В воскресенье 15 мая московская группа «Фонтан», играющая задумчивый инди-рок с налетом шугейза, презентует в клубе «Архив» свой дебютный альбом «Дни страха». Sadwave поговорили с гитаристом команды Демидом Мирошниченко об испанском туре «Фонтана», новой русской волне и любимой музыке. Беседовал: Максим Подпольщик Обложка «Дней страха» — выполнена в стиле Рэймонда Пэттибона. Чем этот художник важен для вас? Демид Мирошниченко (гитарист «Фонтана»): Рэймонд Пэттибон внес огромный вклад в развитие панк и инди музыки, его работы для Black Flag или Sonic Youth не видел, разве что очень далекий от музыки человек, про количество рипоффов я вообще молчу. Во второй половине 1980-х на лейбле его брата вышло огромное количество групп, так или иначе повлиявших на наше творчество (Dinosaur Jr., fIREHOSE, Husker Du, Descendents и другие). Так что, когда я увидел эту иллюстрацию в книге Альбера Камю “Посторонний”, то сразу же подумал: “Черт, да это же OFF!, мы должны использовать это на обложке”. Это своего рода дань уважения той эпохе, когда группы из хардкор/панк тусовки стали играть совсем другую музыку В одном из интервью ты сказал, что «Дни страха» — это альбом, посвящен нынешней не самой радостной обстановке, однако музыка «Фонтана», по-моему, скорее, опровергает это утверждение, она мечтательная и спокойная. Мне кажется, тут нет противоречия. Много хороших групп играют совсем не экстремальную музыку, при этом доносят через нее осознанные мысли — Fugazi, Karate, The Ex, Gang of Four, Godspeed You! Black Emperor, Сhumbawamba. Мне кажется, петь о вымышленных ситуациях, если ты их не проживаешь, довольно посредственно и не искренне. Наш альбом о том, что окружало нас последние 3 года, в чем мы все варились. Это кризис в Испании, откуда родом недавно покинувший «Фонтан» вокалист Дэвид, эмиграция в другую и, по сути, чужую страну. Сейчас это непонятная ситуация в России, культурная и социальная изоляция, отсутствие уверенности, если не в завтрашнем дне, то в ближайшем будущем. Как так получилось, что ваш вокалист, с которым был записан альбом, оказался испанцем? Как вы познакомились? Я познакомился с Дэвидом пять лет назад, нашел его пост на каком-то музыкальном форуме. Его сообщение содержало набор ссылок на его музыкальные проекты, разброс жанров был нереальный: от слоукора и инди-рока до олдскульного панка, краста и дрон-нойза. Меня заинтриговала возможность поиграть с человеком с таким богатым музыкальным прошлым. Как оказалось позже, это был интересный опыт и с точки зрения взаимодействия менталитетов. Первое время он эпизодически жил в Москве, каждые 2-3 месяца возвращаясь в Мадрид. В это время мы общались по почте, обменивались ссылками, демо-материалами. Потом он стал ездить в Мадрид реже. Это время мы использовали для совместных репетиций. В Москве он работал удаленно со своим книжным издательством, параллельно занимаясь преподаванием испанского языка. Семейные обстоятельства и кризис в России подтолкнули его вернуться на родину. Основной проект Дэвида, которым он занимается последние 16 лет, называется Reflector. Его подходу к продакшну позавидует сам Стив Альбини. Дэвид принципиально не делает профессиональные записи, не сидит подолгу над одним треком. В основном, все его песни пишутся по дороге к загородному дому или в этом загородном доме за выходные. 4-5 песен, пару дней записи. Никаких повторных дублей в случае ошибок. Никаких забот в дальнейшем. Ранее ты говорил, что не видишь смысла продолжать группу без старого вокалиста. Что повлияло на изменение этого решения? После того, как мы распались, больше года я не играл в группе, периодически делал концерты, но, по ходу, для меня этого было не достаточно. Позже мы с «Фонтаном» собрались снова, уже в расширенном составе: за барабаны сел Кирилл, Миша начал играть на второй гитаре. Мы понимали, что через полгода Дэвид уедет из России, и нам нужен будет новый вокалист. Нас стало больше, появился новый альбом и какой-то интерес группе, возможно, это и подтолкнуло на то, чтобы заниматься музыкой дальше. Отразится ли смена вокалиста на звучании «Фонтана»? Хотя бы в плане языка? Скорее всего. Дэвид как басист вносил большой вклад в становление общего звука. Да и мои музыкальные предпочтения изрядно поменялись за последнее время. В какую сторону? В последнее время слушаю очень много джаза, фаворит тут Диззи Гиллеспи. Из рок-музыки это The Beatles, иногда днями ничего не слушаю, кроме их альбомов. Порой заносит в такие дебри, как альбомы Фрэнка Заппы или Captain Beefheart, это очень не свойственно мне. Что касается языка, могу сказать, что