Айхал Аммосов (Crispy Newspaper): «Я понимал, что меня могут поймать, штрафануть или посадить. Но я не боялся, иначе кто будет делать дела?»
6 июня 2022

В понедельник, 25 апреля в Якутске задержали фронтмена группы Crispy Newspaper Айхала Аммосова (по паспорту Игорь Иванов). Причиной задержания и последовавших за ним регулярных судов стали антимилитаристские акции Айхала. Самая нашумевшая – одиночный пикет у местной похоронной конторы 25 апреля. Айхал вышел с плакатом «Жених приехал». Надпись отсылала к шоковой сцене из фильма «Груз 200», в которой маньяк-милиционер извлекает из цинкового гроба юношу, погибшего на войне в Афганистане. На момент этой публикации Айхала все еще таскают по судам. В конце мая ему присудили третий штраф в размере 30 тысяч рублей, новая стандартная мзда за уличный протест.

Мы поговорили с музыкантом о смысле протестов в России во время «спецоперации», возможных последствиях и готовности к ним.

Беседовал: Сергей Корнеев

Каждый раз, когда я тебе писал, ты либо готовился к суду, либо приходил с него. Как ты сейчас?

Айхал: Сейчас более или менее спокоен. Хотя временами бывает тревожно. Кажется, за мной слежка. Ездят на машинах, ходят мужики в гражданском по пятам, знают всех моих знакомых и где я тусуюсь. Как я на это реагирую? Спокойно. Понимаю, у них такая работа. Иногда машу им, улыбаюсь, а они сидят в машине и притворяются, будто чем-то заняты. Привыкаю жить с людьми, которые следят за мной. Мы их называем аймахтар – «родственники». Аймахтар кэлэн тураллар, хара сарсыардаттан киэһээҥҥигэ дылы – «родственники наши тут стоят с самого утра и до вечера».

Подробнее о том, как Айхала задерживали, давили на допросах и запугивали, можно узнать из большого интервью на Сибирь.Реалии.

— Зачем ты вышел к бюро ритуальных услуг и именно с тем плакатом?

Айхал: «Жених приехал» – не первая и не последняя моя акция. Листовок по городу я расклеил больше ста, и все они были разные. Мне нравятся фильмы Алексея Октябриновича [Балабанова]. Люблю использовать в творчестве отсылки и референсы. Но здесь цитата имеет особый смысл. ***** в Украине похожа на конфликт в Афганистане и в Чечне. Все конфликты, что начинает Россия похожи и трагичны. Бессмысленны. Люди гибнут из-за прихоти чиновников и олигархов. Агрессию начинают власть имущие, а расплачиваемся мы, обычный народ. Я думал, что цитата тронет людей за живое. 

Акция «Жених приехал»

Почему ты вообще решил протестовать?

Айхал: Я знал, что ***** будет. Двадцатого февраля даже поспорил с другом на две пиццы. Четыре дня спустя российские войска вторглись в Украину. Многие не верили, что будет *****, были заняты житейскими делами, плюс еще и коронавирус. Но я плотно следил за новостями и знал, что Путин что-то задумал. Чувствовал, что в этом году что-то случится. Это мой год. Моё число 22 – день моего рождения. И в этом году формально 22 год правления Путина. Многое сходится. Как началась *****, сразу же начал действовать. Не было ни малейшего сомнения. Никто меня специально не учил протесту, но все прочитанное или просмотренное вдруг оказалось применимым в реальной жизни. Раз *****, то надо выходить на митинг против. На одиночные пикеты. Клеить протестные листовки. Рисовать граффити. Хотел сделать анти****** концерт, но пока не успел. Каждый день был на счету. Я понимал, что мне могут дать пизды обычные люди, которые не понимают суть дела. Понимал, что могут поймать менты. Штрафануть на большую сумму или посадить на 15 суток. Но я не боялся. А иначе кто будет делать дела? Говорить открыто. Ведь кто-то же должен?

Ты говоришь, что опасался столкнуться с «обычными людьми». Разве стоит тогда протестовать против *****?

