 лет назад, ни сейчас мы не стремимся быть в тренде. Наверное, именно поэтому мы никогда не считали, что играем электроклэш. Этот жанр появился через несколько лет после возникновения SG&RB. Когда мы только начинали играть, многие считавшие себя модными ребята, глядя на нас, крутили пальцем у виска. А потом вдруг выяснилось, что подобная музыка – это самое актуальное, что только может быть. Наши новые треки, хоть и похожи по духу на старые, не являются типичным электроклэшем. Электронная новая волна времен новой холодной войны, диско-панк 20-х годов — вот наши новые фишки.

 

Об аудитории

Несмотря на то, что панк-публика всегда казалось нам самой отзывчивой и креативной, нам никогда не хотелось ограничивать себя субкультурными рамками. Случалось, что нас звали играть на свадьбу, чей-то день рождения или на небольшие корпоративы (нам это не особо нравилось, но сказывалась острая нужда в деньгах). Сегодня мы довольно часто выступаем в танцевальных клубах, но в основном это хорошие, непопсовые места — «модная молодежь» и хипстеры тоже приходят туда и им нравится, хотя большинство из них знают только песню «Spokój». Вообще,  сложно одним словом описать наших слушателей. Это очень разные люди, но когда мы болтаем и общаемся с ними после концертов, то часто ощущаем, что это все они пришли на нас неслучайно. Многие говорят, что наши треки напоминают им важные моменты из жизни; что они в свое время переживали то же, что и мы. Так что наверное суть того, что мы делаем, это не просто развлечение, а нечто большее. Благодаря нашим концертам много людей, никак не связанных с панк-тусой, впервые побывали в сквоте, почувствовали эту атмосферу. Я не заметил с их стороны никакого презрения, скорее, наоборот – они были сильно впечатлены. Порой мы играем и на больших фестивалях. В прошлом году нам довелось выступить на известном фесте OFF в Катовице, а сейчас мы едем играть для готической публики в Болькув на Castle Party.

 


Super Girl & Romantic Boys — Na Pętli

 

О молодости и красоте

Не сказал бы, что на нас ходит исключительно молодняк, скорее, это наши ровесники. Бывает, заглядывают и более старшие люди, но они часто не понимают, о чем мы поем. Они не врубаются, как можно сочетать такие разные жанры, как диско и панк. Хотя нам тоже уже не восемнадцать, мы совершенно не чувствуем себя динозаврами сцены и какими-то там ветеранами, которые все видели и знают, как надо. Кстати, несмотря на то, что наши песни танцевальные, многие из них довольно грустные.

 

О современных польских командах

На нашей репетиционной точке мы встречаем много молодых команд. Как ни странно, раньше их было гораздо меньше, наверное, все устали сидеть дома за компами. Правда, немного раздражает, что в Польше все поголовно стараются петь на английском, такая глобализация нам не по душе. Что посоветовать из современной польской сцены? Например, проекты Demolka, TRYP и 11. Это наши друзья из Лодзи, ранее имевшие отношение к группе «19 Весен», с которой мы приезжали в Россию в 2007 году. Они на гора выдают электроиндастриал, кибер-панк и трэш-концептуализм. Еще обратите внимание на варшавские триллер-рэп-группы Formacja Cmentarz и Street City Nomads (ветераны кислотного рейва начала 90-х, смешивающих его с панком); Krzyz Kross — прикольный сатанинский диско-панк из «священного католического города» Ченстохова, они играют на 8-битных компьютерах «Коммодор-64». Во Вроцлаве тоже интересная сцена, тут есть нойзово-импровизационные The Kurws и колдвейвовые Ukryte Zalety Systemu.


По просьбе Sadwave Костя Усенко рассказал о 5 своих любимых альбомах.
Танцевальных и не очень.

KOMBI — Nowy rozdzial (1983)

KOMBI - Nowy rozdzial

«Моя самая первая пластинка. С нее началась моя любовь к синтезаторам»


SIEKIERA — Nowa Aleksandria (1985)

SIEKIERA - Nowa Aleksandria1

«Наверное, самый культовый альбом польской новой волны 80-х»


ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – Армагеддон-попс (1989)

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – Армагеддон-попс

«Лучший саунд «ГрОб Рекордс», мощнейший альбом советского анархопанка»


PRODIGY — The Experience (1992)

PRODIGY - The Experience

«Из всех танцевальных песен эта композиция всегда была и будет самой любимой»


HUMAN LEAGUE — Dare! (1981)

HUMAN LEAGUE - Dare

«Любимейшая британская новая романтика (если не считать, конечно, Гэри Ньюмана»


Super Girl & Romantic Boys выступят 9 августа в столичном «Летчике» при поддержке «Фанни Каплан», «Барто» и «Электрофореза».

sgrb-afisha

Другие концерты августовского тура группы:

1 августа — Киров (Che Pay Bar)
3 августа — Уфа (Rocks Cafe )
5 августа — Самара (TBA)
8 августа — Казань (TBA)
10 августа — Санкт-Петербург (Бар Ж)

Страницы Super Girl & Romantic Boys на Facebook и Bandcamp.

Отзывов (2)

Добавить комментарий