Премьера на Sadwave: «На ножах» «Все умрут и никого не останется»
8 октября 2020

Представляем новый альбом московского нойзрок-трио «На ножах» «Все умрут и никого не останется». Басист группы Паша Орлов рассказал Sadwave о каждой песне с пластинки.

Текст: Павел Орлов (басист «На ножах»)

«Маяк» 

Сразу скажу, что альбом мне видится таким полуконцептуальным, и, надеюсь, кто-то разделит со мной это видение. Не в полной мере концептуальный, так как тут нет сквозной сюжетной линии, главного героя и так далее. Однако выдержана общая сквозная тема, мысль и настроение, а треки во многом перекликаются друг с другом. Входом служит «Маяк», трек тягучий, монотонный, с массой эффектов, чтобы настроить на нужную мрачную волну. Здесь же — в краткой форме основная тема альбома. Песня появилась сразу после просмотра фильма, называть который, пожалуй, не стану — настолько это очевидно. Тем более, что тот же фильм задал и иллюстративную концепцию альбома. Правда, минималистичный текст — это почти прямая цитата из другого кино, из «Бесконечной истории», криповой экзистенциальной сказки о всепоглощающей пустоте/темноте. Последующие треки — о разных гранях-проявлениях этой темноты.


«В моей голове» 

Эксперимент с еее-роком: топорный риф и прямые барабаны ложатся на ломанные размеры, трехактовую структуру и не суперстандартные для жанра инструменты, контрастно звучащие валторну и клавишные. Текст — попытка понять мотивацию любителей вписываться за разного рода народные республики, ну и вообще фанатов насилия, войнушек и милитаризма. 


«Я живу в России и мне страшно» 

Один из лейтмотивов альбома — страх. Само это слово появляется, кажется, в половине песен. Этот трек мы уже выпускали синглом и в комментариях нам посыпалась та самая песня «Пасош». Не все, по ходу, еще различают плагиат и аллюзию. Тем более, что на названии прямая перекличка с «Пасош» и заканчивается. Поясню. Я не в восторге от идеи трека «Россия». По мне так, если ты живешь в России и тебе не страшно, то ты или лукавишь, или не догоняешь. Хуже того, это еще и шапкозакидательством отдает.

Речь не столько про условную вероятность каждого из нас в любой момент оказаться на бутылке. Это полбеды. Речь про общий вектор развития страны куда-то в пыльное, сто раз пережеванное прошлое, из которого еще и берется самое худшее. Можно, конечно, делать вид, что этого всего не происходит, помирать, блядь, в окраинных парках, но что-то как-то сомнительная установка. Пойнт нашего трека, само собой, не в том, чтобы прятать голову в песок — у страха, как известно, функция, прежде всего, мобилизующая. 


«Don’t happy be worry» 

Трек о клинической депрессии и иронии по поводу поверхностных способов борьбы с ней. Небольшая деталь — в треке помимо основной басовой партии есть еще и басовая партия, сыгранная виолончельным смычком с питч-шифтером «Whammy». Техника редкая и даже спорная, но именно она помогла разнообразить аранжировку и добавить напряжения звучанию. 

«На ножах» (слева-направо): Евгений Строков (гитара, вокал), Анна Шварц (барабаны, бэк-вокал), Павел Орлов (бас, клавишные, бэк-вокал)

«Слон»

Эта песня делалась под влиянием североирландского мат-рок-трио We Are Knives, дискография которого насчитывает, увы, всего лишь одну ипишку. Длинная инструментальная часть, запутанная структура и орущий имо-вокал в конце. Текст довольно абстрактный и применим ко многим пограничным ситуациям, но вообще изначально был размышлением о шутинге. Музыкальной основой послужила пьеса Бетховена «К Элизе», мелодию которой часто ставят на школьные звонки (она же, по-детски сыгранная на расстроенном пианино, звучит в конце предыдущего трека). Когда трек уже был на этапе сведения, я решил пересмотреть один из самых известных фильмов о шутинге — «Слон» Гаса Ван Сента. Оказалось, что в одной из ключевых сцен герой играет на фортепиано именно «К Элизе». Так совпало. 


«Никто не виноват» 

Один из двух треков на альбоме, сделанный в период карантина. Риффы появились из игры с «Whammy» и фузом. Лирика — размышление о некоторых главных трагедиях новейшей истории России, шагах к новым трагедиям и традиционном отсутствии чьей-либо ответственности, проще говоря, распиздяйстве и похуизме. Финал — небольшой электронный эксперимент нашего звукача Андрея Иванова, удачно вписавшийся в атмосферу. 


«Время печали еще не пришло» 

Маленький выдох, затишье перед бурей. Лирическая зарисовка в до-мажоре о том состоянии, когда ужасно не хочется возвращаться из сна в суровую реальность.


«Все умрут и никого не останется» 

Люблю большие песни, такие эпики под 10+ минут. Наконец-то удалось самому сделать нечто подобное. К этому подтолкнула давно волнующая тема государственного террора и конкретно сталинских репрессий. По мне  людоедство возведённое в ранг государственной программы это такой апофеоз той самой «темноты». Куплеты, по сути, собраны из фраз, встреченных в воспоминаниях репрессированных о том, как в 30-50-е годы приходили за ними и их близкими. Контрапунктом к этому в бридже — издевательская реплика Сталина, сказанная им после просмотра комедии «Волга-Волга», оператор которой, кстати, был расстрелян во время съёмок фильма.

Увы, трек, по моим ощущениям, сразу вышел за рамки темы только советского террора. В августе, когда альбом уже сводился, я, как и многие, наблюдал чудовищные кадры насилия силовиков в отношении беларусов. И комментарии наших известных деятелей: «Работайте, братья, работайте». В том смысле, что пиздите их (протестующих). В припеве как раз есть слово «работа», применённое в том же ключе — остервенелое, бессмысленное насилие над своими же согражданами. За помощь в нагнетании кульминационного кошмара большое спасибо валторнисту и моему коллеге по группе «ИБН» Саше Яшину и саксофонисту всея андеграундной сцены Руси Антону Пономареву. 


«Рассвет»

Кода. Самый простой и одновременной самый сложный трек. С одной стороны, всего несколько аккордов на басу и голос. С другой — пришлось немало потрудиться, чтобы это звучало. Чтобы понять, как грамотно делать такие минималистичные композиции, одних референсов набралось десятка два, если не три, от Jaga Jazzist и These Arms are Snakes до Idles и «Кино». Песня о смерти и конце мира, но в то же время чуть более светлая, служит выходом (или скорее надеждой на выход) из того мрака, который сгущается на протяжении всего предыдущего альбома. Искренне надеюсь, что следующий альбом нам удастся сделать не таким гнетущим. Правда, когда начинали работать над этим, я говорил так же.


Презентация альбома «Все умрут и никого не останется» состоится 4 декабря в Москве в клубе Punk Fiction и 5 декабря в питерской «Ласточке».


Подписывайтесь на Sadwave в социальных сетях:
ВКонтакте Telegram

Добавить комментарий