Илья Алексеев («Анкылым»): «Говорят, нас хорошо засылать на вражеские свадьбы»
5 марта 2015

В понедельник 9 марта питерский фолк-панк-оркестр «Анкылым» представит в московском клубе «Вермель» свой новый альбом «Smrt». Sadwave поговорили с вокалистом группы Ильей «il78» Алексеевым о смерти, старости, «Сепультуре» и других важных и забавных вещах.

АНКЫЛЫМ

Илья Алексеев (в центре) и «Анкылым»

Беседовали: Кирилл Михайлов, Александр Red Head

Ваш новый альбом называется «SMRT», то есть «смерть», то есть конец. Речь идет о конце определенного периода в истории группы? Или это подведение итогов? Эпитафия? Шутка? В любом случае, название как бы символизирует веху. С каким важным багажом вы подошли к ней?

Il78: Для меня как раз-таки наоборот, суть альбома максимально жизнеутверждающая. Как и суть «Анкылыма». Однозначность в форме и содержании, соответствие чьим-то ожиданиям — это не наш профиль. «Smrt» очень звучный посыл, он работает на уровне знака, и нам хотелось обыграть его нестандартно. Насчет вехи не знаю, пусть ею будет считаться сам альбом. Для меня определенная веха заключается в том, что у коллектива стали получаться композиции с узнаваемым музыкальным подходом, а не просто обыгрывание стандартов так называемого «экстремального рока». Некоторые наши новые вещи меня самого удивляют.

На последних альбомах «Анкылыма» («Smrt» — не исключение) значительный процент песен посвящен животным. Откуда это увлечение? Какое из всех этих животных вам наиболее симпатично или важно? И чем, черт побери?! И что вообще за такой крен в песнях: от текстов научно-технического характера на ранних записях к песням о тотемных животных на последних?

il78: Ох, что б я знал (смеется). По текстам со временем стало просто скучно писать трактаты, хотелось ломать какие-то стандарты восприятия сочетанием несочетаемых вещей, по сути простых и понятных, но в новой подаче раздвигающих какие-то привычные рамки. Ну и любим мы животных. Разных. А насчет, какое важнее – что за дискриминации?

Вас тут недавно обозвали странным словосочетанием «folk-core depressive blackened clesmer». Какие были еще самые смешные, оригинальные, неожиданные определения вашей стилистики? Ну и бывали, наверное, случаи, когда играли где-то, а публика жаловалась, что ожидала от вас совсем другого?

il78: Из хороших определений еще вспоминаются «алкофолк-мясорубка», «ярмаркор», «дада-панк» и «frantic, volatile knees up art folk chaos from Russia with rage». С публикой были неприятные нестыковки, только когда мы играли без барабанов и не могли хорошо выступить физически. Был еще момент, когда мы в формате трио играли, в общем угаре, оре и хаосе заточенным под музыку слушателям это все казалось оголтелой профанацией. Так оно отчасти и было. Еще сейчас вспомнил одно из определений, данных «Анкылыму»: «Вас нужно на вражеские свадьбы засылать».

Вы играете много каверов. По какому принципу их делаете: песни, которые лично вам нравятся, или какие интересно переделать в своем звуке? Попадались ли тебе каверы на «Анкылым»?

il78: Однозначно, песни, которые нам нравятся и какие интересно переделать. То, что нам не интересно или, к примеру, кто-то со стороны просит сделать, мы играть не будем. Из каверов на нас помню «Спортивную» от группы «Играй Гармонь». хОСАх переигрывали «Деньги». Ну и наслышан, что на московском нойз-кор-фестивале «Оптималиния» кто-то перепевал «Сексизм и гомофобию». Записей всего этого дела я, правда, не встречал.

Кстати, как дела у проекта хОСАх?

il78: все участники заняты в других проектах, иногда собираются. Лучше спросите у них сами. На данный момент никаких новых записей или выступлений мы не планируем.