— Я против любых войн. Странно быть за. Любой осознанный человек, думающий своей головой, будет против вооруженных конфликтов. Мы все смотрели военные фильмы. Смотрели советские фильмы. Война – это всегда плохо. Война ничего хорошего не приносит. Только смерть, голод и нищету. Это же элементарные вещи, которые даже ребенок знает! Но люди настолько отупели, что говорят, что надо воевать. Говорят, что война – это хорошо. Что рано или поздно она бы случилась. Надо предотвращать войны, а не разжигать их. И не способствовать их развитию. Я не хиппи и никогда не был миролюбивым человеком. Не был пацифистом. Но я никогда не был за войну. Я много книг перечитал про войны. Про Великую Отечественную, про Афган, про Чечню. Я всегда буду против войн. 

В Якутске и в регионе сильны анти***** настроения?

Айхал: Среди молодежи – очень. Молодежь у нас умная, думающая, осознанная. Я верю в нее. Наверное, 95% против *****. Только редкие кадры поддерживают. Может, из-за пропаганды и родителей? Среди старшего поколения больше сторонников *****. Но даже они начинают понимать, что к чему. И тоже становятся на нашу сторону. Людей запутали. Их обманули. Люди не понимают, что творят. Зачем им эта *****? Все хотят жить в мире. Все хотят жить спокойно. Но им говорят что *****необходима. Что она вынужденная. Что не было другого выхода.

Как твои дела после всех судов и штрафов?

Айхал: Сейчас у меня уже четыре или пять административок. И, кажется, мое дело ведут к уголовке. Просто так не хотят оставить потому, что боятся. Что подниму народ. Уже очень много людей за меня. Обычные рабочие, грузчики, таксисты. Молодежь. Интеллигенция. Маргиналы. Жители улусов. (провинциальных районов — прим. авт.)

 — Ты чувствуешь эту поддержку?

Айхал: Да. Поддержка очень сильная. Мне постоянно пишут, я вижусь с людьми на улице, общаюсь. Мне пишут из Бурятии, Тывы. Питерские ребята пишут, помогают со сбором денег. Недавно отправили десять тысяч на погашение штрафа. На улице подходили молодые ребята, говорили слова благодарности, говорили что поддерживают меня, что следят за моими делами, сфотографировались на память. Много спрашивают, интересуются политикой, спрашивают, что будет в будущем, когда ***** закончится. В Якутске много молодых людей поддерживают меня. Я хожу на встречи, общаюсь с ними, слушаю их мысли. Они хотят высказаться, но их никто не слушает. Здесь управляют всем одни старики, а молодым не дают ничего. Молодежь уезжает из республики или из страны в поисках лучшей жизни и достойной работы, ведь нормальных условий здесь им не дают. Везде сидят люди в возрасте. Я хотел бы это изменить. Чтобы пришли молодые. Чтобы везде работали молодые, энергичные и амбициозные ребята, готовые к действиям и переменам. У нас здесь стагнация и регресс. Живем будто в консервной банке.
В Якутии очень много молодежи. И им не дают ничего делать. Они просто растрачивают свою драгоценную энергию впустую. Гуляют. Дерутся. Спят круглые сутки. А можно было бы использовать эту энергию во благо. Мы бы многое изменили. Якутск – это город молодых, но управляют этим городом заржавевшие старики-консерваторы. Мы же – новое поколение. Поколение новых романтиков. Нонконформистов и пассионарных личностей. Сейчас наше время. Это наш год. Сейчас мы пишем историю.

Ты уже протестовал раньше?

Айхал: Да. Ходил на митинги, участвовал в общественных делах республики. Много разного делал, но это не было ни ярко, ни дерзко. Я был сдержан и скрытен. Сейчас же стараюсь делать все напоказ: когда люди видят, то перестают бояться, воодушевляются, сами начинают действовать. Я как бы прокладываю дорогу. И говорю, что идти по ней может каждый, она проверенная. Действовать скрытно и анонимно – это умно. Но действовать напоказ – это смело и дерзко. И платить за смелость, возможно, я буду в СИЗО.

