Премьера на Sadwave: «На ножах» «Помешательство»
17 сентября 2019

Представляем альбом московских нойз-рокеров «На ножах» «Помешательство», который развивает идеи, заложенные дебютным EP.

Текст: Александр Токарев

Вот что значит серьёзный подход к делу: сказали в прошлый раз, что за июнь-июль планируют записать альбом — и записали. Всем бы такую работоспособность.

«Помешательство» звучит логичным продолжением дебютной семерки «Ножей», и, несмотря на то, что с момента её выхода прошло совсем немного времени, развитие группы слышно практически во всём.

Музыка «Ножей» стала ещё разнообразнее, теперь её уже сложно описать полушуточным определением «батя-нойзрок». Немало этому способствует работа с приглашёнными музыкантами: на
«Помешательстве» звучат труба, саксофон, виолончель, хуячащая в диссонанс гитара. «На ножах» не боятся эскпериментировать со звуком, что нисколько не вредит энергичности группы.

Музыканты группы рассказали нам о работе над пластинкой

О записи альбома

Паша Орлов (басист «На ножах»): Писались на полюбившемся Nitrojam, там же, где делали EP. Там уже все знакомо, есть контакт и взаимопонимание со звукачом Никитой, а поскольку записать хотелось все максимально быстро, то пошли по уже опробованной схеме работы. Все было записано за четыре дня в июне и июле. Выцедить больше времени и финансов мешали типичные проблемы панк-рокера: работы, жены, дети и т.д. Наверное, это даже полезно — держит в тонусе, не дает бесцельно пинать хуи. Напряженной показалась вторая сессия, потому что в первый день мы помимо гитары, баса, барабанов и вокала писали «гостей»: гитару Максима Аляски (Naska, Morana, minus.mensch), виолончель Вали Мингалева и вокал Никиты Розина (Eeva). То есть свалилась повышенная концентрация задач, но мы уложились-таки четко в план.

Любопытно, что в следующий, последний день мы думали, что освободимся раньше времени, так как задач оставалось не так много, преимущественно какие-то штрихи, однако в итоге мы как-то так закопались, что еле успели. Очередная напоминалка, что не стоит себя переоценивать. Да, ну и я мальца не точен в том, что все было записано на Nitrojam — в одном треке понадобилось переделать вокал, с чем нам помогла студия Pentagram House. Еще удаленно были записаны труба и саксофон. Отозвался Ваня Бобко из Красноярска, кореш нашего Жени, игравший/играющий с Niggers и The Warp. Человек прям заморочился, записал кучу вариантов, чувствуется, что вложил душу, что, конечно же, офигенно.

Из приколов, связанных с записью, мне припомнить особо нечего, потому что большую часть времени я, как и подобает параноику, парился о том, как все успеть и ничего не проебать. Действительно забавным, в плане записи, был момент с песней «Любовь». Я хотел сделать там хор. Но не хор советской армии, а крутой хор живых людей в духе mewithoutYou. Вот только как этого добиться, я не понимал совершенно. Оставалось действовать только методом проб. В числе вариантов было собраться у микрофона и что-то такое попытаться поорать. Полагаю, это был один из самых неловких моментов в жизни каждого из участников группы. Есть такой мем — видос с какой-то хоровой оргии типа Live Aid, и там Боб Дилан явно не в своей тарелке, не попадает в слова и вообще всем своим видом показывает, что желает провалиться сквозь землю, лишь бы не участвовать в окружающем идиотизме. Вот, думаю, Аня с Женей в тот момент чувствовали себя таким Бобом Диланом. Результат, конечно же, получился блевотный и никакой хор в треке делать не стали, но зато поржали. Ну я, во всяком случае. Главное, на самом деле, что мы на практике попробовали волновавшую идею и убедились, что она не работает. Иначе, не попробовав, я так и продолжал бы париться и думать, что мы что-то упустили в решении песни.

Аня Шварц (барабанщица «На ножах»): Nitrojam стала любимой на данный момент студией, очень ненапряжно течет время, и, в то же время, очень продуктивно. Из угаров хор был однозначным лидером, очень удивилась насколько громко и харизматично может петь Паша.

«На Ножах» (слева-направо): Женя Строков (вокал, гитара), Аня Шварц (барабаны), Паша Орлов (бас)

О текстах

Паша: По текстам вдохновлялся всяким пиздецом, внутренним и внешним: от личных заебов, вроде страха смерти и переживаний по поводу херовой жизни дворняг, до вечно актуальной повестки из домашнего насилия и пиздингов на митингах. Все написано довольно просто и прямо, без мудрствований и витиеватой образности, которую я на русском языке не очень воспринимаю и не люблю. Тексты вообще для меня жуткий головняк — поэтическими наклонностями я никогда не страдал и прежде всегда складывалось так, что к текстам в группах я никакого отношения не имел. С «Ножами» же получается так, что если не напишу я, то не напишет никто. Это я не к тому, что я такой классненький, а к тому, что раз сам инициировал проект, то сам и должен расхлебывать.