Вероятно, самое необычное выступление «Анкылыма» и xОСАx (июль 2010 года)

«Анкылыму» почти 20 лет. Какой концерт или концепт подошел бы к вашему юбилею? Например, «НОМ» отмечали 10-летие группы концертом в цирке. Где ваше застольное место? В пруду? В лесу? На кладбище? И вообще, твое мнение: вы записали достаточно альбомов за эти годы? Или все же ленились и просрали кучу записей?

il78: Застольное место везде, где мы есть (смеется). В лесу было бы круто, конечно. Сквотированная церковь в Лондоне тоже подошла бы, был такой эпизод. А так будем думать… По поводу записей, мы довольно долго собираемся и работаем с ними. Вот нового материала уже сочинено много, но когда мы его начнем воплощать — страшно подумать. Было проебано какое-то количество песен первого состава группы, начиная со времен «Инструментов» и до образования акустической формации. В нынешнем составе есть как минимум репетиционные записи на диктофон. Так что «уникальные редкости и красоты» вполне могут появиться.

Написана ли песня «Сепультура» под впечатлением от вашего тура по Бразилии. Расскажи, кстати, как проходила его организация, что ты для этого сделал?

il78: Вообще-то, кавер на песню Sepultura Refuse/Resist мы к тому туру и делали. Ну песня качовая, отчего бы не сделать. На самом деле, с этим связана забавная предыстория: однажды Шинаков (экс-музыкант What We Feel, Next Round – прим. Sadwave) пьяный говорил, что когда он в «Молоке» работал, в творчестве «Анкылыма» тех времен ему нравился кавер на Refuse/Resist, и он точно помнит, что кавер был. А его не было: мы в песне «Москва» играли фрагмент из песни «Сепультуры» Territory.

ankylym-2

«Анкылым» в клубе «Молоко» (первая половина нулевых)

Тур по Бразилии и Аргентине был в 2012 году. Мы задумали замахнуться на Южную Америку, потому как виз туда не надо, а гонять стандартными европейскими маршрутами нам показалось неинтересным. Я просто вбил в Гугл-поиске «punk hardcore clubs brazil argentina» и стал просматривать вывалившиеся форумы и сайты. Разослал по всем найденным имейлам наш пресс-релиз. Из Бразилии в тот же день пришло 7 ответов. Ну там уже переписка завязалась, даты появились и так далее. Везде нас принимали очень хорошо, особенно понравилась аргентинская движуха в Ла Плате и в сквоте в Буэнос-Айресе. Также в Рио был очень мощный концерт у подножий фавел. Очень эмоциональная поддержка. Влет по деньгам, конечно, был, но зато впечатлений масса. В фильме о туре кое-что показано.

Фильм о туре «Анкылыма» по Бразилии и Аргентине

Насколько тебе самому интересен всевозможный фолк-панк? Слушаешь его? Что думаете о развитии жанра и его нынешнем состоянии?

il78: Лично я не считаю «Анкылым» реальным фолк-панком: у нас ни гармонии, ни аранжировки по сути не фолковые, и сам подход ближе к металу, экспериментальному хардкору. Как сказал однажды после нашего выступления на «Скифе» Леша Ставицкий («Боровик Ералаш»): «Вы же на самом деле панк-рок играете. Только инструменты у вас ебанутые». То же самое слышал в Чехии, когда мы выступали без барабанов и баса. Один из слушателей так и сказал: «Вы же в душе металисты, это чувствуется». Вообще, чистый звук народных инструментов дает интересное звучание, но лично я очень недолюбливаю сложившиеся каноны фолк-панка и фолк-метала с уклоном в кельтов, ирландщину и тому подобные стандарты. Скучно, стереотипно и хуже всего, когда еще пафосно. На самом деле на тему фольклора можно много и интересно говорить: по сути, фолк — не набор штампов, а актуальная музыка. Зарождение хип-хоп-культуры в США — тот же фолк, олдскул-хардкор — тот же фолк. Равно как и гараж, и блюз, и индастриал. А «Анкылым» — это постмодернизм в большей степени. Меня, скорее, радует использование привычных инструментов в необычном ракурсе. Например, балалайка может быть мультижанровой и звучать совершенно не так, как у нас – послушайте Uratsakidogi и Нейромонаха Феофана.