Как ты пришел в панк-музыку?

Айхал: Еще в школе начал слушать рок-музыку. Мне очень нравится панк-рок 70-х годов. Панк’77. Мои любимые коллективы это Rudimentary Peni, Sex Pistols, Bad Brains, Totalitar, Fugazi, X-Ray Spex, Blondie, «Гражданская Оборона», «Химера», ранний «ПТВП», The Feederz. Из якутских панк-групп – Dead Biebers. Очень нравится первая волна панка. Музыкально, стилистически и экспериментально. Я играл в разных группах, но все они распадались. Жили от силы год или два. Почти всю свою жизнь я писал политизированные текста о якутских реалиях. Высмеивал власть имущих. Писал сатирические стихи. Но особо ни на кого не ориентировался, просто делал интуитивно то, что хочется делать. Наверное, в Crispy Newspaper можно найти влияние не только зарубежного панк-рока, но и саха-эстрады девяностых. И даже народных песен и арт-рока. Футуристов. И дадаистов. И вообще влияние конкретного прямого рока.

Про якутский лейбл «Юность севера» слышали многие, а что еще происходит на саха-сцене?

Айхал: У якутской сцены свой вайб, своя атмосфера. Мы слишком далеко от центра – будто в резервации. В Якутске много сцен, не только «Юность Севера». Есть тусовка металистов, тусовка инди-рокеров. Я сейчас состою в творческом объединении «ПОТОК». Организуем рок-концерты для разных групп. И панк, и инди, и других. «ПОТОК» сейчас здесь самые интересные. Все сами придумываем. Изобретаем свой панк-рок с нуля. Не ждём ни поощрений, ни похвалы, ни славы. Просто играем для себя и друзей. Якутск – это Сиэтл 90-х. Якутск – это Лондон 70-х. Но делаем то, что должны делать. С большой отдачей и фанатизмом. Только панк-рок дает нам глоток свободы. Мы хотим жить. Хотим свободы. Хотим творить историю.

Помочь Айхалу деньгами на оплату адвоката и штрафов можно по следующим реквизитам:

Карта Сбербанка: 5469 9801 0016 2177
Привязана к телефону 8 (914) 294-04-27
Иванов Игорь Анатольевич

Айхал в и-г*:
@eternalwinter22
@uniteandwin14

*Продукт компании Meta. Власти считают Meta экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории России

Crispy Newspaper — «Им Балай»

«Күн суох сиригэр,
Үктэнэр албын аат.
Туох биһигитин күүтэр?

Саха дьоно буолар аманат.
Алдьат былаас күрүөлээх олбуорун,
Кини оҕолорун суолтан туорат,
Ыксат дьоҥҥун,
Сэрии кэллэ…

Биһиги бэлэммит
Уһун күнү көрсөргө
Эппит тылларбыт
Үйэлэргэ!

Тоҥ буорга көмөллөр
Төрөппүт ийэбин
Мин эрэ хааллым
Бу дойдуга!

Баай эн быаҕын
Хараҕын далыгар
Дойдубар кэллэ
Тыалы кытта Им Балай!»

(«Там, где нет солнца
Наступает имя лукавое
Что же нас ждет?
Народ Саха становится узником.
Сломай забор власти!

Детей властьимущих убери с дороги,
Поспеши для своих людей –
Война пришла…

Мы готовы
Встретить долгий день.
Наши сказанные слова –
На века!

На холодной земле
Похоронят мою родную мать.
Только я один остался
На этой проклятой земле!
Завяжи веревки
На пороге своих глаз –
На наши земли
Пришла кромешная тьма
»)**

**Авторский перевод Айхала Аммосова. К сожалению, не все поэтические образы поддаются точной передаче на русский язык.

Подробнее о якутской панк-сцене читайте в нашем материале.


Подпишись на Sadwave в социальных сетях:
ВКонтакте Telegram

Добавить комментарий