новые песни будут точно не на испанском (смеется). Возможно, тексты будут на русском, если мы сможем мелодично укомплектовать их, это очень сложно. К нам присоединилась Варя, вокал теперь женский, и это, в свою очередь, обязывает к другому музыкальному обрамлению песен. Какому именно? Сложно объяснить словами, во-первых, это тембральные ограничения, женский голос выше, и, например, мы точно не сможем в будущем играть многие старые песни, потому что они будут звучать совсем иначе. Во-вторых, это стилистический момент, насколько вокал красиво звучит в песнях с быстрым или медленным темпом. Как забивался тур по Испании? Делали ли вы какое-то специальное промо к нему? Тур делал Дэвид с помощью нескольких знакомых из разных регионов страны. Частью контактов поделились ребята из Ulises Lima, с ними мы отыграли последние 4 концерта тура. Промо мало чем отличалось от того, что делают в России, в основном, это распространение информации через соцсети и друзей. В одном из городов анонс на наш концерт напечатали в местной бесплатной газете, которую разбрасывают по клубам, книжным магазинам и прочим культурным местам. Это было очень приятно, хотя посещаемости концерта это не сильно помогло (смеется).
Какие еще группы из встреченных по дороге тебе понравились и запомнились? Мы играли с несколькими группами, но все они были немного далеки от нашей музыки, кроме одной — Maicol, очень классный инди рок, который вполне мог бы звучать на каком нибудь колледж радио. А, чуть не забыл, в Сантьяго де Компостела с нами играла группа Inmates, это просто бомба, парням на вид лет по 16, а играют они гремучую смесь из Melvins и ранних Boris. Полный разрыв шаблона. Понято, что музыкальный туризм – это здорово, и даже каждый день играть в чужой стране в новом месте – это огромное удовольствие, пусть и слушателей будет не больше 20-30 человек. Какой следующий шаг «Фонтана» в этом направлении, и будет ли он предпринят? Наверняка же в следующий раз вам будет хотеться более осмысленного и продуманного тура. Если под более осмысленным шагом ты имеешь в виду тур в духе Pompeya или Motorama с грамотным промоушеном, когда тебя в каждом городе знают и ждут, то, наверное, нет. Нам предстоит еще очень много работать, в первую очередь, над материалом. За эти полгода состав сильно изменился, и нам нужно найти что-то общее, что ляжет в основу новых песен. Туры по Европе — это классно, но я делал бы ставку на материал. К примеру, у pinkshinyultrablast все получилось именно так. Какие советы ты мог бы дать тем, кто только планирует отправиться в зарубежный тур? Чего стоит остерегаться и ждать, а о чем лучше сразу забыть и не надеяться? Я бы советовал обзавестись мерчем, как минимум физическими носителями. У нас практически на всех концертах испанцы спрашивали про наши записи на носителях. Я спросил у одного чувака: «Зачем тебе CD? Ты же можешь скачать альбом бесплатно с Bandcamp», на что он ответил, что альбом на носителе ему слушать приятней. Многие покупают диски как память о группе, некий сувенир. Сейчас мы как раз задумались о выпуске альбома и ищем лейбл, который мог бы сделать небольшой кассетный тираж. Не стоит надеяться на большие залы, на неизвестные группы в Европе приходят 10-15 человек, и это норма. Но и этого не нужно бояться, у нас был один концерт, где было 11 человек, и публика была более вовлеченная, чем на концерте, где было 80. Лучше стараться забивать даты не каждый день, если у вас есть возможность побыть в интересном городе больше. Да и играть концерты каждый день очень выматывает. Вы поете на английском, есть распространенное мнение, что так более-менее любую музыку с меньшим скрипом примут на Западе. На вашем примере этот тезис подтвердился? На английском у нас всего 2 песни из 7, они были сочинены на первых репетициях. Когда я спросил у Дэвида, почему он пишет тексты на английском, тот ответил, что мы интернациональная группа, общаемся внутри группы на английском и, как ему кажется, он должен петь на нем. Я попросил его петь на родном языке, мне показалось тогда это правильным и интересным, испанский очень красивый и мелодичный язык, и для такой музыки это очень даже кстати. Мне кажется, это довольно ошибочная стратегия — выбиваться на запад через лирику. Многие группы пытаются звучать как можно более западно, ориентируясь на слушателя, но в итоге они канут в лето, так ничего не достигнув, стоит только вспомнить все подобные группы последних 5-7 лет. Из десятка групп более-менее успешными стали только Pompeya, Motorama и Tesla boy. Остальные паразитируют на постпанке образца Виктора Цоя.