Наш любимый вопрос – ты уже взрослый мужчина, а сам, помимо участия в «Анкылыме», входишь в оргкомитет панк-фестиваля Untied Help Fest, который проводится в лесу со скинами и крастерами в полном объеме. Не надоело? Ну и вообще – музыка «Анкылыма» ироничная, экспериментальная и в значительной степени интеллектуальная, а на UHF выступают команды с более однозначным месседжем и звуком. Почему так получается?

il78: На UHF разные группы выступают, и один из главных принципов организации фестиваля – это разноплановость участников. Там играли и Super Girl & Romantic Boys, и Attack of the Mad Axeman, и психоделисты, и серферы, и нойзеры. На любом фесте выступающие коллективы — это показатель общего состояния DIY-сцены и толчок для ее развития. По поводу «доколе»: по всем пунктам для меня это способ делать мир немного лучше через позитивные эмоции других людей.


Так  звучат живьем современные «Анкылым»

По поводу состояния сцены, расскажи, как она изменилась с тех пор, как «Анкылым» впервые начали выступать? Чем ранние концерты «Анкылыма» отличаются от нынешних? Многие из тех, кто находится в DIY-андеграунде поменьше вас, нередко заявляли о своем разочаровании во всей движухе и благополучно сливались. Почему вы еще здесь?

il78: Да много чего произошло за это время…. Многие стали играть лучше, но экспериментов стало меньше; чем дальше, тем больше происходит всевозможных разделений тусовки по жанрам, дробления на субкультуры, какая-то прямо феодальная раздробленность. Есть хорошие коллективы, концерты, появляются новые имена, но давно уже не было такого, что слушаешь и охуеваешь — не от техники исполнения, а просто от того, что музыка необычна, жива и интересна. Ну это эпоха такая походу, играет роль доступность музыкального материала. Мы тоже менялись, начинали совсем с другого, тоже имели надежды на будущее, если не наполеоновские, то гаррибальдиевские планы, в которые жизнь, впрочем, внесла коррективы. Что касается концертов, то с ними стало проще, мы не хотим ничего никому доказать, уже сыгрались в таком составе. Народу как не собирали залов, так и сейчас не собираем (хотя складывается ощущение существование некой «пятой колонны»: вроде как есть куча любителей нашей музыки, но они очень умело шифруются). Приятно, что в любых странах музыка воспринимается хорошо, языковой барьер не проблема. Ну и я уже говорил выше, за всю историю группы я с прошлого где-то года сам стал удивляться нашим новым темам. То есть, раньше все это было интересно, весело, но общая канва была ясна, а сейчас появляются композиции, которых я даже представить себе не мог, и не знаю, во что они превратятся в ходе аранжировки. Они как живые существа. Мы все еще здесь, потому что нам это интересно, мы друзья, мы не играем то, что нам не нравится. Вот я бы субъективно слушал такую группу, как «Анкылым», а если ее нет, приходится самим занимать ее место. Ну и мы всегда относились к творчеству и реальности с юмором и саморонией. Излишняя серьезность, пафос и узконаправленность — большая беда, как в жизни, так и в культуре на любом уровне.

Колись, следующий альбом «Анкылыма» будет называться «ЖЗН»?

il78: Это было бы слишком просто и предсказуемо. Но поживем-увидим (смеется).

Московская презентация нового альбома «Анкылыма» состоится в понедельник 9 марта в клубе «Вермель»

НОВАЯ АФИША

Отзывов (2)

Добавить комментарий