У меня нет такого, как у тех ребят с поэтическим даром — пишут, потому что не могу не писать типа, из них это прет и всё. Я скорее понимаю, что вот складывается трек по музыке, вот к нему нужен текст, вот меня волнует такой-то вопрос, и вот я какое-то время об этом думаю и, строчка за строчкой, набрасывается текст. По времени получается по-разному. Например, довольно объемную телегу «Ошибок» я на эмоциях накидал за день-два. А вот две строчки к «Врагам» пилились с полгода. Сначала там вообще был текст про попов, но потом «помогли» мусора — впечатлили весенние кадры избиения подростков на каком-то рэп-фесте. Ну а летние события только подтвердили, увы, актуальность появившихся тогда строк. Поскольку с собственной придумывалкой текстов у меня не супер, иногда я цитирую (к чем у эти эвфемизмы — пизжу) понравившиеся мне фразы, обрывки из случайно встреченных источников, обыгрываю их, перерабатываю, доразвиваю и т.д. При желании в треках можно найти куски Роберта Пенна Уоррена, Горького, Невзорова и еще пары ребят.

«Равноденствие» написал Женя еще в Красноярске с группой sonograms. Изначально трек был на английском, но он написал новый текст на русском, последние слова дописали в студии прямо перед записью. Я этому очень рад, не только потому что у меня оказалось меньше головняка, но и потому что у него получилось нечто отличное от моего мрачняка, более изящное и образное. У нас вообще, хочется верить, все треки разные, и очередная доля разнообразия меня только радует.

Особняком в плане текстов стоит трек «Любовь», где используются библейские строки. При этом я не только убежденный атеист, но и вообще противник любой религии. Противоречия для меня тут нет, поскольку Библия по мне — это литературный памятник. В целом сомнительного качества, но несколько крутых телег там есть, в том числе вот эта, первое послание апостола Павла к Коринфянам. Идея ее использовать возникла не от лени, а как-то естественно — родилась музыка и почти сразу же в голове сами собой закрутились строки из Библии.

О музыкальных влияниях

Паша: Jars и «Казускома», о которых я говорил в прошлый раз, для меня были скорее первичными ориентирами, чтобы на самом начальном этапе объяснить другим людям примерно какого направления хочется. Далее каждый участник, общая работа и какие-то постоянные воздействия естественным образом вывели нас куда-то в другую сторону. Сейчас надеюсь, что у нас начинает более-менее оформляться свое лицо. Когда пошли первые канцы и релизнулся EP, мы как-то неаккуратно шутили за батя-рок, из-за чего многие реально стали думать, что мы активно на него дрочим. Влияние, полагаю, есть, но мне трудно припомнить, чтобы вот что-то напрямки пиздилось или служило референсом. В «Любви», разве что, по-началу хотелось более тяжелой барабанной поступи в духе зеппелиновской «When the Levee Breaks», но эта идея почти сразу же была отброшена.

Так-то из референсов мне скорее вспоминаются mewithoutYou, These Arms are Snakes, Modest Mouse, Queens of the Stone Age или, например, более внезапные пост-рокеры Godspeed You! Black Emperor, хэви-металисты WASP или древние психодел-гаражники The 13th Floor Elevators. То есть спектр повлиявших жанров довольно широкий. Разумеется, где-то проскочил и «классический панк-рок», но я тоже не помню, чтобы что-то такое хоть раз озвучивалось, скорее подобное влияние уже просто в крови закреплено, потому что как с нашим музлом мимо этого проехать в принципе?

За дальнейшее движение сказать трудно. Так, навскидку, думаю, что еще какое-то время я бы поразвивал то «наше», что удалось найти, а вот потом бы дал резкий крен вообще в какую-то другую сторону. Определенно будем двигаться по пути эклектики.

Про перезапись двух песен

Паша: Две песни — «Сон разума» и «Ошибки» — были перезаписаны по очень простой причине. Концепт альбома возник раньше, чем EP. Я примерно изначально видел альбом с примерно таким набором треков и даже почти таким же порядком. Но начинать с записи полноформатника не хотелось, нужна была проба пера, которая, я был уверен, выйдет полным отстоем. Каково же было мое удивление, когда ипиха оказалась вполне годной. Но не менять же из-за этого концепт альбома. Да и мне нравится, что у нас теперь есть по два варианта этих песен.

Аня: На самом деле перезаписали, чтобы запилить  в «Ошибки» моднейшую дробь, над которой я страдала на записи и психанула, чуть не послав студию с пацанами на хуй! Но в итоге вроде всё удалось.

Про фиты

Паша: Мне вообще нравится пробовать что-то делать с новыми людьми, а поскольку постоянно встречаешь кого-то клевого и талантливого, то, считаю, грех не мутить какие-нибудь небольшие коллабы. Трек «Уходи» — это изначально была такая игра в метал и тяжеляк. Максим Аляска из метал-тусы, играющий в командах Morana, Naska и minus.mensch, в этом контексте был, как мне кажется, мега-уместен. Я не очень представлял, что он привнесет, но знал, что он придумает что-то крутое. В итоге он четко и профессионально «накидал диссонансов». Имхо получилось пушечно и придало треку необходимой жути, поскольку трек про пиздец.

До того, как в группу пришел Женя, был момент, когда мы думали попробовать поиграть с Никитой из группы Eeva. И как раз в это время сочинилась песня «Любовь». Меня в принципе очень цепляет вокал Никиты, и я как-то привык у себя в голове слышать на этом треке его голос. Респект и большая благодарность Никите, что он отозвался и легко подорвался и на репу, и на запись, и помог сделать трек таким, каким он должен быть.

Аня: могу только добавить, что до того как Аляска стал ебаться со мной играть разный метал, он хуярил в хаотик-хардкор-группе Colorties, так что диссонансов навалил как профи этого дела.

Презентация альбома «Помешательство» состоится 17 октября в клубе «Успех».

Добавить комментарий