Что, кстати, по этому поводу думаешь? У представителей так называемой новой русской волны есть будущее? Тебе нравятся какие-либо группы из этой тусовки? Все, что я пытался послушать из этих групп, отдавало дешевым китчем и угловатостью от неопытности. Большинство групп стараются брать не концепцией или качеством проработки материала, а количеством выступлений и несвежим эпатажем, стараясь зацепить как можно больше людей, выступить на большем количестве фестивалей и так далее. Мне кажется, это больше про спорт, чем про музыку. Но есть и очень хорошие группы, которые поют на русском или стали на нем петь. Мне очень нравится группа «Вторые брюки», у «Спасибо» был интересный первый альбом, Jars хорошо гармонируют с русской лирикой, ну и новая программа Glintshake невероятно классная. Причем раньше я не был поклонником этой группы, все, что выходило у них до этого, меня совершенно не задевало, даже удивляло, как журналисты находят что-то интересное в их творчестве. Но новый материал, его подача (имею в виду концерт в ЦДХ) – просто новый уровень, не только для группы, но и, наверное, для современной инди/авангард рок сцены в целом. Как мне кажется, в будущем, как и любой тренд, феномен «новой русской волны» угаснет, останутся 2-3 исполнителя, которые заручатся группой поклонников, а все остальные команды канут в Лету. Ты говоришь, что многие паразитируют на постпанке и Цое, но ведь музыка «Фонтана» — это тоже по сути ретро. Как думаешь, почему многим (и, вероятно, вам тоже) важно раз за разом изучать уже и без того исследованные вдоль и поперек территории? Хочется просто играть любимую музыку? В нашем случае — да, хочется играть близкую по духу, по темпераменту музыку. Мы все выросли на панк или инди группах, которые были популярны в 80-90х. Мне очень близка эта музыка до сих пор. Да даже не просто музыка, а вообще эстетика того времени. Кино, весь медиапродакшн, аналоговость, еще не вытолканная цифровым миром. Но это не значит, что мы законсервируем себя в этой эпохе и будем двигаться только в выбранном заранее направлении. В случае с пост панком, как мне кажется, срабатывает одна и таже схема, бери и копируй Цоя-Кертиса. Даже не знаю, что больший моветон, эта музыка или разговоры о ней. Я был бы очень рад услышать русскую группу в духе Gang of Four или The Pop Group, с элементами грязного фанка или прокачивающего даба, но это сложно, нужно учиться играть. Проще долбить даунстроком 2 ноты 16-ми и петь баритоном в 1 ноту. Простите. Назови несколько современных групп, которые стоит послушать, если близка музыка «Фонтана» Я мало слушаю современной музыки в последнее время, но попробую: Posse – отличный инди-рок с милыми серфовыми гитарами, с женским и мужским вокалами, звучат очень просто, но при этом мелодично и трогательно.
Soccer Team – минималистичный инди с Dischord Records, хотя последний альбом немного скучноват. Battles – просто безумие, проект барабанщика Helmet и гитариста Дона Кабаллеро, последний альбом звучит так, будто людей заменили роботы. Phooey! — талантливый парень из Украины, постоянно слежу за его творчеством. Tijuana Panthers — отличная группа по ретровейву, играющая смесь баблгам-попа 1960-х и серфа. Sport – одна из лучших современных эмо-панк-команд. Mad Pilot – одна из немногих групп, релизы которой я жду по 3-4 года. St. Vincent — последняя в списке, но наиболее важная музыкальная фигура для меня, последний альбом — это лучшее, что я слышал на инди/авангардной сцене. Презентация альбома «Дни страха» состоится в московском клубе «Архив» в воскресенье, 15 мая |
Отзывов (2)